Основные направления деятельности ЦДО «Эйдос».
Раскроем основные направления деятельности ЦДО «Эйдос» по отношению к инновационному опыту в области работы с учителями и достигнутые по каждому направлению результаты.
1. Научно-практические исследования в области интернет-образования.
В ЦДО «Эйдос» действует принцип, что наука рождается из практики. Невозможно разработать дистанционный курс, не проводя реальных занятий с удаленными педагогами или учащимися. Система дистанционного обучения эффективна лишь тогда, когда опирается на рефлексивный анализ уже существующих процессов. На данной основе в Центре «Эйдос» разработана и успешно действует дистанционная образовательная технология, направленная на творческую самореализацию учащихся и педагогов, выявление и развитие их личностного потенциала.
Сотрудники Центра «Эйдос» ведут диссертационные исследования по проблемам дистанционного образования и актуальны4, вопросам современного образования. Центр «Эйдос» имеет тесные связи и совместные проекты с Российской академией образования. Результаты деятельности отражены в одной докторской и четырех кандидатских диссертациях. По итогам научно-практических исследований изданы книги и статьи.
Центр «Эйдос» осуществляет научное руководство экспериментальной деятельностью образовательных учреждений и частных лиц, оказывает помощь в проведении диссертационных исследований по педагогике и частным методикам.
Сама деятельность Центра - непрерывный педагогичеа эксперимент. Дистанционные курсы или другие мероприятия.
которые проводинам на протяжении нескольких лет, непрерывно совершенствуются. Развиваются концепция, модель и технологии дистанционного образования, разрабатываются новые формы и методы интернет-обучения. Все научные результаты технологического плана оформляются и воплощаются непосредственно в сетевой работе ЦДО «Эйдос», т.е. имеют прямой внедренческий выход в практику.
2. Повышение квалификации педагогов с помощью интернет-технологий и сетевых ресурсов.
В Центре «Эйдос» разработана оригинальная оргдеятельност-ная технология проведения дистанционных курсов. В ее основе - организация продуктивной деятельности участников курсов и их коммуникаций - дистанционного обсуждения создаваемой образовательной продукции.
В дистанционных курсах и мастер-классах Центра «Эйдос» участвуют педагоги школ, лицеев, гимназий, администраторы образования, сотрудники институтов повышения квалификации, вузовские педагоги. На сетевых курсах прошли дистанционную подготовку более 1 500 педагогов, в числе которых учителя школ и вузовские педагоги - сотрудники МГУ, МЭСИ, Московского государственного лингвистического университета, Современного гуманитарного университета, Нижегородского, Дальневосточного, Волгоградского, Ивановского, Омского, Иркутского и других университетов и институтов, сотрудники различных фирм и технических центров, педагоги школ, гимназий, лицеев России и других стран.
Занятия на курсах ведутся с помощью средств телекоммуникаций как сотрудниками ЦДО «Эйдос», так и привлекаемыми учеными и талантливыми педагогами - мастерами своего дела.
Участники дистанционных курсов обеспечиваются материалами по изучаемой тематике, учебными модулями, алгоритмическими предписаниями и технологическими разработками. Руководители курсов рецензируют учебные разработки участников, задают им вопросы, проводят консультации. Во время курсов проводятся чат-дискуссии, зашиты выполненных работ и др. Дистанционные курсы ведутся 10 - 14 дней, мастер-классы - 3 - 5 дней.
В Центре «Эйдос» разработаны и проводятся более 100 дистанционных курсов для школьников и взрослых. В настоящее время проводятся более 150 дистанционных курсов для педагогов, школьников, всех желающих.
Учителя - участники дистанционных курсов Центра «Эйдос» повышают свою квалификацию, пишут разработки, получают очередные разряды при аттестации на местах.
3. Координация деятельности сетевых педагогических сообществ.
Центр «Эйдос» ведет работу по формированию и координации деятельности сетевых педагогических сообществ на основе использования Интернет. Такие сообщества образованы вокруг многолетних проектов, проводимых с 1999 г.: Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», Всероссийские дистанционные конференции и семинары, Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, система дистанционного профильного обучения Центра «Эйдос». С 2004 г. работают также сетевые сообщества учителей-предметников.
Сетевые педагогические сообщества концентрируются вокруг следующих всероссийских мероприятий, разработанных Центром «Эйдос» и ставших традиционными.
