Методические указания по осуществлению конспектирования как вида учебной деятельности
В самостоятельной деятельности студент сталкивается с выполнением разного рода работ, определим их:
Конспект (от лат. conspectus — «обзор, очерк») — краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их подтверждение фактами, примерами. Как составляется конспект? Главная информация записывается полностью, без существенных сокращений. Основное содержание конспектирования составляет переработка второстепенной информации в целях ее обобщения и сокращения.
Тезисы(от греч. thesis — «положение, утверждение») — краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада. Тезисы в отличие от конспекта не содержат фактического материала.
Тезисы, дополненные фактическим материалом, представляют собой конспект.
Хороший конспект — это хорошо структурированный текст, который позволяет быстро вспомнить суть даже очень давно прочитанного материала. (Конспект, оформленный как сплошной текст, менее эффективен.)
В конспект целесообразно включать позиции, идеи, взгляды, факты как основные структурные элементы. Ваши комментарии, пояснения, отношение к прочитанному составляют существенную часть конспекта. В конспекте неплохо использовать и маркировку.
При составлении конспекта сначала нужно понять смысл текста в целом, затем разбить его на основные части (т. е. составить план) и сформулировать главные мысли.
Приемы осмысления текста:
- постановка вопросов и поиск ответов на них в самом тексте;
- постановка вопросов-предположений типа «А не потому ли...что?»;
- предвосхищение плана изложения того, о чем будет говориться дальше;
- мысленное возвращение к ранее прочитанному под давлением новой мысли, критический анализ и оценка прочитанного текста.
Избегайте написания «слепых» конспектов, в которых не выделены основные мысли. Подчеркните цветным карандашом основные положения, сделайте пометки на полях. Таким же образом целесообразно работать с лекциями и литературой (если они ваши).
Рекомендации по конспектированию и составлению планов. Прежде чем начать конспектирование, следует уяснить особенности таких видов конспектов, как план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Основные требованиями к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала; краткость; убедительность и доказательность.
Приступая к конспектированию, необходимо прочитать отметить в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, выбрать вид конспекта:
План - конспект — сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Такой конспект краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы: 1. Составить план текста. 2. Разъяснить кратко и доказательно каждый пункт плана, выбрать разумную и эффективную форму записи. 3. Сформулировать и записать вывод.
Текстуальный (цитатный) конспект — конспект, созданный из отрывков подлинника, цитат. Он строится из высказываний, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило служит иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы: 1. Прочитать текст, отметить в нем основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект. 2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. 3. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом. Сделать общий вывод.
Свободный конспект — это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он требует серьезных усилий при составлении в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы: 1. Изучить и глубоко осмыслить источи 2. Выписать основные мысли, цитаты, составить тезисы. 3. Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.
Тематический конспект — конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точка зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания; личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы: 1. Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определенной теме или хронологии. 2. Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана. 3. Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложить материал. 4. Составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, в виде простого плана. 5. Выяснить в словаре значение новых, непонятных слов, выписать их в свой педагогический словарь. 6. Перед тем как сдать работу преподавателю, прочитать конспект еще раз, при необходимости доработать его.
Методические указания по подготовке к выступлению (с презентацией)
Готовясь к выступлению перед аудиторией, следует четко представлять его цель и суть:
- информирование по какому-либо вопросу, проблеме, теме;
- организация диалога с аудиторией;
- стимулирование аудитории к дискуссии;
- выражение своего мнения, взгляда, отношения к проблеме.
В подготовку выступления входит:
- знакомство с литературой по проблеме выступления. Целесообразно знакомиться с возможно более широким и разнообразным материалом (скажем, с позициями и взглядами разных авторов по определенной теме; разными подходами к рассмотрению и разрешению вопроса и др.). Этот этап предполагает понимание и критическое освоение сущности проблемы;
- продумывание и осмысление прочитанного, формирование общей картины выступления (основного содержания, акцентов, последовательности подачи материала, необходимой аргументации, примеров).
- дополнительная проработка особенно сложных по содержанию, подаче моментов выступления;
- обдумывание возможных вопросов аудитории и ответов на них, готовность к импровизации по ходу выступления (сокращению или расширению материала к углубленному раскрытию отдельных аспектов, приведению веера примеров, выступлению в условиях недостатка или избытка времени).
