Производство и затраты. Выручка от реализации и прибыль.
· Объемы производства и складские запасы товаров у фирм в настоящее время;
· соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами по различным товарам, выпускаемым фирмой;
· затраты, соответствующие данному уровню складских запасов;
· влияние объемов производства на выручку от продажи и прибыль;
· влияние на затраты изменения объемов производства и складских запасов;
· удельный вес прибыли в цене единицы товара фирмы и отличие его от аналогичного показателя конкурентов;
· затраты, имеющие отношение к принятию решения по вопросам цен.
Основная задача, решаемая с помощью ценовой информации – это определение уровня цены товара, которая бы позволяла реализовывать стратегию и тактику компании.
Фирма должна принимать все меры для получения приведенной информации. Если она не сможет собрать и проанализировать информацию собственными силами, то необходимо обратиться к услугам фирм, специализирующихся на аналогичных исследованиях.
4.4. Методы ценообразования.
Напомним, что ценообразование - это процесс, обеспечивающий формирование, применение и контроль цен. Как уже отмечалось, этот процесс распадается на ряд этапов, важнейшими из которых являются выбор и применение методов ценообразования.
Поскольку существует очень много товаров и услуг, то и методы ценообразования также разнообразны. Важной характеристикой любого метода ценообразования является присущая ему модель расчета цены.
При использовании методов ценообразования решается дилемма, которая представлена интересами продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Интерес производителя (продавца) и потребителя (покупателя) отражаются в двух универсальных видах цены:
1) Во-первых, это цена предложения. Она представляет собой такой минимально приемлемый уровень для производителя, за который он согласен продать свою продукцию. Цена производителя должна компенсировать ему его текущие издержки производства при определенном объеме выпуска этого товара. Формой выражения текущих издержек производства выступает себестоимость товара.
2) Второй вид цены - это цена спроса. Она представляет собой максимальную цену, которую соглашается выплачивать потребитель (покупатель) за приобретаемое количество товара. Если количество товара меняется, то согласовываются новые условия цены предложения и цены спроса.
Первоначальные уровни этих цен, как правило, не совпадают. Их равенство достигается в результате согласования различных интересов продавца и покупателя. Если цена спроса выше цены предложения, то это свидетельствует о том, что у продавца (производителя) имеется возможность повысить уровень цены в своих интересах. Интересы производителя отражаются в вырабатываемой им ценовой политике и ценовой стратегии.
Если цена предложения выше цены спроса, то это обстоятельство заставит производителя реализовать свой товар по цене покупателя. В дальнейшем производитель должен предпринять меры производственно-коммерческого характера, направленные на повышение конкурентоспособности своего товара. Производитель может увеличить объем производства, снизить затраты изготовления. При этом, как правило, вносятся изменения и дополнения в ценовую политику организации.
Согласование цены между производителем и потребителем требует использования конкретных методов ценообразования.
Совокупность различных методов ценообразования представляет собой определенную систему. Все методы ценообразования можно условно разбить на две группы. К первой группе относятся расчетные методы ценообразования. Ко второй группе - рыночные методы (рис. 4.4).Приведённая на рис. 4.4. схема может немного различаться в разных источниках, а также не является полной – существуют и другие методы ценообразования.
|
Также данную схему можно применять и в других дисциплинах. Например, в дисциплине «Учет затрат» эти методы изучаются как методы учета затрат. Можно также сказать, что на рисунке приведены методы калькулирования себестоимости, используемые при определении цены товара.
При применении расчетных методов в основном учитываются внутрипроизводственные факторы. Поэтому расчетные методы определения цены предполагают наличие достоверной информации о производстве, характеристиках и реализации товара. Такой информацией в полной мере может обладать только производитель. В меньшей степени производитель обладает информацией о спросе, уровне денежных средств, которые может уплатить покупатель в конкретных условиях. Поэтому с помощью расчетных методов в основном формируются «цены предложения».
Рыночные методы подходят к ценам главным образом с позиции потребителей и «цены спроса». Но в связи с тем, что на рынке присутствуют, как минимум, два равноправных участника сделки - производитель (продавец) и потребитель (покупатель) - рыночные методы обеспечивают компромиссное соглашение между ними по поводу установления цены. Поэтому рыночные методы объединяют цену предложения и цену спроса в реальную цену товара.
Сама схема методов может выглядеть иначе. На рис. 4.4 представлены далеко не все методы ценообразования. Также мы рассмотрим только некоторые из них.
