Тема 2: педагогические основы процесса обучения в высшей школе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики
Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой педагогики
________________Е.А. Клещёва
«____»________________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению управляемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
Для студентов специальности:
1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования
Факультет педагогики и психологии
Магистратура
Барановичи, 2017
Составитель: Яценко Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,
протокол № __от «___» сентября 2017 г.
Заведующий кафедрой____________ Е.А. Клещёва
Методические рекомендации по организации и проведению управляемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» / Сост. Т.Е.Яценко, Барановичи: УО «БарГУ», 2017.
В данных методических рекомендациях по организации и проведению управляемой самостоятельной работы студентов представлена тема дисциплины, выносимая на УСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания темы, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.
ТЕМА 1: СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Система высшего образования Республики Беларусь: функции, структура, прогнозируемые проблемы (демографические явления, диспропорция), основные принципы и тенденции развития. Положения о высшем образовании в Кодексе об образовании в Республике Беларусь.
2. Болонская декларация: задачи, идеи, положения. Основные тенденций и особенностей развития высшего образования в мире сегодня. Стратегические цели реформирования системы высшего образования.
Требования к рефератам
Подготовка реферата осуществляется по одной из обозначенных тем. Требования к рефератам:
1) объем не менее 8 и не более 15 страниц печатного текста (формат А4, поля – левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее 1 см, межстрочный интервал – 1, выравнивание текста по ширине без автоматической расстановки переносов, нумерация страниц внизу по центру листа, первой считается страница, на которой размещено введение к реферату, список использованных источников в общее количество страниц реферата не учитывается).
2) Структурные части реферата: оглавление, введение (должно отражать актуальность рассматриваемой темы, спектр педагогических и социально-психологических проблем, решение которых требует обращения к теме реферата, содержать перечисление задач, решение которых будет осуществлено при раскрытии содержания реферата. Решение каждой поставленной задачи должно находить решение в соответствующем пункте реферата), основная часть, заключение (содержит выводы, сформулированные авторам по результатам раскрытия каждого пункта реферата, а также авторскую позицию относительно целесообразности и возможности реализации обозначенных принципов построения образования в высшей школе Республики Беларусь, рекомендации и предложения по их реализации), список использованных источников.
Форма контроля — защита рефератов.
Рекомендуемая литература:
1. Кодекс об образовании в Республике Беларусь. — Минск: РИВШ, 2011.— 352 с.
2. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : От деятельности к личности : учеб.пособие / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2005.
4. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
5. Беляев, В. Болонский процесс – попытка конкуренции / В. Беляев, Г. Жабрев // Высшее образование в России. – 2006. – № 4. – С.33—41.
6. Ганчеренок, И. И., Профессиональное и эффективное управление высшей школой — непременное условие ее устойчивого развития / И. И. Ганчеренок, А. В. Ивановский // Вышэйшая школа. — 2005. — № 3. — С. 36—41.
7. Гершунский, Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХ1 века / Б. С. Гершунский. – М.: Наука, 1993.
8. Стражев, В.И. О советском высшем образовании / В. И. Стражев // Вышэйшая школа. – 2005. – №2. – С. 7-24.
9. Черченко,Н.В. Высшая школа в постиндустриальном мире Н. В. Черченко // Вышэйшая школа. – 2005. – №6. – С. 7-9.
Требования к проектам
Творческий проект «Современный преподаватель высшей школы» готовится в парах.
Проект включает в себя: теоретическую часть, оформленную в печатном виде в виде журнала, и мультимедийную презентацию.
Характеристика теоретической части проекта. Магистрантами на основе анализа литературы по обозначенным выше вопросам систематизируются психолого-педагогические характеристики профессионального взаимодействия и деятельности преподавателя высшей школы, которые оформляются схематически (вид и форма схемы – по усмотрению магистрантов). Приветствуется сопоставление образа преподавателя высшей школы, принятого в нашей стране и за рубежом (может быть оформлено в виде таблиц). Далее приводится идеальный, с точки зрения магистрантов, образ современного преподавателя высшей школы (он может несколько отличаться или совпадать с тем, который был составлен на основе анализа литературы), который также должен быть представлен схематично. При этом каждая приводимая характеристика профессиональной деятельности и взаимодействия преподавателя высшей школы должна быть обоснованной (четко обосновать, почему, с точки зрения магистранта, преподаватель должен обладать именно такой характеристикой).
