V.2.1 Выбор темы и подбор литературы по теме
Первым этапом работы над рефератом является выбор темы и подбор литературы по теме.
Тема реферата выбирается студентом под руководством и при участии преподавателя. Желательно, чтобы выбор темы был осознанным, т.е., прежде всего, область исследования должна отвечать личным познавательным интересам автора. Тема реферата должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по своему содержанию. Тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем учебной работы не позволит раскрыть ее.
После выбора темы студент приступает к поиску литературы, опубликованной по данной тематике. Чем более узкая тема выбрана, тем более тщательный поиск требуется провести для ее полного освещения.
Правильный, корректный подбор литературы по необходимой тематике - это первый и важнейший этап написания рефератов. В случае неправильного подбора литературы у студента может сложиться неверное мнение о состоянии рассматриваемого вопроса.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
· знакомство с литературой, просмотр и выборочное чтение с целью получения общего представления о проблеме и структуре будущей научной работы;
· исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании в обязательном порядке указывается автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страницы);
· обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Использованная литература может быть различного характера: монографии, учебники, диссертации или их авторефераты, журнальные и газетные статьи, ресурсы Интернета и т.д. Могут использоваться как отечественные, так и иностранные издания. Большинство использованных литературных источников должно быть опубликовано не позднее последних 5 лет. Это позволяет изучить современное состояние проблемы. Все найденные источники литературы студент оформляет в виде списка в соответствии с существующими ГОСТами, правилами и рекомендациями, принятыми в издательствах. Преподаватель проверяет соответствие найденных литературных источников выбранной тематике и, после возможной корректировки списка, допускает студента к написанию реферата.
V.2.2 Составление плана
Полученный в результате работы с литературой и источниками материал как правило превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант реферата и составить его план. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно переданы в тексте реферата в качестве заголовков разделов. Составленный план реферата также предоставляется преподавателю для проверки и обсуждения.
V.2.3 Написание реферата
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям: информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение содержания документа, основных фактических сведений и выводов; лаконичность, четкость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации; отсутствие дублирования в тексте реферата сведений, содержащихся в библиографическом описании реферируемого документа. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Характерные для публицистики эмоциональность и пристрастность при написании реферата недопустимы. Позиция автора должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения — объяснять значение терминов в скобках или сноске. Не следует употреблять иностранные термины, если имеются равнозначные русские. В научных исследованиях и рефератах приняты косвенные формулировки авторской позиции: «Как представляется...», «На наш взгляд...». Не принято изложение от первого лица. Например, вместо «Я уверен, что...» лучше применять такие обороты, как «автор считает», «по мнению автора» и т. д.
В заключении необходимо подвести итог всего изложенного материала, сделать выводы по результатам проведенного анализа.
Отдельным требованием к реферату по дисциплине «Основы научных исследований» является наличие практической части: учащийся должен представить анализ статьи.
V.2.4 Оформление реферата
Реферат оформляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Требованиям к ВКР ИТМО» от 15.12.2015, размещенными на сайте Университета ИТМО в разделе «Образование», подразделе «Проектирование образовательных программ», вкладке «Локальные нормативные акты университета ИТМО»
Реферат состоит из титульного листа, содержания, введения, содержательной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Титульный лист является первой страницей реферата и содержит основную информацию, позволяющую идентифицировать работу. На титульном листе приводят следующие сведения:
· наименование вуза;
· наименование кафедры, которая принимает реферат;
· название курса, по которому пишется реферат;
· тема реферата;
· ФИО и номер группы студента, выполнившего реферат;
· ФИО и должность преподавателя, принявшего реферат;
· место и дату написания реферата.
Содержание должно включать в себя основные структурные компоненты работы:
· оглавление;
· введение;
· содержательную часть;
· заключение;
· список использованной литературы;
· приложения.