4.5. Затратные методы ценообразования.
Суть затратного метода ценообразования - в учете издержек и установление таких цен на услуги, которые бы обеспечили окупаемость издержек и нормативный уровень прибыльности. В качестве издержек могут рассматриваться полные, частичные и капитальные затраты.
То есть, затратные методы определяют цену по принципу «затраты плюс прибыль».
Затратные методыценообразования широко распространены. Это объясняется тем, что:
Ø в условиях административных методов управления экономикой они превалировали;
Ø в их основе лежит калькуляция издержек производства, сбыта, послепродажного обслуживания, следовательно, цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспорить;
Ø привязка цены к затратам на производство услуги упрощает решение задачи (все необходимые данные для расчета цены присутствуют внутри компании);
Ø при использовании данного метода компаниями какой-либо отрасли их цены оказываются схожими (сходные или совпадающие цепочки поставок), а конкуренция вследствие этого сводится к минимуму;
Ø данный метод является более справедливым по отношению к покупателю услуги (метод относится к «интуитивно понятным» на бытовом уровне).
Основным преимуществом затратного метода ценообразования, считается гарантированный уровень прибыльности и простота. Тем не менее, простота здесь - понятие весьма условное, поскольку метод предполагают наличие достоверной и полной информации об издержках, приходящихся на единицу услуги. Реально существующая на сегодняшний день система бухгалтерского учета такой информации не дает. Чтобы получить ее, необходимо наладить систему управленческого учета.
Сфера применения затратных методов ограничена, так как они могут служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организацию его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены (цены сделки) нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка.
Как уже было отмечено, все издержки можно подразделить на прямые (переменные, непосредственно относящиеся к производству) и накладные (делятся на переменные и постоянные). Центральным вопросом оценки себестоимости продукции является следующее - какой период выбрать для отнесения постоянных производственных издержек:
Ø период, в котором издержки фактически появляются,
Ø период, в котором продукция реализуется.
Для решения этих вопросов существует два метода: метод полных затрат (издержек) и метод переменных затрат.
Метод полных издержек.
У этого метода существуют и другие названия: метод Издержки плюс, метод поглощённых затрат, абзорпшен-костинг (absorption costing), Full Cost Pricing, Cost Plus Pricing.
Суть метода состоит в том, что все производственные издержки (переменные и постоянные) относятся на себестоимость произведенной продукции и, следовательно, пропорционально распределяются между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе (рис. 4.5).
При методе полных издержек применяется показатель «валовая прибыль»,равный разнице между объемом продаж и цеховой себестоимостью (сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих с налогом, общепроизводственные расходы).
Цена по методу полных затрат определяется следующим образом:
Ц = Иед. + Приб.ед.,
где Ц - продажная цена;
Иед. - полные издержки на единицу продукции;
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, цена определяется:
Ц = Иед. (1+ R/100),
где R - ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Достоинства и недостатки метода соответствуют достоинствам и недостаткам затратных методов ценообразования в целом (см. выше). Но можно отдельно выделить достоинства метода:
1) относительная простота и удобство;
2) обеспечение полного возмещения всех затрат независимо от характера их происхождения;
3) возможность получения максимально возможной в данной ситуации прибыли;
4) метод применяется в бухгалтерском учете, а так же соответствует требованиям налогового учета.
Метод имеет и ряд недостатков:
1) достаточно сильно искажает объем постоянных затрат в себестоимости отдельного вида продукции;
2) не позволяет определить места и причины возникновения этих затрат в себестоимости отдельного вида продукции;
3) не позволяет выявлять резервы снижения затрат, в результате чего заинтересованность в снижении себестоимости продукции выражена слабо;
4) при установлении цен не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом;
5) любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным.
Метод полных издержек применяется на предприятиях:
Ø с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам;
Ø для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов;
Ø при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности;
Ø для нужд налогового учета;
Ø в случае, когда доля общепроизводственных затрат в себестоимости невелика (не более 10%).
Значительно повышает точность калькуляции издержек метод нормативных затрат, или «стандарт-кост». В нем учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат. Альтернативой расчета себестоимости продукции по методу полной себестоимости является метод прямых (переменных) затрат.
2) Метод переменных затрат (директ-костинг).
Данный метод получил широкое распространение в разных странах, где он известен под разными названиями. В Германии и Австрии эту систему называют «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании - учетом маржинальных затрат, во Франции - маржинальная бухгалтерия, маржинальный учет. Часто встречаются термины: учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости, сокращённых затрат, метод частичного учета затрат, калькуляция по переменным издержкам, ограниченная себестоимость. Наиболее распространённым и устоявшимся названием считается «директ-костинг».
