Дошкольная организация для детей с нарушениями зрения

18. Дошкольная организация для детей с нарушением зрения является учреждением для воспитания и образования незрячих (слепых), слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием в возрасте от 2-3 до 7 лет.

19. При наличии достаточного контингента дошкольников с нарушением зрения для каждой из указанных категорий детей создается самостоятельная дошкольная организация.

При необходимости может быть организовано совместное (в одной организации) воспитание и обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.

20. Длительность пребывания детей устанавливается для незрячих (слепых) и слабовидящих от зачисления в детский сад до поступления в школу, для детей с амблиопией и косоглазием – от 1 года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и по заключению врача-офтальмолога.

21. Группы комплектуются с учетом возраста и степени нарушения зрения:

для незрячих (слепых);

слабовидящих детей;

детей с амблиопией и косоглазием;

детей со сложными дефектами.

Группы со сложной структурой дефекта комплектуются по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Группы могут комплектоваться по одновозрастному или в случае необходимости – по разновозрастному принципу.

22. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста и составляет соответственно для:

незрячих (слепых) – для обеих возрастных групп – не более 10 детей;

слабовидящих, с амблиопией и косоглазием до 3-х лет – не более 10 детей; старше 3-х лет – не более 15 детей;

со сложными дефектами - для обеих групп – не более 8 детей.

23. Обучение детей осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом оборудование для незрячих детей базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

24. Прием детей с нарушением зрения ведется в течение года при наличии в дошкольной организации свободных мест.

25. Приему в дошкольную организацию для детей с на­рушениями зрения подлежат дети в возрасте от 2 до 7 лет (в яс­ли-сады - с 2 лет, в детские сады - с 3 лет), имеющие выра­женное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном плеоптоортоптическом лечении.

26. Офтальмологические показания к направлению детей в специальную до­школьную организацию устанавливаются строго индивидуально на основании данных офтальмологического обследования.

27. В дошкольную организацию и специально организованные группы для незрячих (слепых) детей принимаются:

незрячие (слепые) дети;

дети, имеющие остаточное зрение до 0,04 с коррекцией на луч­шем глазу;

слабовидящие дети с:

остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем глазу с переноси­мой коррекцией;

амблиопией (дисбинокулярной, рефракционной, обскурационной) при любой степени понижения зрения, нуждающиеся в плеоптическом лечении;

косоглазием, требующим ортопто-хирурго-ортоптического или только ортоптического лечения.

Во всех дошкольных организациях, где организова­ны специальные группы для детей с нарушениями зрения, дети с косогла­зием и амблиопией выделяются в самостоятельные группы.

В городах при наличии достаточного контингента детей с косоглазием и амблиопией могут создаваться детские сады и ясли-сады.

28. Дети, страдающие глубокой и тяжелой умственной отсталостью, выраженными нарушениями двигательной сферы, самостоятель­но не передвигающиеся и не обслуживающие себя, психопатоподобными расстройствами различного происхождения (с противопоказаниями для приема в дошкольные организации общего типа), в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка для получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки он направляется на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи органов социальной защиты, в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению ПМПК.

29. Незрячим и слабовидящим детям, имеющим нарушение интел­лекта (легкая и умеренная умственная отсталость), негрубые нару­шения опорно-двигательного аппарата или слуха (с потерей слуха от 30 до 50-60дб), коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации образования.

4. Дошкольная организация для детей с нарушениями речи

30. Приему в дошкольную организацию для детей с тяжелыми на­рушениями речи подлежат дети в возрасте от 2 до 7 лет с нор­мальным слухом и первично сохранным интеллектом, c задержкой речевого развития от 2 до 3-х лет, с общим недоразвитием речи, в том числе с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, заиканием и другими речевыми нарушениями, которые должны быть подготовлены к обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В данное учреждение могут направляться дети с ранним детским аутизмом, при котором отмечаются нарушения речи при сохранном интеллекте. Коррекционно-развивающая помощь оказывается им на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации.

31. Длительность пребывания детей с нарушениями речи устанавливается от 1 года до 4-5 лет в зависимости от тяжести речевого нарушения.

Дети с задержкой речевого развития и общим недоразвитием речи первого уровня принимаются в 1 младшую группу (с 2 лет) или во 2 младшую группу (с 3 лет) и воспитываются в данном учреждении до полного формирования речи (длительность пребывания составляет 4-5 лет).

Дети с общим недоразвитием речи второго уровня принимаются во 2 младшую группу (с 3 лет) или среднюю группу (с 4 лет) и воспитываются в данном учреждении до полного формирования речи (длительность пребывания составляет 3-4 года).

Дети с общим недоразвитием речи второго уровня принимаются в среднюю группу (с 4 лет) или старшую группу (с 5 лет) и воспитываются в данном учреждении до полного формирования речи (длительность пребывания составляет 2 года).

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются в старшую группу (с 5 лет) или подготовительную группу (с 6 лет) на 1 год.

Дети с заиканием принимаются с 2 до 5 лет – на 1 год, старше 5 лет – на 2 года.