Эмпирическая часть (не обязательна). Приводятся результаты эмпирического исследования представлений студентов о предпочитаемой модели взаимодействия в системе «преподаватель - студент», причинах, препятствующих установлению оптимального психологического контакта между преподавателями и студентами, характеристиках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Форма контроля — защита творческих проектов.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.
2. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы : учеб.пособие / В. И. Андреев. — Минск : РИВШ, 2005. — 194 с.
3. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
4. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : От деятельности к личности : учеб.пособие / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2005.
5. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
6. Загвягинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвягинский. – М., 2001.
7. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер — М., 1981.
8. Теренин, М.И. Исследование и анализ требований, предъявляемых к современному профессиональному образованию / М. И. Теренин, А. С. Карпов // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – №1. – С.41-43.
ТЕМА 3: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Исследовательская работа студентов в вузе: учебно-исследовательская работа (УИРС); научно-исследовательская работа (НИРС). Организация курсового и дипломного проектирования. Формы организации НИРС.
Характеристика задания
Необходимо проанализировать существующие формы организации УИРС, НИРС в высшей школе, описанные в литературе, и сформулировать собственную обоснованную позицию по следующим вопросам:
1) Психолого-педагогические критерии эффективности вовлечения студентов в УИР и НИР.
2) Факторы низкой результативности УИР и НИР студентов
3) Наиболее и наименее оптимальные формы организации УИРС и НИРС в высшей школе.
4) Предложения по популяризации НИР среди студентов, повышения их интереса к научной деятельности.
Авторская позиция представляется и отстаивается в ходе дискуссии.
Форма контроля — устный опрос.
Рекомендуемая литература:
1. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
2. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
3. Жук, О.Л. Организация самостоятельной работы студентов в логике компетентностного подхода / О Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2005. – №2.– С. 45-50.
4. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. — Минск: РИВШ, 2005. — 107 с.
5. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. — Минск : РИВШ, 2004. — 132 с.
ТЕМА 4: ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Понятие о педагогической (образовательной) технологии. Классификация современных педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий.
2. Инновационные педагогические технологии.
3. Виртуальное образование.
4. Интернет-технологии.
5. Дистанционное обучение в высшей школе.
Требования к докладам
Доклад включает в себя презентацию инновационной образовательной технологии, которая может найти применение в высшей школе (с указанием конкретного профиля дисциплин и специальностей), с оценкой степени ее соответствия критериям эффективности педагогических технологий. Докладчик также продумывает и представляет систему возможных факторов риска неуспешной реализации освещаемой технологии в образовательном процессе высшей школы и превентивных мер (как предупредить, избежать негативных последствий).
Форма контроля — защита докладов.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.
2. Батышева, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышева, М.Б. Яковлева, В.А. Скакун, О.Б. Ховов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
3. Серкова, Е.И. Общая профессиональная педагогика: учебное пособие для ВУЗов / Е.И. Серкова, В.Д. Фимоненко, М.В. Ретивых, А.М. Воронин – М.: Вентана - Граф, 2006.
4. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
5. Загвягинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвягинский. – М., 2001.
Требования к овладению знаниями по теме
Опорный конспект представляет собой схематичекое представления содержания каждого вопроса. Он может содержать схемы, таблицы, графики, классификации и определения. Магистранты десонстрируют знания по указанным вопросам в ходе специально организованной дискусии. У каждого магистранта должна быть сформированы собственная позиция по рассматриваемым проблемам и четкое представление о критериях различия воспитательной работы в учреждения общего среднего и высшего образования.
Форма контроля — проверкаопорного конспекта, устный опрос.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы : учеб.пособие / В. И. Андреев. — Минск : РИВШ, 2005. — 194 с.
2. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
3. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
Требования к рефератам
Подготовка реферата осуществляется по одной из обозначенных тем. Требования к рефератам:
1) объем не менее 8 и не более 15 страниц печатного текста (формат А4, поля – левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее 1 см, межстрочный интервал – 1, выравнивание текста по ширине без автоматической расстановки переносов, нумерация страниц внизу по центру листа, первой считается страница, на которой размещено введение к реферату, список использованных источников в общее количество страниц реферата не учитывается).
2) Структурные части реферата: оглавление, введение (должно отражать актуальность рассматриваемой темы, спектр педагогических и социально-психологических проблем, решение которых требует обращения к теме реферата, содержать перечисление задач, решение которых будет осуществлено при раскрытии содержания реферата. Решение каждой поставленной задачи должно находить решение в соответствующем пункте реферата), основная часть, заключение (содержит выводы, сформулированные авторам по результатам раскрытия каждого пункта реферата, а также авторскую позицию, рекомендации и предложения по их реализации), список использованных источников.
