Наименование оценочного средства
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3зачетные единицы (з.е.),108 академических часа.
3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов | |
для очной формы обучения | для заочной /очно-заочной формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | - | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
в т. числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Практикумы | ||
Лабораторные работы | ||
в т.ч. в активной и интерактивной формах | ||
Внеаудиторная работа (всего): | ||
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | ||
Курсовое проектирование | ||
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем | ||
Творческая работа (эссе) | ||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации обучающегося | зачет |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам (темам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | самостоят. работа обуч-ся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Введение в педагогику | УО-2 (ИЗ1) ПР-1 | ||||
2. | Педагогическое мастерство | УО-2 (ИЗ2) ПР-3 | ||||
3. | Педагогическая этика | УО (ИЗ3) ТС-3 | ||||
Итого: |
Примечание: УО - устный опрос, УО-1 - собеседование, УО-2 - коллоквиум, УО-3 - зачет, УО-4 – экзамен, ПР - письменная работа, ПР-1 - тест, ПР-2 - контрольная работа, ПР-3 эссе, ПР-4 - реферат, ПР-5 - курсовая работа, ПР-6 - научно-учебный отчет по практике, ПР-7 - отчет по НИРС, ИЗ –индивидуальное задание, ТС - контроль с применением технических средств, ТС-1 - компьютерное тестирование, ТС-2 - учебные задачи, ТС-3 - комплексные ситуационные задачи.
4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам и темам
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел «Введение в педагогику» | ||
Содержание лекционного курса | ||
1.1 | Общая характеристика педагогической профессии | Понятие профессии и специальности. Классификация профессий и видов профессиональной деятельности. Общая характеристика педагогической профессии в системе современного педагогического знания. Зарождение и исторический генезис педагогической профессии. Особенности педагогической профессии в структуре формирования ее принципов: гуманитарный, коллективный и творческий характер. Педагогическая аксиология. Ценности педагога XXI века. Перспективы развития педагогической профессии в новых социально-экономических и информационных условиях. |
1.2 | Профессиональная деятельность и личность педагога | Педагогическая деятельность: сущность и специфика. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Уровни педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Общие и педагогические способности. Профессиональные и личностные качества педагога. Требования профессионального стандарта педагога. Профессиограмма педагогической деятельности. Формы организации речевой деятельности педагога в ситуациях педагогического общения на занятиях по предмету; особенности межличностностного взаимодействия в образовательной среде. |
1.3 | Профессиональная компетентность и культура педагога | Понятия «профессиональная компетентность», «профессиональная мобильность», «профессиональная конкурентоспособность», «профессиональная культура педагога». Модели связи «компетенции» и «компетентность», «компетенции» и «трудовые функции», «профессиональная компетентность» и «профессиональное мастерство». Теоретическая готовность к педагогической деятельности. Практическая готовность к педагогической деятельности. Соотношение общей и профессиональной культуры учителя. Основные компоненты педагогической культуры. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры. Основы профессиональной этики для выстраивания процесса взаимодействия с субъектами образовательной среды; нормы русского языка как части речевой культуры педагога. |
1.4 | Профессионально-личностное саморазвитие педагога в системе непрерывного образования | Профессиональное самоопределение молодежи как социально-педагогическая проблема. Профессионально-личностное становление и развитие учителя в системе непрерывного профессионально-педагогического образования. Этапы и модели профессионального становления учителя. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание. Профессиональное саморазвитие педагога. Карьера педагога. Профессиональная адаптация как категория педагогики и психолого-педагогическая проблема. Самообразование как средство становления педагога-профессионала. Уровни самообразовательной деятельности. Сущность, ценностные (в том числе этические) характеристики и социальную значимость (в том числе востребованность) профессии педагога; приоритетные направления развития системы образования России; мотивационные ориентации и требования к личности и деятельности педагога; ориентиры личностного и профессионального развития, ценности, традиции педагогической деятельности в контексте культурно-исторического знания, в соответствии с общественными и профессиональными целями отечественного образования; значимость роли педагога в формировании социально-культурного образа окружающей действительности у подрастающего поколения россиян. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
