Дистанционное профильное обучение
Это особая форма сетевого продуктивного обучения, которая разрабатывается и внедряется в Центре дистанционного обучения «Эйдос».
Технология проведения дистанционных профильных курсов для старшеклассников разработана с опорой на концепцию продуктивного обучения. В ее основе - личностная ориентация обучения, продуктивная деятельность участников курсов, организация их коммуникации, рефлексивное осмысление результатов. В настоящее время ведется дистанционное обучение учащихся гуманитарного, естественно-научного, технологического и иных профилей обучения.
Традиционно продуктивными формами сетевой учебной деятельности выступают дистанционные проекты. Вопросы, связанные с их разработкой и проведением, достаточно подробно описаны в научной и учебной литературе и не потеряли актуальности.
Перспективной организационной формой развития исследовательских способностей школьников является выполнение и он-лайн-зашита творческих работ (www.eidos.ru/project/eidos-class/). Впервые такая форма обучения была реализована в апреле 2004 г. на занятиях, называемых Эйдос-классами. В течение месяца 55 учащихся I - XI классов, находящихся в разных городах, выполняли по специальному алгоритму творческие и исследовательские работы, размещали их в сети, получали на них рецензии специалистов и одноклассников, а затем защищали свою продукцию в чат-режиме.
Анализ стенограмм проведенных онлайн-защит показал, что у детей проявляются умения и другие качества, которые в обычном обучении не формируются, например умение кратки письменно ответить на разворачивающуюся систему вопросов. При этом число вопросов и ответов при защите одной работы доходит до 2 - 3 десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их очные аналоги, и соответственно развитие творческих способностей оказывается более действенным.
Творческие, исследовательские и другие работы дистанционных учащихся входят в их портфолио, который является результатом реализации индивидуальной траектории обучения каждого ученика. Портфолио выступает формой концентрации образовательного продукта школьников, созданного в рамках общеобразовательных предметов (математики, физики, информатики, русского и иностранного языков, истории, литературы, биологии и др.) или дополнительных курсов (краеведения, технического творчества и др.).
Сравнивая эффективность деятельности различных субъектов телекоммуникаций (ученых, педагогов, школьников) и форм их сетевой деятельности, отметим, что наиболее высокий уровень развития продуктивности обнаружен у школьников. Их творческие работы, исследования, курсовые и олимпиадные работы демонстрируют уровень, сопоставимый, а подчас и превышают образовательные аналоги - материалы учебников, пособий и т.х Для ученых сетевые коммуникации предоставляют новые возможности в достижении профессиональных исследовательских задач. поэтому продуктивность их сетевой деятельности достаточно высока. Уровень продукции учителей, участвующих в телекоммуникациях, часто оказывается невысоким, поскольку первоначально они ориентированы лишь на получение информации, а не на собственную разработческую деятельность.
Отметим, что обеспечение продуктивной деятельности с помощью сетевых телекоммуникаций не исчерпывается перечисленными организационными формами и видами деятельности. Имеются и другие способы развития креативности человека с помощью интернет-ресурсов и технологий. Обеспечение интерак-
тивности и творческой самореализации пользователей сети, к примеру, может достигаться на основе специально разрабатываемых интерактивных сайтов, веб-квестов и других способов организации телекоммуникаций. Однако, как показывает проводимый в течение ряда лет педагогический эксперимент, во всех рассмотренных организационных формах телекоммуникаций главным условием как выявления, так и развития креативных способностей человека служит реализация принципа продуктивности его сетевой деятельности.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Как обеспечить личностную позицию и творческое самовыражение ученика при использовании ресурсов и технологий сети Интернет?
2. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты?
3. Оцените информацию о дидактических и методических основах дистанционного обучения, имеющуюся в русскоязычном секторе сети Интернет. Для этого с помощью поисковой системы yandex.ru или rambler.ru отыщите сайты с соответствующей информацией. В качестве отыскиваемых терминов введите «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дидактика» и т.д. Скопируйте наиболее содержательные материалы и их интернет-адреса (URL). Систематизируйте найденную информацию, представьте ее на своем веб-сайте и проведите дистанционное обсуждение полученных результатов с удаленными коллегами.
5.3. Нормативные и организационные основы дистанционного образования
Нормативное обеспечение дистанционного образования
Как известно, эффективно действуют те законы, для выполнения которых имеются благоприятные условия. В этом случае законотворцу нужно внимательно разглядеть то, что происходит, и сформулировать соответствующий закон.