По структуре содержания должна быть понятна полнота изложения рассматриваемой проблемы, видна логика изложения. Введение должно содержать общую постановку проблемы. Также здесь необходимо отметить актуальность вопроса, определить цели и задачи написания данной работы, последовательность дальнейшего изложения материала. В содержательной части (не менее 3⁄4 объема реферата) должна быть полностью раскрыта рассматриваемая тема. Если необходимо, основная часть может быть подразделена на разделы и подразделы. Изложение должно представлять собой аналитический обзор литературы по данной теме. Необходимо не только рассмотреть суть вопроса, но и отразить все возможные аспекты рассматриваемой проблемы – указать положительные и отрицательные моменты, рассмотреть вопрос с разных сторон, привести различные мнения и взгляды на рассматриваемую проблему и т.п. Изложение материала должно быть логически построено и выверено, стиль текста должен быть научным, т. е. ясным, точным, однозначным и последовательным.
В заключении необходимо подвести итог всего изложенного материала, сделать выводы по результатам проведенного анализа.
Список использованной литературы необходимо оформить в соответствии с общепринятыми требованиями. В него должны входить ссылки на всю литературу, использованную при написании данного реферата в порядке упоминания в тексте, алфавитном или систематическом. Список литературы, как правило, состоит не менее чем из 10 источников для реферата по широкой тематике и порядка 15 источников для более узкой темы.
В конце реферата помещается приложение. Оно включает материалы, дополняющие основной текст реферата.
V.2.5 Подготовка к защите реферата
Данный этап включает в себя:
· сдачу и регистрацию реферата на кафедре;
· предварительная проверка и получение допуска от преподавателя дисциплины;
· подготовку презентации по реферату (см. Приложение 2);
· подготовка выступления по реферату (7-10 минут).
На защиту реферата учащемуся предоставляется 10 минут. Защита проходит в виде презентации, которая иллюстрирует то, что излагает докладчик. Содержание доклада не должно дублировать содержание презентации. Доклад должен иметь кольцевую композицию: начинаться с представления темы, цели и задач работы, отражать основные положения работы по главам и завершаться обоснованием достижения цели и решения поставленных задач, а также указанием на возможные перспективы исследования.
Практической частью защиты реферата является представление тренинга.
Для получения высокого балла за реферат учащийся должен ориентироваться на следующие критерии:
· соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам, отсутствие в тексте отступлений от темы;
· постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение;
· логичность и последовательность в изложении материала;
· способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;
· умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию;
· объем исследованной литературы и других источников информации;
· правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);
· соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста);
· способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;
· владение исследовательскими навыками;
· научность реферативного исследования;
· качество оформления презентации;
· емкость и содержательность презентации;
· владение навыками публичного выступления и межперсональной коммуникации;
· соответствие выводов прославленной цели и задачам;
· владение навыками планирования и управления временем при выполнении работы;
· качество и эффективность тренинга.
Образец титульного листа и шкалы оценивания представлен в Приложении 7.
VI. Подготовка к тестированию
Тестирование является важным критерием рубежной и промежуточной аттестации студента по дисциплине и направлено на выявление ключевых знаний студента по одному, нескольким или всем модулям дисциплины.
При подготовке к тестированию необходимо обращать внимание на информацию, характеризующуюся конкретной информацией: термины, определения, направления, принципы, законы и т.п. Для этого необходимо еще раз тщательно изучить содержание всех пройденных лекционных и практических занятий и составить для себя схематичный планы по принципу «тема - направление - ключевые понятия». Пример данной схемы по теме «Методы эмпирического и теоретического уровней познания» в профессиональной деятельности» представлен в Приложении 8.
В ходе сдачи теста рекомендуется придерживаться следующих правил:
· предварительно изучить структуру теста, оценить объем времени, выделяемого на данный тест, увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
· пропустить те вопросы, в знании которых нет уверенности, чтобы вернуться к ним позже;
· внимательно читать задания до конца;
· использовать метод исключения неправильных вариантов;
· рассчитать время на выполнение теста таким образом, чтобы 1/3-1/4 запланированного времени
VII. Подготовка к зачету
Система оценивания по курсу «Основы научных исследований» выстроена таким образом, что студент имеет возможность получить необходимые баллы для зачета без непосредственной сдачи зачета по вопросам.
