Кафедра управления персоналом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

РГУ имени С.А. Есенина

Кафедра управления персоналом

Подготовка выпускной квалификационной работы (МАГИСТЕРСкоЙ ДИССЕРТАЦИИ):

учебно-методическое пособие

для студентов направления подготовки

Менеджмент, направленность «Управление человеческими ресурсами»

Рязань 2017


ББК П44 60.5 УДК 316 П44     Рецензенты: П.Е. Кричинский, канд. ист. наук, доцент, декан факультета социологии и управления РГУ имени С.А. Есенина; В.С. Конкина, канд. эконом. наук, доцент, зав. кафедрой «Маркетинг и товароведение» ФГБОУ ВО РГАТУ.   Подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации): учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 38.04.02 Менеджмент, направленность «Управление человеческими ресурсами» / сост. О.В. Василенкова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2017. – 51 с.     Учебно-методическое пособие соответствует ФГОС ВО. Содержит основные требования к выпускной квалификационной работе: оформлению, структуре, списку литературы, процедуре защиты, содержанию и оформлению отзыва научного руководителя и внешней рецензии и др. Адресовано студентам направления подготовки 38.04.02 Менеджмент.     ББК 60.5 УДК 316

© Василенкова О.В., сост., 2017.

© Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Рязанский государственный университет

Кафедра управления персоналом - student2.ru имени C.А. Есенина», 2017.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Общие положения и требования к магистерской диссертации……………..4

1.1. Общие положения ………………………………………………………..….4

Перечень основных этапов организации, подготовки и защиты ВКР магистров и контрольные сроки исполнения……………………………………….10

1.2. Выбор темы магистерской диссертации и назначение научного

руководителя ……………………………………………………………………...8

1.3. Руководство магистерской диссертацией…..…………………………..…..6

1.4. Общие требования к магистерской диссертации……………………..……7

2. Методика написания, структура и правила оформления магистерской

диссертации……………………………………………………………………….8

2.1. Общие положения ……………………………………………………...........8

2.2. Структура и содержание магистерской диссертации…………………..….9

титульный лист…………………………………………………………..……..17

содержание……………………………………………………………………….18

введение…………………………………………………………………………..18

основная часть…………………………………………………………………...23

проектная часть…………………………………………………………………..24

заключение……………………………………………………………………….27

список использованных источников…………………………………………...27

приложения………………………………………………………………………28

2.3. Правила оформления магистерской диссертации………………………...29

3. Порядок защиты магистерской диссертации……………..……………..…..33

3.1. Подготовка к защите магистерской диссертации……………………...…33

3.2. Состав и характеристика документов для допуска магистерской диссертации к защите…………………………………………………………………34

3.3. Процедура защиты магистерской диссертации……………………...……38

Список использованных источников…………………………………………...40

Приложение 1. Оформление титульного листа магистерской диссертации...42

Приложение 2. Оформление содержания магистерской диссертации……...43

Приложение 3. Бланк отзыва научного руководителя………………………. 44

Приложение 4. Бланк рецензии на диссертацию………………………...…....46

Приложение 5. Бланк справки о результатах внедрения социокультурного проекта, разработанного в диссертации …………………………………………….48

Приложение 6. Примеры оформления библиографических ссылок…………49

Приложение 7. Примеры оформления списка использованной литературы..51

Введение

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области.

Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской деятельности.

Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также установленный объем научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом работы и прошедший практику, допускается к итоговой аттестации. Она включает сдачу итогового государственного экзамена и защиту магистерской диссертации, которые проходят публично.

Выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего образования, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636, и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (от 8 апреля 2013 г.).

Пособие разработано на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 322 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры).

Диссертация выполняется для получения квалификации магистра в соответствии с нормативным сроком освоения основной образовательной программы высшего образования ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», направленность/профиль «Управление человеческими ресурсами». Защита диссертации является завершающим испытанием выпускника магистратуры, на основе которого Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) выносит решение о присвоении квалификации магистра.

Процесс подготовки магистерской диссертации предполагает формирование у магистрантов следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

общепрофессиональных компетенций:

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3).

профессиональных компетенций, соответствующих организационно-управленческому виду деятельности:

:

способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-2);

способность использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);

профессиональных компетенций с учетом ориентации программы магистратуры на конкретные области знания:

владение методами формирования и поддержания позитивного имиджа организации как работодателя (ПКВ-12);

способность проводить психологическую и профессиональную диагностику человеческого капитала (ПКВ-13).