1.5 | Педагог в современном обществе | Ценности педагога XXI века. Профессиограмма педагога XXI века (аксиологический компонент/тип). Моделирование профессиограммы. Круглый стол: «Проблемы профессионального становления современного учителя» (по материалам периодической печати). Например, падение престижности профессии, старение педагогических кадров, сокращение свободного времени учителя, не всегда позитивное отношение в обществе к учителю и т.д. |
1.6 | Содержание педагогической деятельности: профессиографический и компетентностный подходы | Содержание педагогической деятельности. Типология профессиограмм. Значение профессиографического и компетентностного подходов в развитии системы образования и качества педагогической деятельности. Модель профессиональной компетентности учителя. Требования ФГОС ВО, профессионального стандарта «Педагог» к личности и профессиональной компетентности учителя. Профессиограмма учителя. |
1.7 | Педагогические способности и профессионально-личностные качества педагога | Общая характеристика понятия «педагогические способности». Группы общих педагогических способностей (дидактические, организационно-коммуникативные, личностные). Базовые свойства и характеристики личности педагога. Личностные качества педагога в конструктах решения противоречий и задач развития обучающегося. Диагностика исходного уровня педагогических способностей и профессионально-личностных качеств будущего педагога. |
1.8 | Профессионально-педагогическая компетентность | Модель профессиональной компетентности педагога. Требования ФГОС ВО к результатам освоения ОПОП: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Требования профессионального стандарта «Педагог». Трудовая функция: Общепедагогическая функция. Обучение; Трудовая функция: Воспитательная деятельность Трудовая функция: Развивающая деятельность. Трудовые функции и профессионально-трудовые отношения в структуре профессионального становления педагога. |
т1.9 | Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога | Стратегии развития и самосовершенствования учителя: стратегии рефлексии, стратегии цели. Продуктивное наращивание творческого потенциала учителя. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога: противоречия, факторы (внешние и внутренние), формы, методы, средства. Программа профессионального самообразования и личностного роста будущего педагога. |
1.10 | Культура самостоятельной работы студента как условие профессионального становления | Сущность самостоятельной работы в вузе. Виды самостоятельной работы студента и формы ее организации. Специфика самостоятельной работы в вузе. Культура самостоятельной работы. Моделирование акметраектории профессионального становления педагога (портфолио или профессионально-педагогический кейс). |
1.11 | Система профессиональной подготовки педагогических кадров | Многоуровневое образование: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Область профессиональной деятельности выпускников-бакалавров. Объекты профессиональной деятельности выпускников-бакалавров. Виды профессиональной деятельности выпускников-бакалавров. Структура и объем программы бакалавриата. Модели организации образовательного процесса в вузе: линейная, нелинейная организация, модель обучения действием. Опережающий характер педагогического образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Защита проекта «Моя инициатива в образовании». |
Раздел «Педагогическое мастерство» | ||
Содержание лекционного курса | ||
2.1 | Педагогическое мастерство и его значение в формировании личности учителя | Сущность педагогического мастерства. Педагогическое новаторство. Педагогическое творчество. Взаимосвязь педагогического мастерства и индивидуальных качеств личности педагога. Мастерство учителя как профессиональное управление педагогической деятельностью. Педагогическое мастерство как система. Пути формирования и реализации педагогического мастерства. |
2.2 | Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства | Понятие и структура педагогической техники. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства: модели и условия формирования. Мимическая и пантомимическая выразительность учителя. Речь учителя как основа педагогического мастерства. Тренинг как форма развития педагогического мастерства и педагогической техники решения задач профессионально-педагогической деятельности. |