Структура формирования итогового балла по модулям и видам работы представлена в Приложении 9.
Если студент не набрал необходимых баллов к промежуточной аттестации по итогам двух модулей, ему необходимо сдавать зачет по вопросам, которые выдаются преподавателем группе в начале семестра.
Подготовка к зачету является индивидуальной и зависит от мнемонический особенностей каждого человека. При этом следует придерживаться общих рекомендаций:
· необходимо структурировать весь материал по вопросам;
· процесс запоминания не может быть механическим и должен быть непосредственно соотнесен с процессом осмысления;
· целесообразно подготовить опорные минипланы ответа по каждому вопросу;
· важно уделять внимание планированию времени: на подготовку к сдаче зачета необходимо не менее 4-х дней. Непрерывное рассмотрение не должно превышать 2-х часов с обязательным отдыхом не менее получаса. При этом количество рассматриваемых вопросов должно быть распределено равномерно. Первую половину последнего дня перед экзаменом необходимо посвятить повторению по заготовленным опроным планам. Вторую половину дня - отдыху.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспективное содержание материала по теме 3.1 «Функции научного знания. Наука и ненаука».
1. Функции науки:
· Познавательная: рационально-теоретическое постижения мира, осуществление прогностической деятельности, производство нового научного знания;
· Мировоззренческая: разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследования рационалистических аспектов отношения человека к миру;
· Производственная, технико-технологическая: внедрение в производство нововведений, инноваций; наука – цех производства, производительная сила общества;
· Культурная, образовательная: наука – фактор культурного развития людей и образования. Особая роль – гуманитарной науки: педагогика.
Наука и ненаука.
Тенью науки являются различные формы ненаучного знания, спекулирующие на науке. Их появление обусловлено целым рядом факторов, среди которых и низкий авторитете науки среди простого населения, и длительный, часто незавершенный характер научных исследований, отсутствие положительный результатов здесь и сейчас, а также смешение науки с другими формами ненаучного познания:
· паранаука – (пара – везде, около, вне) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики и методологии (примеры: алхимия, астрология, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений, народная медицина, телекинез); а также: незавершенные теории, положения которых не укладываются в рамки строгой научной рациональности. Это вызов науке. Паранаука может стать наукой – космологий Вернадского, дрейф материков Вегенера.
· лженаука (псевдонаука) – главный враг науки. Это теоретическая конструкция, содержание которой не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован. Некритическое использование непроверенных методов, введение религиозных установок в публикацию и т.п. В отличие от паранауки лженаука спекулирует пробелами в науке и пользуется наукой, фальсифицируя ее содержание. Примеры: (N-лучи Блондло – Р. Вуд; в 1981 г. в № 4 популярного журнала "New show week", выходящего в Гонконге, был опубликован скандальный материал о "лечении" голода фармакологическими препаратами. Публикации предшествовали трагические события в республике Бангладеш; "открытие" процесса усвоения животными и человеком азота из вдыхаемого атмосферного воздуха [б]. Азот поступает в организм человека в составе белка пищи и усваивается клетками главным образом после распада до аминокислот и последующего синтеза новых молекул белка; прибор от рака, искусственная кровь);
· квазинаука – созданий учений или положений, принципиально отрицающих научное знание (фиксизм – отрицание тектонического строении в земной коре, мичуринская генетика: кривое зеркало генетики: нет неопределенных изменений, приобретенное передается, не существует внутривидовой борьбы).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример содержательного текстового наполнения слайдов по теме реферата «Роль науки в современном обществе»
Первый слайд (после титульного)
Название слада | «Понятие науки» |
Текст | Наука область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности |
Второй слайд
Название слада | «Концепции науки» | ||
Текст | наука как знание | наука как деятельности | наука как социальный институт |
рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. В ней научное знание представлялось плодом духовных усилий мыслящего индивида | ее функции представляются первейшими, изначальными. Цель: создание и упрочение научных знаний, появление новых отраслей деятельности, таких, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации | это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой. Цель: производство и распространение научного знания |