Форма контроля — защитарефератов.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.
2. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
3. Десятова, Е.Ю. Уровень развития профессиональной Я-концепции как один из критериев качества в сфере образования / Е. Ю. Десятова, Е. М. Сартакова // Качество. Инновации. Образование. –2007. – № 2 (24). – С.18-21.
4. Жук, А.И. Основные направления развития высшей школы и обеспечение качества подготовки специалистов: матер. Семинара ректоров высш. учеб.заведений Республики Беларусь. «Высшее образование: состояние, проблемы и перспективы» / А. И. Жук. –Мн.: РИВШ БГУ, 2002. – С. 7-15.
5. Жук, А.И. Проблемы качества образования в современных условиях / А. И. Жук // Материалы 6 Междунар. науч.-практ. конф. «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества». (15-17 мая 2002 г., Минск). – Мн.: Академия последипломного образования, 2002. – С. 3-20.
6. Жук, А.И.Управление качеством образования в университетах / А. И. Жук, В. И. Воскресенский В.И. // Вышэйшая школа. – 2003. – №2. – С. 21-26.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма и результат образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 40—41.
8. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов / Э. М. Коротков. М.: Академический Проект: Мир, 2006. – 320 с.
9. Куликов, Ю. Система оценки качества учебного процесса / Ю. Куликов, И. Свистунов И. // Высшее образование в России.— 2006.— №5.— С.57-60.
10. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад / Н. А. Селезнева. – Изд. 2-е, дополненное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 95 с.
11. Сазонов, Б. Организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования : система зачетных единиц. Балльно-рейтинговая система / Б. Сазонов. // высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С. 9—27.
12. Стражев, В.И. Типовая модель системы управления качеством образования в вузе / В. И. Стражев, А. И. Жук, В. И. Воскресенский // Вышэйшая школа. – 2005. – №3. – С. 8-15.
Требования к рефератам
Подготовка реферата осуществляется по одной из обозначенных тем. Требования к рефератам:
1) объем не менее 8 и не более 15 страниц печатного текста (формат А4, поля – левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее 1 см, межстрочный интервал – 1, выравнивание текста по ширине без автоматической расстановки переносов, нумерация страниц внизу по центру листа, первой считается страница, на которой размещено введение к реферату, список использованных источников в общее количество страниц реферата не учитывается).
2) Структурные части реферата: оглавление, введение (должно отражать актуальность рассматриваемой темы, спектр педагогических и социально-психологических проблем, решение которых требует обращения к теме реферата, содержать перечисление задач, решение которых будет осуществлено при раскрытии содержания реферата. Решение каждой поставленной задачи должно находить решение в соответствующем пункте реферата), основная часть, заключение (содержит выводы, сформулированные авторам по результатам раскрытия каждого пункта реферата, а также авторскую позицию, рекомендации и предложения по их реализации), список использованных источников.
3) В реферате должны быть освещены все вопросы преимущественно в виде схем и таблиц.
Форма контроля — защитарефератов.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.
2. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
3. Зимняя, И. А. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования. / И. А. Зимняя. В. Г. Казанович, Г. П. Савельева // Проблемы качества образования : Материалы ХII Всероссийского совещания. Кн. 2 Оценка и управление качеством в высшем образовании. — Москва — Уфа — 2002. — С. 50—63.
4. Куликов, Ю. Система оценки качества учебного процесса / Ю. Куликов, И. Свистунов И. // Высшее образование в России.— 2006.— №5.— С.57-60.
5. Олекс, О.А. Научное, нормативное и методическое обеспечение развития системы специальностей и квалификаций // Вышэйшая школа / О. А. Олекс. – 2005. – №6. – С. 36-40.
6. Сазонов, Б. Организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования : система зачетных единиц. Балльно-рейтинговая система / Б. Сазонов. // высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С. 9—27.
7. Фролов, Н. Кредитно-рейтинговая система: опыт ТулГУ / Н. Фролов, Н. Жигунов // Высшее образование в России. – 2006. – №5. – С. 11-20.
ТЕМА 8: УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Управление познавательной деятельностью студентов.
