Реализация ООП ДО средствами игровой деятельности: традиция или инновация?
Реализация ООП ДО средствами игровой деятельности. Я думаю, что это традиция. Потому что, из поколения в поколение передается игровая деятельность. И основным видом деятельности детстве является игра, через игру развивается все высшие психические функции. Во время игры ребенок разговаривает это говорит о том, что у него развивается речь, во время игры ребенок действует с предметами значит развивается двигательная деятельность и т.д.
6. Провести анализ: образовательной среды; образовательных программ; индивидуальных образовательных маршрутов ребенка (структура и содержание).
Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребѐнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении
Структура образовательной среды ДОУ
Компоненты: · Пространственно-предметный (физическое окружение); · Социальный (человеческий фактор) · Психодидактический (программа обучения)
Образовательное пространство детского сада выстроено таким образом, что дети сами выступают с инициативой своего развития, а взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечивает ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказывает, как построить процесс познания, помогает получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.
В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда детского сада: — соответствует принципу развивающего образования, цель которого — развитие ребенка; — сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; — соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному минимуму); — обеспечивает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; — предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; — предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми; — в полной мере обеспечивает условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.
Основная общеобразовательная программа ДОУ – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.
Структура Программы:
Глава 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ;
Глава 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей;
Глава 4. Содержание коррекционной работы;
Глава 5. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки);
Глава 6. Система мониторинга.
Глава 7. Условия реализации программы дошкольного образовательного учреждения
Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития . Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат- проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. В карту индивидуального развития были включены следующие показатели:
- характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
-данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения);
-данные об уровне физического развития ребенка;
- показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
- показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
- показатели эффективности дополнительного образования; -уровень готовности ребенка к обучению в школе;
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника может включать следующие составляющие:
-обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);
-перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;
-перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;
-перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;
-результаты психолого-педагогического мониторинга;
-необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:
• определение потребностей и мотивов;
• постановка цели;
• разработка содержания; определение технологического инструментария;
• определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;
• определение условий, обеспечивающих достижение цели;
• обсуждение результатов и корректировка.