2.3 | Мастерство общения как педагогический феномен | Педагогическое общение: сущность, специфика, структура. Функции педагогического общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Средства педагогического общения: вербальные, невербальные. Стили педагогического общения. Модели педагогического общения. Особенности педагогического общения с коллективом школьников, родителями обучающихся, коллегами |
Темы практических/семинарских занятий | ||
2.4 | Мастерство учителя в организации учебной деятельности | Мастерство учителя в организации учебной деятельности. Изучение опыта работы школьного учителя по профилю подготовки и презентация его на занятии. |
2.5 | Мастерство педагога в организации воспитательной деятельности | Мастерство педагога в организации воспитательной деятельности. Изучение опыта работы классного руководителя и презентация его на занятии. |
2.6 | Знакомство с опытом современных учителей-новаторов | Анализ опыта работы учителей – новаторов (Ш.А Амонашвили, С.Н.Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.Н.Ильин и др.) и презентация его на занятии. |
2.7 | Педагогический артистизм как компонент творческой индивидуальности педагога | Творческий потенциал педагога. Педагогический артистизм: понятие, структура. Условия и факторы развития педагогического артистизма. Приемы, методы, технологии педагогического артистизма в модели формирования творческой индивидуальности педагога. Юмор как средство актерского мастерства учителя. Уровни сформированности педагогического артистизма. |
2.8 | Мастерство учителя в управлении собой | А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский об умении владеть собой. Примеры из личного опыта студентов, показывающие важность умения управлять своим эмоциональным состоянием. Способы саморегуляции самочувствия педагога. Техника выполнения упражнений на релаксацию, самовнушение. Коллективное составление программы самовнушения. |
2.9 | Культура внешнего вида педагога | Характеристика компонентов внешнего вида учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда). Формирование умений организации внешнего вида в заданных ситуациях образовательного процесса (вход учителя в класс, приветствие, представление, знакомство с классом). Защита моделей эстетически выразительной одежды учителя с разным целевым назначением (урок, отдых, спорт и пр.) с использованием техники коллаж. |
2.10 | Культура общения учителя и учащихся | Педагогическое общение: наука и искусство. Факторы установления педагогически целесообразных взаимоотношений: педагогический такт и авторитет учителя, взаимопонимание учителя и учащихся, эмпатия, адекватность оценок поведения и деятельности учащихся, опора на общественное мнение коллектива и др. Заповеди педагогического общения (Кан-Калик В.А.) Развитие коммуникативных способностей будущего учителя. Игры, тренинги и упражнения на формирование навыков общения. |
2.11 | Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач | Педагогическая задача как технологическая единица образовательного процесса. Типы педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные, дидактические, воспитательные и др. Этапы решения педагогической задачи. Способы решения педагогической задачи. Мастерство учителя в решении педагогических задач. |
Раздел «Педагогическая этика» | ||
Содержание лекционного курса | ||
3.1 | Педагогическая этика как основа профессиональной деятельности | Этика и мораль. Педагогическая этика как условие эффективного взаимодействия педагога и обучающихся. Задачи педагогической этики. Основные категории педагогической этики: долг, моральный выбор, моральная свобода, моральная ответственность, совесть, справедливость, честь и др. Принципы педагогической этики: принцип гуманизма, педагогического оптимизма, солидарности и коллективизма, гражданственности и патриотизма, профессионализма, сотрудничества, творчества и др. Нормы педагогической этики Педагогический такт как форма функционирования педагогической морали. |
3.2 | Этико-ценностное регулирование конфликтов в педагогической деятельности | Педагогический конфликт: понятие, типы. Причины и особенности педагогических конфликтов. Развитие конфликта. Способы разрешения конфликта. Правила поведения педагога в конфликтной ситуации. Нормативная база этико-ценностного регулирования педагогических конфликтов. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
3.3 | Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности учителя-предметника и классного руководителя | Педагогическая мораль как система норм и правил, регулирующая поведение педагога. Этапы формирования педагогической морали. Моральные требования, определяющие взаимоотношения в системе: «учитель ученик», «учитель -родители», «учитель-учитель». |