Требования к порфолио
В портфолио должны быть размещены материалы, отражающие приемы активизации внимания, мышления, памяти студентов, развития критического мышления студентов. Соответственно в портфолио следует предусмотреть одноименные рубрики (приемы активизации внимания студентов и др.). Описание каждого приема должно сопровождаться примеров его применения на занятиях для студентов своей специальности.
Форма контроля — защитапортфолио.
Рекомендуемая литература:
1. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы: Учеб.пособие / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Мн.: Тесей, 2003.
2. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : От деятельности к личности : учеб.пособие / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2005.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики
Факультет педагогики и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой педагогики
________________Е.А. Клещёва
«____»________________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению управляемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
Для студентов специальности:
1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования
Факультет педагогики и психологии
Магистратура
Барановичи, 2017
Составитель: Яценко Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
Методические материалы рекомендованы к утверждению на заседании кафедры педагогики,
протокол № __от «___» сентября 2017 г.
Заведующий кафедрой____________ Е.А. Клещёва
Методические рекомендации по организации и проведению управляемой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» / Сост. Т.Е.Яценко, Барановичи: УО «БарГУ», 2017.
В данных методических рекомендациях по организации и проведению управляемой самостоятельной работы студентов представлена тема дисциплины, выносимая на УСР, контрольные вопросы по раскрытию содержания темы, список рекомендуемой литературы, указаны формы контроля.
ТЕМА 1: СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Система высшего образования Республики Беларусь: функции, структура, прогнозируемые проблемы (демографические явления, диспропорция), основные принципы и тенденции развития. Положения о высшем образовании в Кодексе об образовании в Республике Беларусь.
2. Болонская декларация: задачи, идеи, положения. Основные тенденций и особенностей развития высшего образования в мире сегодня. Стратегические цели реформирования системы высшего образования.
Требования к рефератам
Подготовка реферата осуществляется по одной из обозначенных тем. Требования к рефератам:
1) объем не менее 8 и не более 15 страниц печатного текста (формат А4, поля – левое 3 см, правое 1 см, верхнее и нижнее 1 см, межстрочный интервал – 1, выравнивание текста по ширине без автоматической расстановки переносов, нумерация страниц внизу по центру листа, первой считается страница, на которой размещено введение к реферату, список использованных источников в общее количество страниц реферата не учитывается).
2) Структурные части реферата: оглавление, введение (должно отражать актуальность рассматриваемой темы, спектр педагогических и социально-психологических проблем, решение которых требует обращения к теме реферата, содержать перечисление задач, решение которых будет осуществлено при раскрытии содержания реферата. Решение каждой поставленной задачи должно находить решение в соответствующем пункте реферата), основная часть, заключение (содержит выводы, сформулированные авторам по результатам раскрытия каждого пункта реферата, а также авторскую позицию относительно целесообразности и возможности реализации обозначенных принципов построения образования в высшей школе Республики Беларусь, рекомендации и предложения по их реализации), список использованных источников.
Форма контроля — защита рефератов.
Рекомендуемая литература:
1. Кодекс об образовании в Республике Беларусь. — Минск: РИВШ, 2011.— 352 с.
2. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : От деятельности к личности : учеб.пособие / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2005.
4. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
5. Беляев, В. Болонский процесс – попытка конкуренции / В. Беляев, Г. Жабрев // Высшее образование в России. – 2006. – № 4. – С.33—41.
6. Ганчеренок, И. И., Профессиональное и эффективное управление высшей школой — непременное условие ее устойчивого развития / И. И. Ганчеренок, А. В. Ивановский // Вышэйшая школа. — 2005. — № 3. — С. 36—41.
7. Гершунский, Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХ1 века / Б. С. Гершунский. – М.: Наука, 1993.
8. Стражев, В.И. О советском высшем образовании / В. И. Стражев // Вышэйшая школа. – 2005. – №2. – С. 7-24.
9. Черченко,Н.В. Высшая школа в постиндустриальном мире Н. В. Черченко // Вышэйшая школа. – 2005. – №6. – С. 7-9.
ТЕМА 2: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Педагогическая деятельность преподавателя вуза: структура, общая характеристика, основные модели взаимодействия преподавателя и студентов, причины, препятствующие установлению оптимального педагогического взаимодействия между преподавателем и студентом.
Требования к проектам
Творческий проект «Современный преподаватель высшей школы» готовится в парах.
Проект включает в себя: теоретическую часть, оформленную в печатном виде в виде журнала, и мультимедийную презентацию.