Внимание законотворцев традиционно уделяется в большей мере университетскому дистанционному образованию. Потому что университеты имеют возможность повысить свою экономическую базу благодаря набору и дистанционному обучению удаленных студентов. Если бы благосостояние школ зависело от количества учащихся так же, как в вузах, то школы, особенно хорошие, старались бы увеличить количество своих учеников с помощью телекоммуникаций. Тогда они быстрее осваивали бы и применяли те-
лекоммуникации в своем главном процессе - учебном. Но реальность такова, что общеобразовательная школа, которая в России начала первой применять дистанционное обучение (советско-американский проект «Школьная электронная почта», в котором автору книги довелось участвовать в 1989 г.), в середине 1990-х гг. уступила сетевое первенство вузам. С тех пор большинство концепций и законодательных актов по дистанционному образованию принимаются в расчете на вузы.
Что касается дистанционного образования в школах, то целесообразно подробнее рассмотреть ситуацию с приоритетным национальным проектом «Образование», в котором существенная часть средств отведена на подключение всех школ к Интернету. В 2006 - 2007 гг. на эти цели выделено 3 млрд рублей. Почему и на что решено потратить государственные деньги?
18 января 2006 г. Межведомственный координационный Совет по информатизации системы образования принял решение о «выравнивании уровня оснащенности» образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными технологиями и доведении количества образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет до 100 %.
Однако, чтобы усомниться в успехе задуманного, следует вспомнить ситуацию с модемами в Великобритании. В конце 1980-х гг. в английские школы были разосланы модемы. Предполагалось, что после этого школы начнут активно осваивать дистанционные формы занятий. Но ничего подобного не произошло. Эти модемы назвали «шкафными» - по месту, где они пылились.
То, что сейчас происходит с подключением российских школ к сети, может обернуться «шкафным Интернетом». Интернет в школах будет, но главного - изменения качества образования - не произойдет. Опираясь на изучение материалов, содержащихся на сайте Минобразования и науки, можно сделать вывод, что национальный проект «Образование» не содержит в себе научно-педагогического обоснования.
Если обратиться к позитивному зарубежному опыту внедрения технологичных образовательных новшеств, можно обнаружить, что техническая обеспеченность нововведений составляет около 20 % от общего бюджета. Остальные 80 % требуются для разработки специальных учебных программ, методик, средств обучения, подготовки кадров, сопровождения этого и т.д. Откуда возьмутся недостающие 80%, чтобы проведенный в отечественные школы Интернет заработал в учебном процессе? Скорее всего, таких средств никто не найдет, а поэтому подключение школ к Интернету не изменит существенным образом качества массового образования.
Предложение может быть таким: следует изучить и принять на вооружение то, что уже успешно происходит в области интернет-
образования. Есть передовые школы, которые используют Интернет в обучении, - нужно изучить их работу. Есть центры дистанционного образования, которые уже несколько лет осуществляют дистанционное обучение десятков тысяч школьников, - необходимо исследовать то, как они добиваются успеха. Лишь после этого необходимо принимать законы и составлять проекты по их выполнению. Опора на реальные действующие механизмы позволит с пользой и эффективно реализовывать проекты.
В качестве примера отечественной организации, работающей дистантно, рассмотрим деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос».
Инновационная деятельность Центра дистанционного образования «Эйдос»
Миссия Некоммерческого негосударственного образовательного учреждения «Центр дистанционного образования "Эйдос"» - развитие сетевого творческого потенциала отечественного образования средствами телекоммуникационных педагогических технологий и ресурсов. Научно-практическая, инновационная и образовательная деятельности ЦДО «Эйдос» сосредоточены в области интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов.
В основе образовательной платформы ЦДО «Эйдос» «три кита»: личность, творчество, отечество. Личностная ориентация - главная особенность модели дистанционного образования, которая разрабатывается и реализуется в Центре «Эйдос». Во время дистанционных мероприятий акцент делается на образовательных интересах, особенностях, возможностях, потребностях каждого человека. Личностное приращение и внутренний рост учащихся - критерии эффективности обучения.
Цель дистанционных курсов, семинаров, конференций, олимпиад и других проектов Центра «Эйдос» - создание их участниками образовательной продукции в изучаемых областях знаний и освоение необходимых для этого навыков и способов деятельности. Такой подход реализуется на основе специально разработанной креативной технологии дистанционного обучения (А. В. Хуторской), которая позволяет учащимся выстраивать всегда уникальную траекторию своего образования и обеспечивать продуктивность своей деятельности.
Опора на отечественный научный и образовательный потенциал - необходимое условие устойчивости и эффективности инноваций. Ориентируясь на открытое образовательное пространство, Центр «Эйдос» опирается на специфику и традиции отечественного образования.