1. Общие положения и требования к магистерской диссертации

Общие положения

Магистерская диссертация – это самостоятельнаянаучно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию.

Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», заключается в том, что автор должен показать свою способность, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Сопутствующими целями диссертации являются:

– определение квалификационного уровня выпускника в сфере кадрового менеджмента;

– подготовка конкретного плана мероприятий по разработке и внедрению социальных проектов;

– овладение навыками научно-исследовательской работы с целью дальнейшего перехода к получению учёной степени доктора наук;

– создание основы для последующего роста квалификации выпускника в выбранной им области приложения знаний, умений и навыков.

Для достижения поставленных целей магистрант должен решить следующие задачи:

– определить сферу исследования в области теории и практики HR-менеджмента в соответствии с собственными интересами и квалификацией;

– выбрать тему диссертации;

– обосновать актуальность выбранной темы диссертации, сформулировать цель и задачи, определить предмет и объект исследований;

– изучить и проанализировать теоретические и методологические положения, статистические (фактографические) материалы, справочную литературу, законодательные акты в соответствии с выбранной темой диссертации; определить целесообразность их использования в ходе исследований;

– выявить и сформулировать проблемы развития объекта исследований, определить причины их возникновения и факторы, способствующие и препятствующие их разрешению, дать прогноз возможного развития событий;

– обосновать научную новизну диссертации;

– обосновать направления решения проблем развития объекта исследования, учитывая факторы внутренней и внешней среды;

– разработать конкретный план мероприятий по внедрению проекта в области HR-менеджмента;

– обосновать и рассчитать экономическую эффективность разработанных мероприятий;

– оформить результаты диссертации в соответствии с действующими стандартами и требованиями.

Магистерская диссертация как работа научного содержания должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна:

1) представлять собой оригинальное научное исследование;

2) являться работой теоретико-прикладного характера, состоящей из теоретической части, демонстрирующей степень разработанности исследуемой проблемы, и практической части, включающей разработанный автором проект.

Наполнение каждой части магистерской диссертации определяется ее темой. Магистерская диссертация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения.

Написание магистерской диссертации предполагает:

– систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;

– развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методологией исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;

– выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в области проектирования процессов управления человеческими ресурсами.

Перечень основных этапов организации, подготовки и защиты ВКР магистров и контрольные сроки исполнения

№ п/п Этап подготовки ВКР согласно проекту Положения Сроки
1. Разработка на кафедре тем магистерских диссертаций, планирование закрепления тем за научными руководителями До начала установочной сессии (1 семестр)
2. Выбор магистрантом 1 курса темы магистерской диссертации К концу установочной сессии (1 семестр)
3. Утверждение на кафедре закреплённых за магистрантами тем магистерских диссертаций и научных руководителей К началу зимней сессии (1 семестр)
4. Разработка примерного плана диссертации и составление ориентировочного списка литературы и электронных источников информации по теме исследования До конца зимней сессии (1 семестр)
5. Подготовка проспекта диссертации, анализ теоретико-методологической базы (или просто теоретической базы) исследования и составление обзора литературы и электронных источников информации по теме ВКР К концу летней сессии (2 семестр)
6. Представление научному руководителю первого варианта текста магистерской диссертации К началу зимней сессии (3 семестр)
7. Подготовка не менее двух научных статей по теме диссертации 2-4 семестры
8. Процедура предзащиты магистерской диссертации, назначение внешнего рецензента исследования апрель 4 семестра
9. Представление на кафедру законченного варианта ВКР с отзывом научного руководителя не позднее, чем за 2 недели до предполагаемой даты защиты
10. Представление отзыва рецензента   не позднее, чем за 2 недели до предполагаемой даты защиты
11. Защита магистерской диссертации В сроки установленные приказом по университету
       

Общие положения

Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию магистерской диссертации, нельзя сразу писать ее начало – введение. Введение к диссертации – наиболее ответственная часть текста, в которой должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выносимые на защиту положения. Все это может окончательно сформироваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необходимо начинать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Основная часть диссертации делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссертации, как правило, должно быть две-три главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух-трех параграфов. В каждом параграфе магистрант решает определенную задачу, что выносится в положения на защиту (обычно, сколько задач – столько параграфов, столько положений, вынесенных на защиту).

Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мысленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и расположением отдельных параграфов.

Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссертации – это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте.

Главы магистерской диссертации – это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы исследования, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. После составления плана можно приступать к написанию текста.

2.2. Структура и содержание магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна включать в себя:

– титульный лист;

– содержание;

– введение;

– основную часть (главы, параграфы);

– заключение;

– библиографический список;

– приложения (при необходимости).

Титульный лист.Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001. Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется точно по форме, приведенной в Приложении 1. На титульном листе обязательно указываются наименование профильного Министерства, полное название вуза, факультета, кафедры, наименование работы магистерская диссертация), ее тема, направление подготовки и магистерская программа.

Титульный лист подписывают: магистрант, научный руководитель, внешний рецензент, руководитель магистерской программы. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию подписавшегося лица, обязательно указываются их должности и ученые степени. Заведующий выпускающей кафедрой ставит свою подпись рядом с графой «Допустить к защите» с указанием точной даты допуска к защите.

Внизу указывается город и год выпуска диссертации без знаков препинания.

Содержание.В содержании приводят название разделов, глав, параграфов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены. Название разделов и глав печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов – с отступом (0,8 см). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием. Над колонкой цифр (колонцифр) в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются. Если приложений несколько, в содержании обозначается «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. с указанием номеров страниц. Пример оформления оглавления приведен в Приложении 2.

Введение.Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная ценность, структура работы.

1. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет ее выбрать, и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям:

– краткое освещение причин обращения к теме исследования (особенности нынешнего состояния, которые делают насущно необходимыми исследования этой темы);

– должна быть раскрыта актуальность обращения к выбранной теме применительно к внутренним потребностям науки и общества – почему эта проблема назрела именно сейчас, что препятствовало раскрытию ее раньше;

– должна быть продемонстрирована собственно динамика накопления новой информации по данной проблеме, необходимость изучения проблемы в новых ракурсах с применением новых методов, технологий и инструментов исследования.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.

С точки зрения композиционной структуры диссертационного исследования актуальность выбранной темы должна занимать не более 1–1,5 страниц введения.

2. Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект научного исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

3. Затем логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить… и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания. В каждом параграфе реализуется одна из задач исследования.

4. После этого необходимо показать методологическую, теоретическую и эмпирическую основу диссертации.

5. Степень научной разработанности проблемы. Здесь нужно пере­числить прошлых и современных, отечественных и зарубежных уче­ных, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной обще­ственности материала по данной теме, который, с Вашей точки зре­ния, следовало бы ввести в научный оборот. Названия основных трудов отечественных и зарубежных исследователей, от­носящихся к теме Вашей диссертации, должны быть указаны в подстрочных сносках. Здесь нужно проде­монстрировать, что Вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, мо­жете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки.

Таким образом, эта часть диссертации будет оцениваться по следующим параметрам:

– глубина обзора литературы, которая определяется тем, насколько в работе охвачено все наиболее значимое и существенное, опубликованное по данной проблеме;

– полнота обзора, проявляющаяся в балансе между приведенными в списке использованной литературы источниками по трем измерениям:

– между монографическими (книжными) и периодическими (журнальными) публикации (в магистерской диссертации не рекомендуется использование учебной литературы!);

– между отечественными и зарубежными источниками;

– между ранними и последними (не старше 5 лет) изданиями;

– наличие анализа существующих точек зрения на обсуждаемую проблему и четкое обозначение собственной авторской позиции;

– систематичность и логика изложения;

– соответствие ссылок в тексте источникам в списке литературы.

Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда соискателю без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким вы­водам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с научным руководи­телем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштаб­ные заявления.

6. В следующем блоке необходимо:

– показать новизну диссертации;

– сформулировать положения, выносимые на защиту (они должны быть короткими, четкими и конкретными, вытекать из поставленных задач – сколько задач, столько и положений, выносимых на защиту);

– обосновать теоретическую и практическую значимость исследования, которая может проявляться во вкладе автора в развитие теории (уточнение понятий, создание классификаций, моделей, периодизаций и др.); разработке конкретного социокультурного проекта, готового для практической реализации;

– показать результаты апробации созданного исследования (публикации научного характера, участие автора в научно – исследовательских конференциях, семинарах и симпозиумах, в разработке государственных, региональных и муниципальных программ развития).