Характеристика теоретической части проекта. Магистрантами на основе анализа литературы по обозначенным выше вопросам систематизируются психолого-педагогические характеристики профессионального взаимодействия и деятельности преподавателя высшей школы, которые оформляются схематически (вид и форма схемы – по усмотрению магистрантов). Приветствуется сопоставление образа преподавателя высшей школы, принятого в нашей стране и за рубежом (может быть оформлено в виде таблиц). Далее приводится идеальный, с точки зрения магистрантов, образ современного преподавателя высшей школы (он может несколько отличаться или совпадать с тем, который был составлен на основе анализа литературы), который также должен быть представлен схематично. При этом каждая приводимая характеристика профессиональной деятельности и взаимодействия преподавателя высшей школы должна быть обоснованной (четко обосновать, почему, с точки зрения магистранта, преподаватель должен обладать именно такой характеристикой).
Эмпирическая часть (не обязательна). Приводятся результаты эмпирического исследования представлений студентов о предпочитаемой модели взаимодействия в системе «преподаватель - студент», причинах, препятствующих установлению оптимального психологического контакта между преподавателями и студентами, характеристиках профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Форма контроля — защита творческих проектов.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.
2. Андреев, В. И. Основы педагогики высшей школы : учеб.пособие / В. И. Андреев. — Минск : РИВШ, 2005. — 194 с.
3. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
4. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : От деятельности к личности : учеб.пособие / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2005.
5. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
6. Загвягинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвягинский. – М., 2001.
7. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер — М., 1981.
8. Теренин, М.И. Исследование и анализ требований, предъявляемых к современному профессиональному образованию / М. И. Теренин, А. С. Карпов // Качество. Инновации. Образование. – 2007. – №1. – С.41-43.
ТЕМА 3: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Исследовательская работа студентов в вузе: учебно-исследовательская работа (УИРС); научно-исследовательская работа (НИРС). Организация курсового и дипломного проектирования. Формы организации НИРС.
Характеристика задания
Необходимо проанализировать существующие формы организации УИРС, НИРС в высшей школе, описанные в литературе, и сформулировать собственную обоснованную позицию по следующим вопросам:
1) Психолого-педагогические критерии эффективности вовлечения студентов в УИР и НИР.
2) Факторы низкой результативности УИР и НИР студентов
3) Наиболее и наименее оптимальные формы организации УИРС и НИРС в высшей школе.
4) Предложения по популяризации НИР среди студентов, повышения их интереса к научной деятельности.
Авторская позиция представляется и отстаивается в ходе дискуссии.
Форма контроля — устный опрос.
Рекомендуемая литература:
1. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы : учеб.пособие / Р. С. Пионова. — Минск :Выш. шк., 2005. — 303 с.
2. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
3. Жук, О.Л. Организация самостоятельной работы студентов в логике компетентностного подхода / О Л. Жук // Вышэйшая школа. – 2005. – №2.– С. 45-50.
4. Лобанов, А. П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. — Минск: РИВШ, 2005. — 107 с.
5. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. — Минск : РИВШ, 2004. — 132 с.
ТЕМА 4: ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Понятие о педагогической (образовательной) технологии. Классификация современных педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий.
2. Инновационные педагогические технологии.
3. Виртуальное образование.
4. Интернет-технологии.
5. Дистанционное обучение в высшей школе.
Требования к докладам
Доклад включает в себя презентацию инновационной образовательной технологии, которая может найти применение в высшей школе (с указанием конкретного профиля дисциплин и специальностей), с оценкой степени ее соответствия критериям эффективности педагогических технологий. Докладчик также продумывает и представляет систему возможных факторов риска неуспешной реализации освещаемой технологии в образовательном процессе высшей школы и превентивных мер (как предупредить, избежать негативных последствий).
Форма контроля — защита докладов.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. — М. : ММИЭИФиП, 2003. — 264 с.
2. Батышева, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышева, М.Б. Яковлева, В.А. Скакун, О.Б. Ховов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
3. Серкова, Е.И. Общая профессиональная педагогика: учебное пособие для ВУЗов / Е.И. Серкова, В.Д. Фимоненко, М.В. Ретивых, А.М. Воронин – М.: Вентана - Граф, 2006.
4. Хитрюк, В.В. Педагогика высшей школы: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. В. Хитрюк.— Барановичи: РИО БарГУ, 2008.
5. Загвягинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвягинский. – М., 2001.