Третий слайд
Название слада | «Роли науки в обществе» | |||
Текст | познавательная | мировоззренческая | производственная | культурная |
задана самой сутью науки, главное назначение которой - познание природы, общества и человека, постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов | главная цель - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания | призвана для внедрения в производство нововведений и инноваций, новых технологий, форм организации. Исследователи говорят о науке, как о в непосредственной производительной силе общества; | заключается главным образом в том, что наука является заметным фактором культурного развития людей и образования. Она заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения |
Четвертый слайд
Название слада | «Образование как связь науки и общества» |
Текст | Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней . Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями |
Пятый слайд
Название слада | «Роль образования в современном обществе» |
Текст | · Образование - важнейший фактор динамичного обновления общества. · Образование существенно влияет на глобальные системные преобразования, происходящие по всем стратегическим направлениям его развития. · Образование играет важную роль в социокультурном, экономическом, правовом и экономическом развитии общества |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пример заданий «Найдите пару и включите предмет в объект» и «Соберите библиографическую запись», «Подберите положительные и отрицательные аргументы к высказыванию»
«Включите предмет в объект»
Учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области; межличностное общение; 74 здоровых ребенка 5-10 лет и 124 ребенка того же возраста с диагнозами: ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутистические особенности; роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении; моральные суждения школьников различного возраста; особенности развития высших психических функций (по данным выполнения нейропсихологических проб) здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами; восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности; динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане.
Пример правильного ответа: Учителя общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (объект) - восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности (предмет).
«Соберите библиографическую запись»
1. Иван Иванович Семенов опубликовал свою работу в размере 456 страниц в городе Москва в 2014 году в издательстве «Наука». Работа называется «Эти забавные лягушки».
2. Петр Петрович Горохов опубликовал статью в журнале «Вопросы экономики» на страницах 12 - 25. Журнал вышел третий раз в 2014 году. Статья называется «Будущее российской экономики».
3. Работа Карла Маркса «Капитал» была издана в Санкт-Петербурге в двух томах в издательстве «Геликон Плюс» в 2013 году. Вам нужен первый том. В нем 354 страницы.
4. Статья Морякова Федора Степановича «Киты» была опубликована в энциклопедии «Моря и океаны» на страницах 123-126 c. Энциклопедия была издана в Москве в издательстве «Академ-книга» в 2008 г.
5. Статья Игоря Евгеньевича Старкова «Таможенный пошлины» находится на сайте http://zn.ua/WORLD/putin-mozhet-okazatsya-na-svalke-istorii-cnn-161164_.html. И 21 ноября 2016 года она еще была доступна.
Пример правильного ответа: Горохов, П.П. Будущее российской экономики / П.П. Горохов // Вопросы экономики. - № 3. - С. 12-25.
«Подберите положительные и отрицательные аргументы к высказыванию («Знание - сила»)
Положительные аргументы:
· Развитие медицины увеличило продолжительность жизни человека почти в два раза;
· Без электричества большая часть современного человечества не смогла бы выжить;
· Развитие современной науки позволяет аккумулировать, хранить и передавать огромные объемы информации.
Отрицательные аргументы:
· Одним из следствий развития науки стало создание оружия массового уничтожения;
· Высочайшие темпы развития науки не привело к всемирному благосостоянию;
· Наука подчинила себе искусство, выхолостив его духовную творческую сущность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пример схематичного анализа структуры и содержания научной статьи
Статьи М.М. Грибовой «О современной трактовке понятия «Наука» опубликована в журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» в 2012 г. № 76.
Библиографическая запись: Грибова М.М. О современной трактовке понятия «Наука» / М.М. Грибова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 76. - С. 115-120.
