Создание коллективного читательского дневника
ОО по-разному видят реализацию указанных выше программ в реальной образовательной деятельности. Кто-то включает межпредметные курсы в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательного процесса), кто-то использует их во внеурочной деятельности. Существует возможность выхода на метапредметные образовательные результаты, зафиксированные в обеих программах, через ведение коллективного читательского дневника, подготовленного в рамках сетевого проекта для семейных команд «Моя семья попала в сеть», который создается педагогами и обучающимися с помощью облачных технологий в форме презентации.
Опыт проведения данного проекта показывает, что интерес учащихся к нему очень высок, он действительно позволяет существенно повысить не только мотивацию к чтению, но и значительно улучшает качество читательской и ИКТ-грамотности. Значит, деятельность учащихся в проекте можно использовать как процедуру оценки соответствующих метапредметных результатов освоения ООП. Однако в этом случае нужно иметь надежный валидный инструмент оценки сформированности этой группы результатов в рамках создания коллективного читательского дневника.
Задание проекта представляет собой учебную ситуацию: обучающимся предлагается выбрать одну книгу, рекомендованную учителем для чтения, прочитать ее и оформить страницу-анонс в совместной презентации (в проекте это была «PR-акция»). Для создания оценочных измерителей требуется доработать задание проекта таким образом, чтобы его компоненты в перспективе совпадали с объектами оценивания. Поэтому возникает необходимость разделить некоторые предлагаемые способы деятельности на отдельные действия и присвоить коды (номера) каждому заданию (приложение 1).
Таким образом, многокомпонентное задание-ситуация стало контрольно-измерительным материалом для выявления достижения учащимися результатов освоения межпредметных программ «Смысловое чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Лист самооценки для обучающегося
Следующим шагом стало осознание того, что инструментов оценки должно быть два. ФГОС общего образования реализуется на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает максимальное повышение субъектности учащегося в процессе обучения, поэтому был разработан «Лист самооценки обучающегося „Мой навигатор“»(приложение 2). А для внешней оценки качества выполнения задания был разработан второй инструмент — «Оценочный лист педагога».
Условием, определяющим качество инструмента оценки, является однозначное соответствие между оцениваемым результатом деятельности и его индикатором. Именно поэтому объекты оценивания заложены в строгом соответствии с содержанием и кодом каждого компонента учебного задания. Затем была разработана необходимая шкала оценивания. Рассматривались варианты использования числовой десяти-, пяти-, трехбалльной шкалы, дихотомической вербальной или пиктографической оценки (да/нет, зачет/незачет, +/-). В итоге решили, что она будет числовой трехбалльной, т. е. будет соответствовать трем индикаторам.
Формулировкам показателей выполнения задания и вербальным индикаторам оценки в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» придали позитивный, утверждающий (модальный), а значит, мотивирующий характер, побуждающий к действию и понятный для данной возрастной категории обучающихся. Само название оценочного листа («Мой навигатор») тоже способствует повышению самооценки обучающегося, а это очень важный личностный результат.
Оценочный лист педагога
Для создания «Оценочного листа педагога» (приложение 3) предстояло, во-первых, конкретизировать, какие метапредметные образовательные результаты формируются благодаря структурированным в задание компонентам (способам деятельности) на каждом из этапов работы. Сложилась своего рода карта-матрица УУД, получаемых в итоге выполнения задания. Во-вторых, сохранив числовую трехбалльную шкалу, разработать под каждый формируемый метапредметный способ деятельности три аутентичных индикатора. В-третьих, создать систему-«переводчик» набранных обучающимися баллов, конвертирующую их в принятую в ОО пятибалльную отметку для выставления в журнал.
Естественно, количество объектов оценивания (результатов выполнения проекта) в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» и «Оценочном листе педагога» абсолютно одинаково. При этом они точно соответствуют компонентам задания по ведению коллективного читательского дневника.
Для создания системы-«переводчика», призванной конвертировать набранные обучающимися баллы в принятую в ОО пятибалльную отметку, предлагаем использовать шкалу оценивания, разработанную в данном сетевом проекте (табл. 1).
Таблица 1