Курсовая работа как способ оценки профессиональных знаний, умений и навыков
Курсовая работа студента – способ развития навыков проведения научных исследований, включающих в себя следующие основные этапы: постановку проблемы, целей и задач исследования, выбор и обоснование методов сбора необходимых данных и их анализа, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов. В тоже время, качество подготовки и защиты курсовой работы может служить оценкой профессиональных знаний, умений и навыков студентов:
- степени знакомства с существующими научными представлениями по решаемой в работе проблеме;
- владения методами сбора, подготовки и анализа данных;
- способностей к обобщению получаемых результатов;
- оформления и представления своей работы.
1.1.2. Общие требования к выполнению и содержанию курсовых работ
Общими требованиями к курсовым работам являются:
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения материала;
- краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;
- убедительность аргументации;
- конкретность изложения результатов работы;
- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
- использование для решения поставленных задач средств и методов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин;
- корректное использование заимствованной информации.
Курсовая работа должна:
- быть выполненной на соответствующем теоретическом уровне;
- включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;
- основываться на результатах самостоятельного исследования, если этого требует тема;
- иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключении работы;
- иметь необходимый (требуемый) объем;
- быть оформленной в соответствии с требованиями настоящих Методических рекомендаций и выполненной в установленные сроки.
Оформление курсовой работы осуществляется в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Правила оформления подробно описаны в главе 4.
Тематика курсовых работ
Тематика курсовых работ должна отвечать задачам данного курса и таким требованиям, как научность, новизна и актуальность. Она строится на фактическом материале, на итогах практик, научных работах преподавателей, проблемах научных семинаров с широким привлечением литературы (в том числе на иностранных языках), освещающей новейшие достижения российской и зарубежной науки.
Темы курсовых работ, представленные научными руководителями, утверждаются кафедрами, ведущими те дисциплины, по которым учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ, в установленный заведующим кафедрой срок.
Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который помогает определить тему, поставить цели и задачи курсовой работы, даёт советы по методике выполнения курсовой работы. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее выполнения.
При выборе темы студент должен учитывать: ее актуальность, познавательный интерес к ней, возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).
Курсовая работа на 2-м и 3-м курсе, как правило, посвящается ознакомлению с новейшими научными источниками по актуальным проблемам и вопросам науки. Она должна научить студента методам работы с научной литературой, составлению краткой научной сводки по рассматриваемой тематике с изложением основных научных положений с критическим их разбором, основанным на изученном литературном материале.
Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему. Она выполняется на основе фактического материала, собранного во время производственной практики, экспериментальных и лабораторных исследований. Дополнительно используются литературные, архивные, фондовые, картографические, аэрокосмические и иные источники. Студент должен показать умение разбираться в фактическом материале, анализировать его, критически использовать литературные источники, умение доложить и защитить результат проделанной работы.
Основные различия в содержании курсовых работ 2-ого, 3-его и 4-ого курсов отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Различия в содержании курсовых работ второго, третьего и четвертого курсов
Характеристика | 2-3 курс | 4 курс |
Цель курсовой работы | Анализ опубликованной информации и овладение методами исследований | Анализ полевых данных с использованием изученных методов исследования |
Основное внимание в работе посвящено | Анализу имеющихся источников информации (научные, литературные произведения, картографический материал, статистические данные, материалы исследовательских экспедиций, материалы Интернета) | Анализу собственных (полевых / лабораторных и т.п.) данных и литературных источников |
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать | – | 1/3 текста |
Источник данных | Литература, материалы учебных практик | Собранные, в том числе собственные, материалы производственных (полевых) практик, лабораторных исследований и пр. |
Число страниц | Не менее 24; рекомендуется не более 60 | Не менее 30; рекомендуется не более 60 |
Число источников информации | Не менее 20 | не менее 30 |
Тема курсовой работы 4-ого курса обсуждается с научным руководителем в конце весеннего семестра 3-его курса с целью определения конкретного задания на лето. Цели и задачи производственной практики в конце 3-его курса должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. В случае если кафедра приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.
Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя с разрешения заведующего кафедрой.
У каждого студента должна быть собственная тема курсовой работы. Подготовка курсовых работ по одной теме несколькими студентами не допускается.