3.4 | Педагогический такт как основа мастерства учителя-предметника и классного руководителя | Такт как нравственная категория. Уважение и вежливость – основа педагогического такта. Специфика педагогического такта. Условия овладения педагогическим тактом. Такт и тактика учителя. Развитие у будущих учителей умения проявлять педагогический такт в различных педагогических ситуациях. |
3.5 | Кодекс профессиональной этики педагога: анализ документов международного и федерального уровней | Кодекс профессиональной этики педагога: документы международного и федерального уровней. Декларация профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей: обязательства учителей и преподавателей перед профессией;обязательства учителей и преподавателей перед учениками;обязательства учителей и преподавателей перед коллегами;обязательства учителей и преподавателей перед руководящими работниками;обязательства учителей и преподавателей перед родителями учеников; обязательства перед учителями ипреподавателями;обязательство общества по отношению к преподавателям. Закон «Об образовании в Российской Федерации». Трудовое право педагога. Гражданский кодекс. Авторское право. |
3.6 | Этика поведения учителя-предметника и классного руководителя в педагогическом конфликте | Понимание причин и особенностей педагогического конфликта. Правила поведения педагога в различных конфликтных ситуациях. Развитие навыков анализа конфликтных ситуаций различного типа. конфликтных ситуаций. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
№ п/п | Наименование раздела | Задания, выносимые на самостоятельную работу | Формы контроля |
Введение в педагогику | 1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, учёных, писателей, педагогов, об учителе и педагогической профессии. 2. Проведите исследование на тему «Идеальный учитель: каков он?» 3. Выпишите требования к личности учителя из доклада К. Роджерса «Вопросы, которые я себе задал, если был бы учителем». 4. Проведите исследование на тему: «Какие профессионально-личностные качества недостаточно выражены у современного учителя?» 5.Подготовьте рецензию статьи, отражающую какую-либо проблему профессионального становления современного учителя, (например, падение престижности профессии, старение педагогических кадров, сокращение свободного времени учителя, не всегда позитивное отношение в обществе к учителю). 6. Составьте программу самосовершенствования в форме «Письма самому себе». 7. Напишите эссе на тему: «Почему сегодня учитель часто работает не благодаря, а вопреки объективным обстоятельствам». | Цитаты/ конспект статьи/ рецензия/эссе, презентация результатов исследования, конверт с письмом | |
Педагогическое мастерство | 1.Проанализируйте опыт работы учителей – новаторов (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.Н.Ильин и др.) и подготовьте презентацию для выступления на семинарском занятии. 2.Исследуйте опыт работы Вашего любимого школьного учителя/классного руководителя и подготовьте выступление для обсуждения на семинарском занятии | Презентация/ доклад | |
Педагогическая этика | 1.Составьте свой вариант клятвы (свод правил), которой, на ваш взгляд, должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности современный учитель | Презентация клятвы |
В структуре организации самостоятельной работы все вопросы семинаров и задания, выносимые на самостоятельную работу студента, рассмотрены в работах:
1. Козырева, О. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2011. 121 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–553–4.
2. Козырева, О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
3. Свинаренко, В.Г. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования [Текст]: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования / В.Г. Свинаренко, О.А. Козырева. - М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или ее части) / и ее формулировка – по желанию | Наименование оценочного средства |
1. | Введение в педагогику | ОПК-1 (знать) | УО -2 (вопросы 1-25), УО-3 (вопросы 1-29) |
ОПК-1 (уметь, владеть) | ТС, ТС-3 | ||
2. | Педагогическое мастерство | ОК-6 (знать) | УО-2 (вопросы 1-8), УО-3 (вопросы 1-22) |
ОК-6 (уметь, владеть) | ТС, ТС-3 | ||
3. | Педагогическая этика | ОПК-5 (знать) | УО-2 (вопросы 1-2), УО-3 (вопросы 1-7) |
ОПК-5 (уметь, владеть) | ТС, ТС-3 |
Примечание: УО - устный опрос, УО-1 - собеседование, УО-2 - коллоквиум, УО-3 - зачет, УО-4 – экзамен, ПР - письменная работа, ПР-1 - тест, ПР-2 - контрольная работа, ПР-3 эссе, ПР-4 - реферат, ПР-5 - курсовая работа, ПР-6 - научно-учебный отчет по практике, ПР-7 - отчет по НИРС, ИЗ –индивидуальное задание, ТС - контроль с применением технических средств, ТС-1 - компьютерное тестирование, ТС-2 - учебные задачи, ТС-3 - комплексные ситуационные задачи.