• Всероссийские дистанционные августовские педагогические конференции. Более 43 тыс. индивидуальных и коллективных участников. Проводятся ежегодно с 1999 г. совместно с Российской академией образования и посвящены вопросам модернизации образования - http://www.eidos.ru/conf/index.htm
• Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». Проводится ежегодно с 1999 г. Является школой сетевого мастерства для сотен педагогов - http://eidos.ru/distteacher/index.htm
• Дистанционные методологические семинары. Проводятся периодически. Посвящены вопросам модернизации образования v профильное обучение, компетентностный подход, личностно ори-с ентированное обучение, информатизация образования –
http: eidos.ru/conf/metodolog/
• Система дистанционного профильного обучения. Для педагогов и школьников российских школ проводятся специальные дистанционные курсы (профиль-курсы), организуется выполнение и онлайн-защита творческих работ (эйдос-классы), координируетсяработа по созданию старшеклассниками портфолио. В рамках данного проекта действует сетевое педагогическое об 2 щество координаторов дистанционного профильного обучений
Кроме того, Центр «Эйдос» координирует сетевые объединения, созданные по тематическому признаку.
• Локальные координаторы школьной сетевой работы. Это учю теля, которые систематически представляют свою школу на всевозможных дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» - олимпиадах, курсах, проектах, конкурсах.
• Участники дистанционных курсов Центра «Эйдос». Среди всех участников выделяется ядро учителей, которые являются завсегдатаями курсов. Для них выпускается сетевая рассылка.
Предметные сетевые объединения Центра «Эйдос» включают в себя учителей-предметников (информатики, математики, истории и обществоведения, естествознания, русского языка и литературы, иностранных языков, начальной школы). Вокруг каждого из объединений за несколько лет образовалось сетевое педагоги-
ческое сообщество со своими активистами, лидерами, учеными, педагогами-экспериментаторами. Профессиональные коммуникации и информирование участников этих сетевых сообществ организуются с помощью следующих форм.
К предметным сетевым объединениям можно отнести модери-руемые и немодерируемые сетевые списки рассылки и веб-форумы для педагогов и администраторов образования: педсовет Центра «Эйдос», вопросы проведения дистанционных курсов, олимпиад, проектов.
Проведение Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады — самая массовая и наиболее успешная форма развития одаренности школьников с помощью интернет-технологий. Олимпиады проводятся по всем школьным предметам и оказывают существенное влияние на профессиональное развитие педагогов.
С 1997 г. Центр «Эйдос» провел более 150 олимпиад, в которых приняли участие более 120 тыс. школьников почти из 150 городов. Ежемесячно проводятся 2 - 3 дистанционные олимпиады - http:// eidos.ru/olymp/index.htm
На основе олимпиадного движения происходит интернет-поддержка профессиональной деятельности педагогов в направлении вооружения их формами и средствами развития одаренности детей, повышения креативности учебного процесса.
Разработка научно-педагогических и учебно-методических электронных ресурсов.
Для педагогов и ученых издается интернет-журнал «Эйдос», работает магазин электронной учебно-методической литературы.
• Научно-методический интернет-журнал «Эйдос» - лауреат Всероссийского конкурса образовательных интернет-ресурсов и электронных учебных пособий «ИТ-образование в Рунете - 2005» - http://eidos.ru/journal/index.htm
• Магазин электронных изданий. Для педагогов имеются методические пособия, сборники, программы, описания современных методик и технологий обучения. Все электронные издания подготовлены издательством Центра «Эйдос». Ассортимент магазина постоянно расширяется и обновляется - http://eidos.ru/shop/ index.htm
• Сетевой образовательный список рассылки Eidos-List. Выходит с 5 декабря 1998 г. Вместе со смежными списками рассылки Центр «Эйдос» имеет около 15 тыс. подписчиков - http://eidos.ru/ list/index.htm
Центр занимается рецензированием статей, монографий, подготовкой отзывов на исследования, публикует статьи в интернет-журнале «Эйдос» и других изданиях.
Сотрудничество с организациями в области интернет-образования.Основная черта деятельности Центра «Эйдос» - богатейший
практический опыт, его научное осмысление и уникальные сетевые педагогические технологии. Центр «Эйдос» вызывает интерес у многих образовательных и иных организаций, с которыми сотрудничает по следующим направлениям.
• Разработка корпоративных систем дистанционного обучения. Разработка и проведение дистанционных курсов.
• Научное руководство и консультирование дистанционной образовательной деятельности.
• Повышение квалификации кадров организаций (очно и дистантно). Подготовка тьюторов дистанционного обучения для организаций, внедряющих интернет-технологии в учебный процесс.
• Сопровождение дистанционной деятельности организации. Экспертиза и рецензирование разработанных организациями материалов и ресурсов. Проведение совместных дистанционных проектов.
Выездные педагогические мероприятия.В рамках научно-методической работы с педагогами ЦДО «Эйдос» проводит выездные очные конференции и семинары, участники которых получают впоследствии дистанционную интернет-поддержку. Тематика выездных мероприятий - не только дистанционное образование, но и другие направления модернизации образования: профильная школа, компетентностный подход в обучении, образовательные стандарты, развитие одаренности школьников, организация экспериментальной деятельности в школах и др.
Каждое организуемое Центром «Эйдос» мероприятие отличается не только практический, но и теоретической новизной и используется его участниками для профессионального продвижения, в том числе и научно-методического.