У педагогов по методике Н.Е. Водопьяновой

№ п\п Ф.И.О. Стаж работы Шкалы эмоционального «выгорания»
Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений
1. Женщины, 1-10 лет (32 чел.) 29,47 17,19 28,84
Женщины, 11-20 лет (16 чел.) 45,87 24,87 14.56
Женщины, свыше 21 года (14 чел.) 48,53 26,58 11,50
Мужчины (10 чел.) 27,40 15,30 27,70

Результаты

Наше исследование обнаруживает любопытный парадокс, касающийся отношений молодых работников колледжа и профессионалов-стажистов. Можно видеть, как закономерно нарастает негативное состояние педагогов в связи со стажем: опытные работники в завершение профессиональной карьеры выглядят откровенно психически «выгоревшими», что подтверждается значениями шкал «эмоциональное истощение» и «деперсонализация». В то же время по шкале «редукция личных достижений» молодые сотрудники выглядят более бледно, чем их старшие товарищи. Интересно, что немногочисленная когорта мужчин, работающих в колледже, ведет себя как молодежь, слабо влияя на психологический статус учебного заведения.

И это не случайно. Можно сказать, что все достижения вузовского образования в начале профессиональной деятельности сводятся на нет, тогда как наивысшие притязания выпадают под занавес профессиональной карьеры, когда психические ресурсы оказываются практически исчерпанными. Именно этот факт свидетельствует о готовности к научной карьере, поскольку редукция личных достижений, по определению, данному в методике, есть либо тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Таким образом, отказ от научной карьеры или незнание ее необходимости под занавес профессиональной карьеры превращает ветеранов труда в психологический бастион перед достижениями молодежи, лишая собственную деятельность смысла.

Обсуждение

Как было сказано выше, перемещение компетентностных установок в высшее учебное заведение не столь безобидно, как может показаться с первого взгляда. Подмена психологической готовности к профессиональной деятельности компетентностью приводит к тому, что нарастающая специализация еще в процессе подготовки к профессиональной деятельности больно бьет по личности будущего профессионала, интенсивно выхолащивая психический ресурс и фактически гарантируя эмоциональное выгорание еще в стенах вуза [81].

Так или иначе, настает пора включения в реальную профессиональную карьеру, и здесь издержки предыдущего развития дают о себе знать с особой отчетливостью. Пройдя через зоны подготовки к развитию, актуального развития, ближайшего развития, наш профессионал входит в зону саморазвития. Предполагается, что здесь будет накапливаться потенциал профессионально важных качеств (ПВК). По определению они представляют собой «относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, обеспечивающие успешную профессиональную деятельность, а также влияющие на освоение профессиональных знаний, умений и навыков» (Википедия).

Реально же действующий профессионал получает взамен ПВК профессиональные деформации, которые, по С.П. Безносову [13], представляют собой «когнитивные искажения, психологическую дезориентацию личности, формирующуюся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящую к формированию специфически-профессионального типа личности». Наиболее существенной причиной профессиональной деформации называется нарастающая специализация в профессии и стереотипизация окружающих с этой точки зрения: учитель - назидательность; прокурор – обвинение; врач – нездоровье и т.п.

На наш взгляд, причиной профессиональных деформаций является не просто среда, насыщенная, как пишет С.П. Безносов [13], «ненормальными» людьми: преступниками – у сотрудников правоохранительных органов, больными – у медицинских работников, детьми с отклоняющимся поведением – у педагогов и т.п., и даже не интериоризация вещественных свойств материала объекта в струк­туру субъективного образа работника социономической профессии, а имеющееся противоречие, как указано в одной из работ [10], между культурными значениями, которые несет субъект труда, и личностными смыслами, которым следует объект его воздействий. В данном случае мы придерживаемся методологической позиции о том, что личность формируется в системе отношений идеального и сверхидеального, в отличие от классических представлений, утверждающих иную систему отношений – «материального-идеального». Если же придерживаться последней точки зрения, то объяснить конгруэнтность внутреннего и внешнего мира практически невозможно: локатор психики либо заблокируется, либо просто «сломается» под грузом внешних воздействий.

Можно предположить, что отношения «материального-идеального» характерны для периода раннего детства; во взрослой же жизни ведущими становятся отношения «сверхидеального-идеального», причем первый член пары представляет собой образование, второй - психику [81]. Если поначалу «бал правит» профессиональная идентичность [96], то в последующем под влиянием профессиональной децентрации отношения перестраиваются в пользу «сверхидеального-идеального». Иными словами, субъект выходит за пределы самого себя, чтобы в ситуации свободы сформулировать самое ценное, что ожидало его в жизни.

Таким образом, профессиональная децентрация становится не просто научным феноменом, сопровождающим жизнь человека и нуждающимся в глубоком познании, но обязательным условием личностно-профессиональ-ного развития в бизнесе.

Выводы:

1. Профессиональная децентрация представляет собой особую феноменологию, связанную с изменением позиции субъекта деятельности, который в процессе развития вынужден четырежды децентрироваться, т.е. в режиме опережающего отражения выходить за пределы сложившейся структуры индивидного, субъектного, личностного либо индивидуального содержания. Всякий раз перед субъектом встают различного рода препятствия в виде психологических защит, психологических барьеров, профессионального (эмоционального) выгорания, профессиональных деформаций. Профессиональная децентрация утверждает иные установки: профессиональный интерес, профессиональную компетентность, психологическая готовность к профессиональной деятельности, профессионально важные качества.

2. Отечественной ментальности соответствует движение в двух кругах познания: малом и большом. Малый круг складывается в раннем детстве и становится единицей познавательной активности в любительской карьере; большой - предполагает участие в иных карьерах: профессиональной, научной и предпринимательской. Наиболее сложный переход наблюдается на границе профессиональной и научной карьеры, где имевшая ранее место трудовая активность уступает место услуге – особого рода деятельности, где производство и потребление совпадают с моментом ее оказания.

3. Экспериментальные данные показывают, что событиям научной карьеры предшествует предельная степень эмоционального выгорания заката карьеры профессиональной. Ветераны труда при этом выступают непреодолимым психологическим барьером перед их более молодыми коллегами. При этом редукция личных достижений является главным аргументом в пользу переключения на научную карьеру, которая не требует физических затрат, а переводит активность в интеллектуальный план, соответствующий возможностям ветеранов труда [93].

4. Феномен профессиональной децентрации является инновационной парадигмой в психологии труда, поскольку утверждает национальные приоритеты в организации деятельности, которая акцентируется на образовании как стратегической перспективой подготовки перед предстоящими профессиональной, научной и предпринимательской карьерами.

7.Методическое обеспечение технологии содержательного

Моделирования

Наши рекомендации