7. В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы.

Обычно введение не превышает 10% от общего объема текста диссертации.

Основная часть.Основная часть должна содержать, как правило, две – три главы. В ней на основе изучения имеющейся научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю изучаемого вопроса, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов.

Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов к решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает их критическую оценку.

При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник.

Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами.

Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток.

Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора», «Предполагается, что…», «Таким образом, стоит отметить…»).

Проектная часть. Проект, разрабатываемый магистрантом, должен быть направлен на решение практических задач в области управления человеческими ресурсами.

Подготовка к защите магистерской диссертации

Полностью готовая диссертация, подписанная собственноручно, представляется магистрантом научному руководителю. Руководитель после проверки работы подписывает титульный лист, составляет отзыв на выполненную работу (Приложение 3), на основе которого профильная кафедра принимает решение о допуске ВКР к защите.

Тексты выпускных квалификационных работ проверяются на объем заимствования.

ПРИКАЗ от 29 июня 2015 г. N 636 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ

Предварительная защита магистерских диссертаций проводится на кафедре не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации.

Выпускные квалификационные работы по программам магистратуры и специалитета подлежат рецензированию. Для проведения рецензирования выпускной квалификационной работы указанная работа направляется организацией одному или нескольким рецензентам из числа лиц, не являющихся работниками кафедры, либо факультета, либо организации, в которой выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ выпускной квалификационной работы и представляет в организацию письменную рецензию на указанную работу (далее - рецензия).

Организация обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Отзыв и рецензия на магистерскую ВКР, а также справка об объеме заимствований вкладываются в диссертацию.

На защиту диссертации в ГЭК можно дополнительно представить отзыв ведущей организации, по заказу которой выполнялась диссертация. В ней должна быть отмечена практическая ценность полученных результатов и стадия их внедрения.

Если результаты диссертации принимают к внедрению, то дополнительно необходимо представить к защите справку установленного образца (Приложение 5).

Защита магистерской диссертации разрешается выпускникам, успешно освоившим в полном объеме основную профессиональную образовательную программу, допущенным в установленном порядке до итоговой аттестации и представившим на кафедру один экземпляр полностью оформленной работы с заключением научного руководителя, справкой об объеме заимствования и внешней рецензией.

Если работа была представлена позже установленных кафедрой сроков, то она допускается к защите при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.

В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов руководителя и рецензента, не считает возможным допустить магистранта к защите диссертации в ГЭК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя и автора диссертации. Протокол заседания кафедры передается через декана факультета на утверждение ректору.

Обязательные документы

ü распечатанный и переплетенный текст магистерской диссертации (1 экз.);

ü отзыв научного руководителя диссертации;

ü отзыв рецензента (обязательно наличие внешней рецензии);

ü справка об объеме заимствований;

ü доклад магистранта-выпускника на защите диссертации и презентация.

Помимо этого, в Государственную экзаменационную комиссию могут быть представлены документы, повышающие статус выполненной работы:

ü заказ организации на выполнение диссертации или разработку социокультурного проекта;

ü справка о результатах внедрения социокультурного проекта, разработанного магистрантом.

Отзыв научного руководителя диссертации. Научный руководитель магистерской диссертации в своем отзыве:

– обосновывает ее актуальность и научную новизну, принципиальное отличие работы от ранее разработанных аналогов;

– дает общую оценку содержания диссертации с описанием ее отдельных направлений по разделам: оригинальности решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т.д.;

– характеризует дисциплинированность магистранта-выпускника в выполнении общего графика диссертации, а также соблюдение им сроков представления отдельных разделов в соответствии с заданием на диссертацию;

– детально описывает положительные стороны диссертации и формулирует замечания по её содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке диссертации, перечень устраненных замечаний научного руководителя в период совместной работы;

– оценивает разработанный проект, целесообразность его внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения результатов диссертации на практике и в учебном процессе;

– дает предварительную оценку диссертации;

– выделяет следующую основную информацию для ГЭК: работа в форме НИР, поддержка проблематики диссертаций в форме грантов, фундаментальные публикации по проблеме в центральной печати; предварительная рекомендация на конкурс или выставку диссертации; к продолжению исследования, дальнейшему обучению или возможному трудоустройству на выпускающей кафедре в качестве стажера-преподав

Наши рекомендации