32. Вопрос о необходимости продления срока пребывания ребенка в дошкольной организации решается ПМПК.

33. Все группы для детей с нарушениями речи комплектуются с учетом возраста и при тщательном подборе по уровню речевого развития.

34. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста и составляет соответственно для детей:

с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание) – до 3 лет – не более 10 детей, старше 3 лет – не более 12 детей;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи только в возрасте старше 5 лет – не боле 15 детей.

35. Для детей 5-7 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут открываться группы в дошкольных организациях общего типа или оказываться коррекционная помощь в логопедическом пункте при дошкольной организации или общеобразовательной школе.

36. Все дошкольные группы комплектуются детьми по характе­ру и степени выраженности речевого дефекта и с учетом их воз­раста в группы:

1) для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с 2 до 5 лет, поступающие с диагнозами: алалия, афазия, ри­нолалия, дизартрия, имеющие лепетную речь или резко выражен­ное недоразвитие всех сторон речи (звуко-слоговая структура слов, лексический состав, грамматический строй);

2) для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимаются дети 5—6 лет, поступающие с диагнозами: дислалия, ринолалия, дизартрия и имеющие преимущественно фонетико-фонематические нарушения речи при легкой степени недоразвития лексико-грамматического строя, что в дальнейшем может служить препятствием нормальному усвоению чтения и письма;

3) для детей, страдающих заиканием, принимаются дети с 2-летнего возраста с диагнозом заикание.

37. Первоначальный срок пребывания детей в дошкольной организации зависит от тяжести и характера речевого нарушения. В зависимости от состояния речи и динамики речевого развития ребенка срок пребывания в дошкольной организации может быть изменен на основе заклю­чения ПМПК.

38. Все дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, выявляются и направляются детскими поликлиниками или дошкольными организациями общего типа в ПМПК для решения вопроса о возможности приема их в дошкольные организации для детей с нарушениями речи.

39. Не подлежат приему в дошкольную организацию и группы для детей с нарушениями речи следующие дети:

неслышащие и слабослышащие;

слепые и слабовидящие;

с умственной отсталостью;

с психопатоподобными расстройствами различного происхождения;

с частыми судорожными припадками;

с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с противопоказаниями для поступающих в дошкольные организации общего типа.

5. Дошкольная организация для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

40. Дошкольная организация для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА) создается для воспитания, общего развития, лечения и предельно возможного восстановления нарушенных функций, подготовки к обучению в школе для детей в возрасте от 2-3 до 7-8 лет самостоятельно передвигающихся, не требующих индивидуального ухода, самостоятельно не передвигающихся при обеспечении их специальными условиями для физического доступа в детский сад.

41. Для детей, не имеющих возможности посещать дошкольную организацию с круглосуточным или дневным пребыванием, открываются группы кратковременного пребывания (для занятий со специалистами, формирования навыков общения и социального поведения, получения консультативной и методической помощи).

42. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет соответственно:

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата до 3 лет – не более 10 детей, старше 3 лет – не более 12 детей;

для детей со сложными дефектами: для обеих групп – не более 8 детей.

43. Прием детей в дошкольную организацию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведется в течение года при наличии в нем свободных мест.

44. Приему в дошкольную организацию для детей с нарушением ОДА подлежат дети:

самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода;

самостоятельно не передвигающиеся при обеспечении их специальными условиями для физического доступа в детский сад: наличие пандусов, широких дверных проемов, подъемника инвалидного кресла, подъемника вдоль лестницы, автоматических открывателей дверей.

Дети с нарушениями ОДА могут приниматься в специально выделенные группы в составе дошкольной организации общего типа с 2-3 летнего возраста.

45. Медицинскими показаниями к приему детей в дошкольные организации для детей с ОДА являются следующие заболевания:

детские церебральные параличи;

последствия полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

различные врожденные и приобретенные деформации ОДА;

артрогриппоз, хондродистрофия, миопатия;

последствия инфекционных полиартритов, тяжелые формы сколиоза.

46. В дошкольную организацию коррекционного типа принимаются дети с нарушениями ОДА в возрасте от 2 до 8 лет.

Для детей с прогрессирующими формами сколиоза создают­ся специальное дошкольное учреждение или отдельные группы в составе дошкольного учреждения для детей с ОДА.

Дети, у которых двигательные нарушения сопровождаются легкой и умеренной умственной отсталостью, коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом.

47. Дети, не имеющие двигательных возможностей для формирования навыков сидения, ходьбы и воспитания навыков самообслуживания, с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с частыми судорожными приступами, с психопатоподобными расстройствами различного генеза, с выраженными нарушениями зрения и слуха (глухота и слепота), с заболеваниями, которые являются противопоказаниями для приема в дошкольные учреждения общего типа, в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При ремиссии и улучшении состояния ребенка для получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки он направляется на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи органов социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты; в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению ПМПК.

Социальная и коррекционно-педагогическая работа в условиях реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции осуществляется на основе индивидуальных развивающих программ, составленных согласно междисциплинарной оценке психофизического развития ребенка

Наши рекомендации