Краткое содержание: В данной статье рассматривается понятие «наука» как высший этап систематизации научных знаний. Данное понятие анализируется в нескольких различных аспектах. Автор утверждает, что науку нельзя описать лишь как один из этих аспектов, она включает в себя множество признаков, каждый из которых необходимо принимать во внимание. Автор разделяет научное знание на три ступени по уровню их упорядоченности, выявляет схожие признаки и анализирует их. В заключение М.М. Грибова дает свое определение науки и указывает на то, что наука не является конечным этапом научного познания.
Объект статьи - понятие «наука».
Предмет - различные подходы к определению понятия «наука».
Актуальность: Актуальность темы данной статьи обосновывается тем, что вопрос о наиболее точном определении науки до их пор остается незакрытым, и ученые всего мира формулируют свои определения и высказывают свои точки зрения.
Новизна: Новизна статьи заключается в попытке втора сформулировать с вое определение науки.
Практическая значимость: Практическая значимость статьи М.М. Грибовой заключается в том, что ее материал может быть использован для учебников учебных пособий и дальнейших исследований проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примеры-выдержки из эссе по теме «В чем состоит назначение истинной науки и носителей научного знания по мнению М.Вебера?»
Выдержка 1. Рассуждая о науке, Вебер уже в первых строках произведения констатирует тот факт, что современная ему наука вступила в такую стадию специализации, какой не знала прежде. Это явление обусловлено расширением знаний человека о мире, и, как следствие, многообразием объектов, требующих для своего исследования узких специалистов. Да, знания человека о мире и его потребности всегда растут. В связи с этим автор задаёт вопрос: «Зачем наука занимается тем, что в действительности никогда не кончается и не может закончиться?» И тут же сам на него отвечает: «Ради чисто практических, в более широком смысле слова – технических целей, чтобы ориентировать наше практическое действие в соответствии с теми ожиданиями, которые подсказывает нам научный опыт.» Однако наука как «путь к истинному бытию», «путь к истинному искусству», «путь к истинной природе», «путь к истинному Богу», говорит Вебер, цитируя Толстого, лишена смысла, потому что не дает никакого ответа на единственно важные для нас вопросы: «Что нам делать?», «Как нам жить?».
Выдержка 2. В зависимости от собственной конечной жизненной установки человек может стать носителем научного знания. Автор считает, что каждый, кто становится на путь научного производства, избрав для себя науку как профессию, должен быть способен на самоограничение, на полное погружение в предмет своего исследования. Он должен иметь ясное мышление, четко осознавать всю меру своей ответственности и, главное, быть «интеллектуально честным», что означает прежде всего способность оставаться честным перед самим собой. Носитель научного знания должен работать, питая надежды на то, что в дальнейшем он будет превзойдён, что его последователи уйдут далеко вперед, опираясь на оставленный им опыт, что обусловлено неразрывной связью научной работы с движением прогресса.
Выдержка 3. Макс Вебер, обращаясь в своём литературном труде к особенностям научной культуры, к проблеме смысла науки, ищет ответ на вопрос назначения истинной науки и носителя научного знания, приводит свои предположения, касаемо этой темы. Автор отмечает, что наука приносит в наш мир не только положительные изменения. Поэтому вопрос назначения истинной науки остаётся, как пишет Вебер, открытым.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица планирования времени написания реферата
Наименование этапа | Длительность (нед.) | Форма контроля | Результат контроля |
Получение задания на реферат. | Согласование темы реферата. | Допуск к поиску литературы. | |
Поиск литературных источников. Составление списка литературы. | Проверка соответствия найденной литературы теме реферата. | Допуск к обработке литературы. | |
Тщательное изучение и анализ литературы. Реферирование первоисточников. Составление плана реферата. | Проверка плана на предмет логичности и последовательности изложения материала. | Допуск к написанию содержательной части реферата. | |
Написание и оформление реферата. Написание аннотации к реферату. | Проверка оформления и стиля изложения материала реферата. | Допуск к подготовке презентации. | |
Создание презентации по материалам реферата и написание текста выступления | Проверка соответствия презентации материалу реферата. | Допуск к защите реферата. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»
Факультет «ИМБИП»