Правила эффективного ведения дискуссии

1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.Обсуждайте только то, что относится.к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

2. С уважением относитесь к мнению другого человека.Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, считая его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся вначале невероятными вещи.

3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и т. п. — аргументами не являются.

4. Уважайте мнение любого человека.Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Порой свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

5. Придерживайтесь дружелюбного тона.Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одноклассник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения, Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

6. Не спорьте ради спора!Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.

Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потренироваться в их применении. Они должны разбиться на группы

по 10—12 человек. Каждая группа делится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии!

Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Правильно ли воспитывают нас наши родители и как мы будем воспитывать наших детей?», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?», «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?», «Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова?».

Формирование действий по организации и

осуществлению сотрудничества в ходе

учебной деятельности на уроках

Задание «Совместное рисование»

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.

Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.

Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.

Инструкция: учащиеся знакомятся с ... (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного

общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);

• умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;

• взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

• взаимопомощь по ходу рисования;

• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Довольны ли вы результатом?

2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?

3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?

4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?

5. Легко ли было договариваться друг с другом?

Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности

Задание «Компьютерная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: работа в двух группах.

Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации, программа Мюгозой Ро\уег Рот!.

Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности;

• способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты;

• способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

на факультативных занятиях по психологии

Ориентировочная программа (тематический план) занятий по психологии общения в рамках факультативных занятий по психологии для младших подростков (6—7 классы). Занятия

проводятся один раз в неделю (2 школьных урока подряд) с группой по 9—12 человек в кабинете психолога или в помещении, где есть возможность свободно двигаться (Н. П. Сло-бодяник, 2006). Четыре этапа соответствуют четырём четвертям учебного года.

Цель: обучение навыкам позитивного общения, развитие самопознания и рефлексии; формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения; освоение навыков культуры поведения.

Возраст: 11—12 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся с психологом.

Тематический план I четверть. Самопознание

1. Общение в жизни человека.

2. Зачем нужно знать себя?

3. Я глазами других.

4. Самооценка.

5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

6. Ярмарка достоинств.

7. Ищу друга.

II четверть. Позитивное общение

8. Почему люди ссорятся?

9. Барьеры общения.

10. Предотвращение конфликтов.

11. Учимся слушать друг друга.

12. Уверенное и неуверенное поведение.

13. Нужна ли агрессия?

III четверть. Проблемы общения

14. Пойми меня.

15. Мои проблемы.

16. Обиды.

17. Критика.

18. Комплименты или лесть?

19. Груз привычек.

20. Азбука перемен.

21. Вежливость.

IV четверть. Культура поведения

22. Зачем нужен этикет?

23. Приветствия.

24. Умение вести беседу.

25. Телефонный разговор.

288533440. В театре.

288533441. Принимаем гостей.

288533442. Чаепитие (подведение итогов).

Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

в ходе тренингов

Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели, например:

• вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость;

• развивать навыки взаимодействия в группе;

• развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения;

• развивать навыки восприятия и понимания различных людей;

• развивать навыки самопознания;

• преодолевать эгоцентризм;

• учиться познавать себя через восприятие другого;

• формировать эмпатическое отношение к другим людям;

• получить представление о «неверных средствах общения»;

• развивать положительную самооценку;

• корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности;

• совершенствовать рефлексивные способности;

• формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

• знакомиться с понятием «конфликт»;

• определять особенности поведения в конфликтной ситуации;

• обучаться способам выхода из конфликтной ситуации;

• отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов;

• закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации;

• снижать уровень конфликтности подростков;

• преодолевать повышенную тревожность и страхи.

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: работа учащихся в тренин-говой группе под руководством тренера-психолога.

Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1

1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведущего. Он произносит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

2. Упражнение «Угадай, кто это» (1-я часть). Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Все характеристики сдаются ведущему до следующего занятия.

3. Упражнение «Список качеств, необходимых для общения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него проявляются эти качества (оценивая их от 0 до 5 баллов). После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до следующего занятия.

4. Игра «Телефон доверия». Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хотел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то персональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека).

5. Упражнение «Угадай, кто это» (2-я часть). Зачитываются характеристики, написанные на предыдущем занятии. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объек-

1 Приведённые игры и упражнения хорошо известны психологам и так или иначе используются в большинстве описанных в литературе примеров психологического тренинга (см. раздел «Методические материалы и технологии проведения тренинга» в кн.: Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001; Прихожан А. М. Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10—12 лет // Руководство практического психолога /Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998; Кривцова СВ., Мухаматулина Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., 1997, и др.).