Суть метода состоит в том, что все затраты компании подразделяются на переменные (прямые) и постоянные (накладные). При этом переменные затраты относятся на произведенную продукцию, а постоянные затраты относятся на реализованную продукцию и на период реализации (рис. 4.6).
Для того чтобы понять принципиальное отличие этого подхода, следует принять во внимание то, что из общего объема произведенной продукции только часть реализуется, т.е. приносит доход, а остальная часть остается на складе и ждет своей очереди.
В этом методе используется понятие маржинальный доход – это разность выручки от реализации продукции и переменных затрат на производство этой продукции. Различают:
Ø Маржинальный доход (валовый) = Выручка – Переменные расходы;
Ø Маржинальный доход (на единицу продукции) = Цена товара – Переменные расходы (на ед.)
Цена по методу переменных затрат определяется:
Цена = Переменные расходы на единицу + Маржинальный доход на единицу
Или:
Цена = Переменные расходы на единицу * (1 + Коэффициент рентабельности)
Сторонники данного метода приводят следующие аргументы. Постоянные производственные затраты связанны с поддержанием способности производить определенную продукцию, т.е. они содействуют производству (а не участвуют в нем), и непосредственно с выпуском конкретной единицы продукции не связаны. Такие затраты имеют место даже при отсутствии загрузки мощностей и ассортимента продукции. Следовательно, такие затраты не зависят от объема производства, а в большей степени связаны с временным периодом; их необходимо учитывать как периодические и сразу списывать на реализованную продукцию без внесения в ее себестоимость. Также частыми для предприятий, работающих в условиях рынка, являются ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощностей. Возникают так называемые «холостые издержки» - часть постоянных затрат, приходящихся на долю неиспользованных производственных мощностей. В таких случаях к правильным решениям может привести только информация, получаемая в системе учета «директ-костинг».
К преимуществам «директ-костинга» относят то, что с его помощью можно проводить эффективную политику ценообразования, а также определять целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных. К недостаткам метода относят отсутствие у управленцев информации о конкретной себестоимости продукции и сложность в связи с этим финансового и налогового планирования на уровне управленческого труда.
Метод предельных издержек.
Встречаются экономические ситуации, когда доход от текущего объема продаж в денежных единицах покрывает не только переменные расходы при данном количестве реализованного товара, но еще и совокупные постоянные издержки, однако уровень заданного объема продаж в натуральном выражении еще не достигнут. Тогда для стимулирования покупательского спроса в условиях его высокой эластичности и отсутствия других вариантов его стимулирования целесообразно воспользоваться методом предельных расходов (англ. marginal cost pricing) и установить цену товара на уровне переменных расходов.
Метод предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже освоенного производства. Эти издержки в экономической литературе называют по-разному: маржинальные, предельные, сокращенные, прямые, а в практической деятельности таковыми принято считать переменные расходы. В этом случае цену рассчитывают по формуле:
где Ипер. – сумма предельных (переменных) издержек на единицу, руб.
Метод предельных (маржинальных) издержек позволяет выявить наиболее рентабельные виды продукции. Но он является более сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. В случае его использования предприятие должно оценивать потенциальный объем продаж по каждой предполагаемой цене. Применяют его в различных ситуациях:
− если у предприятия имеются свободные производственные мощности и постоянные затраты уже покрываются текущим объемом производства. В данном случае с целью расширения объема продаж предприятие может пойти на формирование цены с учетом только переменных издержек;
− если предприятию необходимо завоевать долю рынка, и оно намеревается использовать ценовую стратегию проникновения на рынок, то есть цена на его изделие устанавливается ниже цены аналогичного товара на рынке. В этом случае необходимо учесть, что длительное время использовать этот метод невозможно, так как в конечном счете необходимо возмещать все затраты и получать прибыль. У предприятия должны быть финансовые ресурсы, чтобы продержаться на данном уровне цены на свою продукцию, или такой метод используется только при определении цены на несколько видов выпускаемых товаров.
В части ценообразования этот метод наиболее эффективно использовать для определения цены изделия, при имеющихся свободных производственных мощностях, а также для определения минимальной цены краткосрочных продаж.
В российской практике метод не распространен, что вызвано неурегулированностью принципов управленческого и налогового учета.