Предпосылки удачного выступления:
- проявление уважительного отношения к аудитории, умение удобно и понятно для слушателей, четко и ясно передать суть материала; постарайтесь при выступлении не читать заготовленный текст, а изложить его основные положения в живой и убедительной форме;
- готовность импровизировать по ходу выступления, отвечать на вопросы (вопросы всегда работают на выступающего, в них проявляется активное отношение слушателей к материалу, желание разобраться в нем);
- нужно научиться слушать себя как бы со стороны, отмечая по ходу выступления сильные и слабые моменты; практика выступлений позволяет постепенно сформировать свой стиль, особенности которого могут описываться такими, например, позициями (их совокупность вы можете дополнить другими, характерными для ваших выступлений):
- сила вдохновения;
- последовательность и логичность изложения материала; образность изложения, красочные примеры, сравнения, изящество логических и словесных построений, остроумие, ироничность замечаний, комментариев, непринужденность, живость, искренность выступления.
Критерии оценивания выступления
Содержательные характеристики: умение раскрыть тему за ограниченное время; наличие и раскрытие основных понятий темы; умение аргументировано отвечать на вопросы; проработана основная литература по теме.
Аудио-характеристики выступающего: скорость речи, грамотность речи, понятность, выразительность.
Визуальные характеристики: поза, жесты, мимика, контакт с аудиторией.
Особенности презентации: презентация начинается с титульного листа; присутствует план излагаемого материала; все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок и опечаток; на слайдах отражены ключевые понятия темы; в презентации присутствует качественная наглядность (иллюстрации), которая способствует раскрытию темы; текст на слайдах читаемый, не сливается с фоном; слайды не перегружены текстом и содержат основную информацию; отбор материала, последовательность изложения и композиция слайдов демонстрируют понимание материала; в презентацию включен список литературы; выступление лекторов не является просто чтением с экрана.
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Использование интернет-тренажеров в режиме «Самоконтроль», «Самообразовании» на сайте i-exam.ru.
2. Технология консультаций через социальные сети (VK) и электронную почту
3. Чтение лекций с использованием слайд-презентаций
4. Использование слайд-презентаций при проведении семинарских/ практических занятий
5. Технология системно-педагогического моделирования
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
№ ауд., лаб. | Название аудитории, лаборатории | Назначение аудитории, лаборатории, перечень дисциплин | Перечень основного используемого оборудования |
Лекционная аудитория | Введение в педагогическую деятельность, Теоретическая педагогика, Практическая педагогика, История педагогики и образования, Нормативно-правовые основы современной системы дополнительного образования, Организация социального партнерства в системе дополнительного образования, Социальная педагогика, Инклюзивное образование, Интенсивные технологии обучения и воспитания, Качество дополнительного образования детей и мониторинг результатов образовательной деятельности, Концептуальные основы организации дополнительного образования детей, История развития системы дополнительного образования, Проектирование образовательной деятельности детей и педагогов в системе дополнительного образования, Методика подготовки и проведения культурно-просветительских и досуговых мероприятий, Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. | Столы, лавки, доска компьютерный стол, кафедра. Проектор, экран, компьютер | |
Учебная аудитория | Введение в педагогическую деятельность, Теоретическая педагогика, Практическая педагогика, История педагогики и образования, Организация индивидуальной образовательный деятельности в дополнительном образовании, Нормативно-правовые основы современной системы дополнительного образования, Организация социального партнерства в системе дополнительного образования, Социальная педагогика, Инклюзивное образование, Интенсивные технологии обучения и воспитания, Концептуальные основы организации дополнительного образования детей, История развития системы дополнительного образования, Проектирование образовательной деятельности детей и педагогов в системе дополнительного образования, Методика подготовки и проведения культурно-просветительских и досуговых мероприятий, Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, | Столы, стулья, доска, компьютерный стол, проектор, экран, компьютер. |
Иные сведения и материалы
12.1 Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особенности реализации программы курса для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья зависит от состояния их здоровья и конкретных проблем, возникающих в каждом отдельном случае.
При организации образовательного процесса для слабослышащих студентов от преподавателя курса требуется особая фиксация на собственной артикуляции. Говорить следует немного громче и четче.
На занятиях преподавателю требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также к использованию профессиональной лексики. Для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение.
В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Все лекции курса снабжены компьютерными мультимедийными презентациями.
В процессе работы со слабовидящими студентами педагогическому работнику следует учитывать, для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок по сравнению с лицами с нормальным зрением.
Информацию необходимо представлять в том виде, в каком ее мог бы получить слабовидящий обучающийся: крупный шрифт (16 - 18 пунктов). Следует предоставить возможность слабовидящим использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры во время занятий по курсу. При лекционной форме занятий студенту с плохим зрением следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Не следует забывать, что все записанное на доске должно быть озвучено.
В работе с маломобильными обучающимися предусматривается возможность консультаций посредством электронной почты.
В работе с маломобильными обучающимися предусматривается возможность консультаций посредством электронной почты.