тивны и подходят авторам. Затем характеристики дополняются чертами характера, которые отметили в подростке его одноклассники. Акцент ставится на положительных чертах. После проделанной работы учащиеся получают листки с самооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично (см. 1-ю часть). Листки сдаются ведущему.

6. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих только
с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема со
общается одному из них, а он должен передать эту информа
цию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом.
(Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д.

7. Упражнение «Сильные стороны». Каждый учащийся
должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он лю
бит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней
уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ве
дущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать
в руке мячик и лишь по прошествии отведённого времени
(даже если в это время молчал) передать его следующему участ
нику. После того как все высказались, начинается обсуждение
того, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.

8. Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение
удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если
участников больше 10, то два круга).

Первая часть: участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники говорят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что было сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

9. Игра «Ситуации». Учащимся предлагается проиграть
каждую ситуацию, используя различные формы поведения:
1) тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок; 2) тебя
не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с
этими ребятами; 3) тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

10. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы раз
ные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью
текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство
радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом,
натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пят
ном, цветом, чем угодно.

После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний ребят из другого класса. Все они перемешиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди по-разному понимают одни и те же вещи.

Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

11. Упражнение «Пирог с начинкой». Тема — просьба, умение её высказать, выполнить или отказать в её выполнении. Умение отвечать отказом на просьбу. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание — разным. Участникам предлагают нарисовать или описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает просьба. Анализируется, с чем это связано. Подчёркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё в случае согласия и отказа.

12. Упражнение «Детские обиды». Учащимся предлагается вспомнить случаи из детства, когда они чувствовали сильную обиду. Свои переживания им надо изобразить на бумаге в виде сюжетного рисунка, штрихов, линий, цветовых пятен,

фона (в любой манере — реалистической или абстрактной) или описать их словами.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Как ты сейчас относишься к этой обиде? (Нарисуй или опиши.)

2. Что такое обида?

3. Как долго сохраняются у тебя обиды?

4. Какие обиды, по твоему мнению, справедливые, а какие несправедливые?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки, сравнивая «тогда» и «сейчас».

13. Упражнение «Закончи предложение «Я обижаюсь, когда...». Желающие зачитывают свои окончания этого предложения, а ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду. Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, когда ты обижаешь других.

14. Упражнение «Копилка обид». Школьникам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в неё описания своих обид, которые они пережили раньше. На выполнение задания даётся 8—10 минут. После этого учащиеся обсуждают, что делать с копилкой. Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают разорвать копилку вместе с содержимым. После этого обрывки складывают в какую-нибудь коробку и торжественно выбрасывают. Далее обсуждается, что делать с новыми обидами. Подчёркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и т. п. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она проходит.

Групповые игры во внеурочной деятельности

школьников как контекст для формирования

коммуникативных универсальных

учебных действий

Задание «Групповые игры»

Цель: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обо-

гащение поведенческого репертуара учащихся за счёт соци
ально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям
форм поведения, формирование направленности на сверстни
ка, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способ
ности к эмпатии. \ Правила эффективного ведения дискуссии - student2.ru

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

В играх принимают участие школьники 5—9 классов. Особенно рекомендуются игры детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуникативных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнёрами (сверстниками), неразвитость или отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, замкнутость, низкий социометрический статус, нарушения поведения (агрессивность, трудности произвольной регуляции поведения), трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, трудности эмоционального развития (неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в своих эмоциональных состояниях и чувствах другого человека).

Правила проведения игр

Игры проводятся учителем. В этой ситуации учитель выступает не в своей привычной роли, а в роли инструктора,который руководит игровым процессом и организует его. В этом качестве он может предоставлять участникам новую информацию, задавать вопросы и направлять игру, а также выполнять следующие правила:

• брать на себя роль судьи;

• выступать в роли эксперта, иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение;

• не навязывать участникам свои ценности и идеи;

• поощрять членов группы отвечать на вопросы, обращаясь непосредственно друг к другу;

• помогать участникам выражать свои мысли и мнения;

• способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы;

• обращать внимание на процесс общения участников игры (помните, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в общении самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее полное представление о группе);

• выбирая ту или иную игру, определять цели, которые учитель ставит перед собой и участниками;

^

• главное — оставаться самим собой, тогда все участники бу
дут чувствовать себя раскованно и непринуждённо и каждый
привнесёт в работу что-то особенное.

Наши рекомендации