6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы
Примерные вопросы к коллоквиуму
Примерные вопросы к коллоквиуму по разделу «Введение в педагогику»
1. Педагогическая деятельность: модели и условия оценки качества
2. Педагогическая деятельность: определения и микро-, мезо-, макроконструкты детерминации
3. Педагогическая деятельность и образовательные услуги
4. Педагогическая деятельность в решении задач развития и саморазвития
5. Педагогическая деятельность в оценке качества развития личности обучающегося
6. Педагогическая деятельность в работе с обучающимися при моделировании портфолио обучающегося
7. Педагогическая деятельность в подготовке обучающегося к соревнованиям
8. Педагогическая деятельность в подготовке обучающегося к научно-практической конференции
9. Педагогическая деятельность в подготовке обучающегося к научно-исследовательской работе
10. Педагогическая деятельность в конструктах педагогической аксиологии
11. Тезаурус «Педагогическая деятельность»
12. Педагогическая деятельность: категориальный аппарат современной педагогики
13. Педагогическая деятельность в модели профессионального становления педагога
14. Педагогическая деятельность и конструкты саморазвития
15. Педагогическая деятельность и педагогическая рефлексия
17. Педагогическая деятельность и профессионально-педагогический кейс
18. Педагогическая деятельность и образовательное портфолио
19. Педагогическая деятельность: функции и модели
20. Педагогическая деятельность: принципы и условия оптимизации выполнения трудовых функций
21. Педагогическая деятельность: моделирование и уточнение категориального аппарата
22. Педагогическая деятельность: воспитание в работе педагога
23. Педагогическая деятельность и оценка качества решения противоречий целостного педагогического процесса
24. Педагогическая деятельность: виды, типы, технологии
25. Педагогическая деятельность: популяризация педагогической профессии
Примерные вопросы к коллоквиуму по разделу «Педагогическое мастерство»
1. Педагогическое мастерство и его значение в формировании личности учителя
2. Сущность педагогического мастерства
3. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства: модели и условия формирования
4. Тренинг как форма развития педагогического мастерства и педагогической техники решения задач профессионально-педагогической деятельности
5. Мастерство учителя в организации учебной деятельности
6. Мастерство педагога в организации воспитательной деятельности
7. Педагогическое мастерство в работе с родителями
8. Самопрезентации в работе педагога
Примерные вопросы к коллоквиуму по разделу «Педагогическая этика»
1. Классный час «Педагогическая этика: оценка и показатели успешности личности»
2. Родительское собрание «Конфликты и способы их решения в работе с облучающимися и педагогами»
Зачет
а) типовые вопросы (задания):
Примерные вопросы к зачету по разделу «Введение в педагогику»
1. Общая характеристика педагогической профессии в системе современного педагогического знания
2. Зарождение и исторический генезис педагогической профессии
3. Понятие профессии и специальности. Классификации профессий и специальностей
4. Ценности педагога XXI века
5. Педагогическая аксиология
6. Профессиональная адаптация как категория педагогики и психолого-педагогическая проблема
7. Сущность и основные виды педагогической деятельности
8. Структура и уровни педагогической деятельности
9. Функции педагогической деятельности
10. Учитель как субъект педагогической деятельности
11. Профессионально обусловленные требования, предъявляемые к личности учителя
12. Профессионально значимые личностные качества учителя
13. Общие и педагогические способности
14. Характеристика понятий «профессиональная компетентность», «профессиональная мобильность», «профессиональная конкурентоспособность»
15. Модели связи «компетенции» и «компетентность», «компетенции» и «трудовые функции», «профессиональная компетентность» и «профессиональное мастерство»
16. Теоретическая готовность к педагогической деятельности
17. Практическая готовность к педагогической деятельности
18. Соотношение общей и профессиональной культуры учителя. Основные компоненты педагогической культуры
19. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры
20. Модели и мотивы выбора педагогической профессии, мотивация педагогической деятельности
21. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание
22. Этапы и модели профессионального становления учителя
23. Профессиональное саморазвитие педагога
24. Карьера педагога
25. Самообразование как средство становления педагога-профессионала. Уровни самообразовательной деятельности
26. Научная организация труда педагога
27. Сущность самостоятельной работы в вузе
28. Виды самостоятельной работы студента и формы ее организации
29. Специфика и культура самостоятельной работы. Моделирование акметраектории профессионального становления педагога (портфолио или профессионально-педагогический кейс)
Примерные вопросы к зачету по разделу «Педагогическое мастерство»
1. Сущность педагогического мастерства
2. Общая характеристика педагогического новаторства и педагогического творчества
3. Взаимосвязь педагогического мастерства и индивидуальных качеств личности педагога
4. Мастерство учителя как профессиональное управление педагогической деятельностью
5. Пути формирования и реализации педагогического мастерства
6. Понятие и структура педагогической техники
7. Роль педагогической техники в мастерстве учителя
8. Мимическая и пантомимическая выразительность учителя
9. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства: модели и условия формирования
10. Тренинг как форма развития педагогического мастерства и педагогической техники решения задач профессионально-педагогической деятельности
11. Педагогическое общение: сущность, специфика, структура
12. Стили педагогического общения
13. Модели педагогического общения
14. Мастерство учителя в организации учебной деятельности
15. Технология организации современного урока
16. Мастерство педагога в организации воспитательной деятельности
17. Технология организации классного часа
18. Приемы, методы, технологии педагогического артистизма в модели формирования творческой индивидуальности педагога
19. Взаимосвязь культуры самостоятельной работы личности и качества педагогической деятельности
20. Характеристика компонентов внешнего вида учителя, влияющих на восприятие его личности учениками
21. Особенности формирования умений организации внешнего вида в заданных ситуациях образовательного процесса
22. Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач
Примерные вопросы к зачету по разделу «Педагогическая этика»
1. Педагогическая этика как условие эффективного взаимодействия педагога и обучающихся
2. Педагогический такт как основа мастерства учителя-предметника и классного руководителя
3. Этико-ценностное регулирование конфликтов в педагогической деятельности.
