Психолого-медико-педагогического консилиума

Фамилия____________ Имя___________ Отчество_________________

Дата рождения_________ Дом. адрес, телефон______________________

Кем направлен на ПМПк

Документы:____________

ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дефектолог___________________________________

Дефектологическое заключение___________________

Психолог____________

Заключение психолога

Логопед__________________

Логопедическое заключение

Врач (___________

Заключение врача

Специалист (_

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСИЛИУМА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СО­ПРОВОЖДЕНИЮ (компонент индивидуальной образовательной программы ИОП)

Особое мнение (специалист

Председатель консилиума_______________________________________

(подпись)

Психолог

(подпись)

Дефектолог___________________________________________________

(подпись)

Логопед______________________________________________________

(подпись)

Врач________________________________________________________

(подпись)

Специалист___________________________________________________

(подпись)

Секретарь____________________________________________________

(подпись)

Дата проведения ПМПк________

Проведение следующего ПМПк

С решением ПМПк об образовательном маршруте согласен

)

________________________________________ ( )

Приложение 5.3

Вопросы структурированного интервью с педагогами

Тема:«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»

1. Профессиональное отношение к теме включения детей с ограни­ченными возможностями здоровья в образовательный процесс: опасе­ния, надежды, профессиональные ценности, профессиональные верова­ния (например, « многое зависит от учителя», «от учителя ничего не за­висит, если родители не занимаются с ребенком»)

2. На какие особенности и аспекты процесса включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство Вы обратили внимание, участвуя в проекте? (может быть, на необходимость работы с родителями других детей, на необходимость подбора педагогических приемов, на необходи­мость слаженной работы в команде специалистов.)

3. Какой профессиональный опыт Вы получили? (участвуя в ПМПК, взаимодействуя со специалистами — логопедом, психологом, дефектологом?)

4. В чем изменился Ваш взгляд на процесс включения ребенка? Как это сделать эффективным? Ваше видение особенностей психолого-пе­дагогического сопровождения инклюзивного процесса и роль Учителя в нем.

5. Что нового — какие приемы, методы, формы педагогической прак­тики Вы использовали или попробовали в своей деятельности? Можно описать пример по конкретному ребенку. Что Вы заметили для себя но­вого в отношениях детей, в процессе включения ребенка, влияние рабо­ты в команде специалистов на процесс включения ребенка?

6. Какие перспективы в своем профессиональном росте Вы видите? Что необходимо для построения эффективного психолого-педагогичес­кого сопровождения инклюзивного процесса? Чему Вам необходимо научиться?

Используемая литература

1. АлехинаС.В. Современный этап развития инклюзивного образова­ния в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. — Москва : Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1.

2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова ЕЛ. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образова­нии // Психологическая наука и образование, 2011, № 1.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — (Практическая психология в образовании).

4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Ра­бота психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998. (Практи­ческая психология в образовании).

5. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58.

6. Гущина Т.Н. Технология социально-педагогического сопровожде­ния развития субъектности старшеклассника http://www.openclass.ru/ node/261674.

7. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по ин­клюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образо­вание». вып. 3. — М.: изд-во Центр «Школьная книга», 2010.

8. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — №9—10. — с. 95—97.

9. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Те- ревинф, 2010.

10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2001.

11. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. — М.; СПб., 2003.

12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятель­ность психолога образования / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Ай­рис-Дидактика, 2004.

13. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекцион- ной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.

14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельно­сти психолога специального образования. (Библиотека психолога- практика) — М.: АРКТИ, 2005.

15. Семаго Н.Я. Цветовой тест отношений как метод оценки межлич­ностных отношений в интегративной детской группе / В сб. Опыт рабо­ты интегративного детского сада. Ч. 3. М.:Теревинф, 2007. С. 122—129.

16. Харавина Л.Н. Технология педагогического сопровождения лич- ностно-профессионального развития молодого преподавателя // Яро­славский педагогический вестник. — 2011. — № 4. — т. II (Психолого- педагогические науки). — С. 214—219.

Информация о портале Департамента образования города Москвы «Образование без границ»

Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru, является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образо­ванию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.

Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к ин­формационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информа­ционных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

На портале представлены следующие материалы:

• нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное и спе­циальное образование с комментариями юриста;

• видео-лекции ведущих учёных по проблемам образования детей с ограни­ченными возможностями здоровья;

• научные доклады российских и зарубежных исследований в области ин­клюзивного и специального образования;

• коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по про­блеме проекта;

• учебно-методические материалы для специалистов;

• рекомендации для родителей;

• обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.

У родителей есть возможность:

• использовать информационно-методический ресурс для развития, обуче­ния и воспитания ребенка с ОВЗ;

• получать онлайн консультации специалистов;

• участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образова­нию детей с ОВЗ.

У специалистов есть возможность получить рекомендации:

• по разработке вариативных программ и методического сопровождения об­разовательного процесса, учитывающих особенности различных категорий вос­питанников и учащихся;

• по построению системы разноуровневой оценки знаний и умений учащихся;

• по организации и проведении просветительской работы с родителями по пониманию и принятию «особых» детей;

• по эффективным способам взаимодействия и взаимообогащения между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками.

Портал создан и поддерживается по инициативе Департамента образования города Москвы и Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО) ГБОУ ВПО Московского психолого-педагогического университета.

Наши рекомендации