Психолого-медико-педагогического консилиума
Фамилия____________ Имя___________ Отчество_________________
Дата рождения_________ Дом. адрес, телефон______________________
Кем направлен на ПМПк
Документы:____________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Дефектолог___________________________________
Дефектологическое заключение___________________
Психолог____________
Заключение психолога
Логопед__________________
Логопедическое заключение
Врач (___________
Заключение врача
Специалист (_
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА
РЕКОМЕНДАЦИИ КОНСИЛИУМА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ МАРШРУТУ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ (компонент индивидуальной образовательной программы ИОП)
Особое мнение (специалист
Председатель консилиума_______________________________________
(подпись)
Психолог
(подпись)
Дефектолог___________________________________________________
(подпись)
Логопед______________________________________________________
(подпись)
Врач________________________________________________________
(подпись)
Специалист___________________________________________________
(подпись)
Секретарь____________________________________________________
(подпись)
Дата проведения ПМПк________
Проведение следующего ПМПк
С решением ПМПк об образовательном маршруте согласен
) |
________________________________________ ( )
Приложение 5.3
Вопросы структурированного интервью с педагогами
Тема:«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики»
1. Профессиональное отношение к теме включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс: опасения, надежды, профессиональные ценности, профессиональные верования (например, « многое зависит от учителя», «от учителя ничего не зависит, если родители не занимаются с ребенком»)
2. На какие особенности и аспекты процесса включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство Вы обратили внимание, участвуя в проекте? (может быть, на необходимость работы с родителями других детей, на необходимость подбора педагогических приемов, на необходимость слаженной работы в команде специалистов.)
3. Какой профессиональный опыт Вы получили? (участвуя в ПМПК, взаимодействуя со специалистами — логопедом, психологом, дефектологом?)
4. В чем изменился Ваш взгляд на процесс включения ребенка? Как это сделать эффективным? Ваше видение особенностей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса и роль Учителя в нем.
5. Что нового — какие приемы, методы, формы педагогической практики Вы использовали или попробовали в своей деятельности? Можно описать пример по конкретному ребенку. Что Вы заметили для себя нового в отношениях детей, в процессе включения ребенка, влияние работы в команде специалистов на процесс включения ребенка?
6. Какие перспективы в своем профессиональном росте Вы видите? Что необходимо для построения эффективного психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса? Чему Вам необходимо научиться?
Используемая литература
1. АлехинаС.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. — Москва : Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1.
2. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова ЕЛ. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование, 2011, № 1.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — (Практическая психология в образовании).
4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58.
6. Гущина Т.Н. Технология социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника http://www.openclass.ru/ node/261674.
7. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. — М.: изд-во Центр «Школьная книга», 2010.
8. Казакова Е. Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — №9—10. — с. 95—97.
9. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Те- ревинф, 2010.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2001.
11. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. — М.; СПб., 2003.
12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Айрис-Дидактика, 2004.
13. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекцион- ной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога- практика) — М.: АРКТИ, 2005.
15. Семаго Н.Я. Цветовой тест отношений как метод оценки межличностных отношений в интегративной детской группе / В сб. Опыт работы интегративного детского сада. Ч. 3. М.:Теревинф, 2007. С. 122—129.
16. Харавина Л.Н. Технология педагогического сопровождения лич- ностно-профессионального развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 4. — т. II (Психолого- педагогические науки). — С. 214—219.
Информация о портале Департамента образования города Москвы «Образование без границ»
Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru, является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и специалистов образовательных учреждений.
Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
На портале представлены следующие материалы:
• нормативно-правовые документы, регламентирующие инклюзивное и специальное образование с комментариями юриста;
• видео-лекции ведущих учёных по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
• научные доклады российских и зарубежных исследований в области инклюзивного и специального образования;
• коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;
• учебно-методические материалы для специалистов;
• рекомендации для родителей;
• обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.
У родителей есть возможность:
• использовать информационно-методический ресурс для развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
• получать онлайн консультации специалистов;
• участвовать в работе форума с наиболее острыми вопросами по образованию детей с ОВЗ.
У специалистов есть возможность получить рекомендации:
• по разработке вариативных программ и методического сопровождения образовательного процесса, учитывающих особенности различных категорий воспитанников и учащихся;
• по построению системы разноуровневой оценки знаний и умений учащихся;
• по организации и проведении просветительской работы с родителями по пониманию и принятию «особых» детей;
• по эффективным способам взаимодействия и взаимообогащения между «особыми» детьми и их здоровыми сверстниками.
Портал создан и поддерживается по инициативе Департамента образования города Москвы и Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО) ГБОУ ВПО Московского психолого-педагогического университета.