4. Конфликты в педагогической деятельности и этика педагогического конфликта
5. Педагогическая этика как основа профессиональной деятельности
6. Этика поведения учителя предметника и классного руководителя в педагогическом конфликте
7. Кодекс профессиональной этики педагога: анализ документов международного и федерального уровней
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
– владение специальной терминологией раздела: обучающиеся знают способы самоорганизации и построения образовательного маршрута, своей профессиональной карьеры; педагогические теории, раскрывающие гуманистический характер педагогической профессии и ее социальную значимость; технологии общения, требования к речевому поведению педагога в различных коммуникативно-речевых ситуациях; основы профессиональной этики;
- глубина и полнота овладения практическими основами раздела: обучающиеся умеют использовать в практике своей работы и определять направления личностного и профессионального развития, составлять программы профессионального самообразования и личностного роста; анализировать требования профессиональных стандартов с учетом профиля педагогической деятельности; решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; строить взаимодействие с субъектами образовательного процесса в соответствии с требованиями профессиональной этики;
- владение практическими навыками: обучающиеся владеют способами построения образовательного маршрута и своей профессиональной карьеры; способами самовоспитания личностных и профессиональных качеств педагога, развития мотивации профессиональной деятельности; голосом и речевым аппаратом; полученными знания и навыками публичной речи в новых постоянно меняющихся коммуникативных ситуациях; правовыми, нравственными и этическими нормами, требованиями профессиональной этики.
в) описание шкалы оценивания:
Зачет служит формой проверки усвоения учебного материала лекционных и семинарских занятий, уровня сформированности практических умений и навыков.
«Зачтено» выставляется обучающемуся, если он демонстрирует владение компетенциями: способность к самоорганизации и самообразованию, готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, владеет основами профессиональной этики и речевой культуры, полнота теоретического контролируемого материала, демонстрация выполнения практико-ориентированных заданий составляет более 51%.
«Не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не демонстрирует владение компетенциями даже при помощи экзаменатора: не способен к самоорганизации и самообразованию, не готов сознавать социальную значимость своей будущей профессии, не обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, не владеет основами профессиональной этики и речевой культуры, полнота теоретического контролируемого материала, демонстрация выполнения практико-ориентированных заданий составляет менее 51%.
Примерные образцы комплексных ситуационных задач (могут выполняться в индивидуальном порядке или группой).
1. Решите комплексную ситуационную задачу: «Педагог, уставший от постоянного шума на занятиях обратился к школьникам: «Зачем вы приходите в школу? Разве не для того, чтобы чему-то научиться?» Ученики ответили хором: «Мы приходим общаться с друзьями!»
Задание. Предложите пути выхода из ситуации с учетом требований педагогической этики.
2. Решите комплексную ситуационную задачу: «Ученики 9 класса, в котором Вы являетесь классным руководителем, объявили бойкот одному из обучающихся».
Задание. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему? Предложите пути выхода из нее с учетом требований педагогической этики.
3. Решите комплексную ситуационную задачу: «Это была первая тройка по математике. Шестиклассник Слава Лихачев бережно принял дневник из рук учительницы. Сел за парту. Он еще раз взглянул в него и убедился, что тройка не миф, не фантазия, а счастливая реальность. Мысли мальчика то и дело возвращались к одержанной победе. Он думал о том, как начнет теперь исправлять двойки по другим предметам, как он наконец-то разделается со славой трудного ученика, о том, как обрадуется мать.
Опьяненный приятными мыслями, Славка не заметил, как пролетело пол-урока. Он то и дело приоткрывал дневник и поглядывал на заветную отметку. Ему казалось: вот сейчас он откроет дневник, а ее уже и след простыл. Но стоило ему открыть дневник – троечка первой кидалась к нему навстречу, и широкая улыбка растягивала его губы.
В один из таких моментов, как будто издалека, он услышал голос Татьяны Ивановны:
- Лихачев, что ты все с дневником возишься? А ну, повтори мой вопрос.
Повторить вопрос Славка не смог. Он не услышал его.
- Давай сюда дневник! – оскорбилась его молчанием учи