Организационное консультирование

Сущность управленческого (организационного) консультирования заключается в том, что руководитель нередко нуждается в советнике, помощнике, по вопросам, которые он не может решить самостоятельно - это проблемы конкретного характера, для решения которых требуются нестандартные ходы. Учитывая же, что существует два типа организационных консультантов - внешних (приглашенных) и внутренних, - есть смысл рассматривать профессуру как своего рода универсального внешнего и внутреннего консультанта.

Как внешние консультанты преподаватели представительствуют науку, как внутренние – находятся в непосредственном контакте со студентами и лучше знают специфику их проблем.

Трудовая мотивация.

Мотивация труда, в том числе учебного, – это довольно обширная тема, которая требует отдельной публикации, но если говорить кратко, то – речь, прежде всего, идет о внешнем побуждении, элементе трудовой ситуации, влияющей на поведение человека в сфере труда, материальной оболочке мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции.

Развитие организаций, основные стадии. Факторы продолжительного существования организации.

В самом простом случае организация проходит те же стадии, что и человек в своей жизнедеятельности: детство, молодость, зрелость, старость. Однако в более дробном варианте количество стадий удваивается, приравниваясь к двойному контуру регулирования труда: преднатальная, выживания, накопления, структурирования, становления, трансформации, синтезирования, обретения миссии [58]. На каждой стадии выделяются препятствия длительности ее существования, которые, например, в преднатальной стадии описываются в терминах отсутствия у будущего основателя организации связи с реальностью или механизма сверки с ней; ориентации исключительно на прибыль; приверженности, несоизмеримой с предстоящим риском. Думается, что и в учебном процессе вуза, подобном малому бизнесу, указанные стадии воспроизводятся в полной мере.

Удовлетворенность трудом

Удовлетворенность трудом — это генерализованная установка участников процесса обучения в вузе к своему труду. Любая работа не сводится к выполнению отдельных функций или заданий, а представляет собой широкий набор различных деятельностей. Поэтому общая удовлетворенность (или неудовлетворенность) трудом включает в себя всю совокупность ощущений удовлетворенности от каждых включенных в труд форм деятельности и взаимодействий.

Существуют два подхода в измерении этой переменной: общая оценка и дифференцированное измерение.

Общая оценка сводится к вопросу: «В какой мере вы в целом удовлетворены своей работой?» Респонденты должны ответить, выбрав один из пяти возможных ответов — от «полностью удовлетворен» до «полностью не удовлетворен».

Дифференцированное измерение представляет собой более сложную процедуру. На основании анализа деятельности выявляются наиболее характерные для конкретного труда факторы, например, характер труда, степень автономности индивида в процессе труда, характеристики рабочей среды, стиль управления, система стимулирования труда и т. д. Каждый из указанных факторов, в свою очередь, разбивается на отдельные специфические элементы (например, напряженность труда, возможности роста, справедливость оплаты труда и т. д.), которые оцениваются респондентами по пятибалльной шкале. Затем те пункты опросника, которые не соответствуют психодиагностическим требованиям, отбрасываются, а на основании оставшихся пунктов подсчитывается общая удовлетворенность индивида своим трудом.

Таким образом, можно видеть, как объемный учебник по организационной психологии в 600 страниц превращается в малый формат 48 страниц, если учесть, что к двенадцати настоящим добавляется аналогичное содержание по другим феноменам. Но не это главное. Экзамен, основанный на идентификации текста по образной схеме окончательно закрепляет изучаемый материал в сознании студента, в чем мы убедились на собственном опыте.

Тогда инновационное решение проблем малого бизнеса заключается в личностно-развивающем подходе, который напрямую сочетается с обучением в вузе, но только на иной основе, когда происходит укрупнение дидактических единиц информации, позволяющих вести итоговый контроль в объеме в четыре-шесть раз превышающем классический экзамен.

5. Психологические препятствия перед личностно- профессиональным развитием в отечественном образовании и бизнесе

Настоящая глава посвящена новому направлению психологии труда - феномену профессиональной децентрации, который имеет несколько парных разновидностей: профессиональный интерес-психологические защиты; профессиональная компетентность-психологические барьеры; психологическая готовность к профессиональной деятельности-эмоциональное выгорание; профессионально важные качества-профессиональные деформации. Дихотомия отдельных разновидностей не случайна, поскольку охватывает не только достижения развития, но и возможные отклонения, которые обычно изучаются самостоятельно, вне контекста, имеющего к ним отношения.

Авторы настоящей работы, потратившие более тридцати лет на занятия психологической наукой, постоянно ловили себя на мысли о том, что никак не могут понять происхождение одного из основополагающих понятий российской психологии – «деятельность». Она, то присоединяла к себе прилагательные «игровая», «учебная», «трудовая», то выступала самостоятельно в собственной абстракции. Разгадка нашлась неожиданно, когда мы стали разрабатывать проблему профессиональной децентрации, которая навела на редко упоминаемые в научных исследованиях услуги как вид активности, имеющих нематериальный характер и потребляемых в момент их производства. В отличие от работы, с которой мог справиться один человек, или труда, исторически разделенного на две ветви – умственную и физическую, услуги – парикмахерские, туристические, гостиничные, банковские, образовательные – поначалу представляли собой единоначалие деятельности руководителя, а затем и вовсе ушли в автономный режим, где выступили самостоятельными видами деятельности [10; 83]. По-видимому, первым на управленческий смысл деятельности обратил внимание А.Н. Леонтьев, но условия советского строя не позволили ему довести теорию до понимания услуги, которые в те времена в России имели зачаточный характер. Мы же убеждены, что исследование профессиональной децентрации указывает на те психологические препятствия, которые имеют место в деятельности предпринимателя, позволяя, как говорят авторы одного из источников, извлечь из знания реальную прибыль [7].

Теория вопроса

Еще в тридцатые годы к услугам вплотную подошел Л.С. Выготский, который выдвинул идею «зоны развития». Сегодня эта идея предстала в четырехступенчатом виде: зона вхождения в разви­тие - зона актуального развития - зона ближайшего раз­вития - зона саморазвития [24, с. 49]. В строгом смысле зона ближайшего развития - это и есть услуга, которая, помимо материального наполнения, несет в себе информационную составляющую, дополняющую продукт брендом как свидетельством качества продукции. Однако при переходе от труда к услуге с особой отчетливостью и дает о себе знать профессиональная децентрация, представляющая собой изменение системы координат производителем таким образом, что он начинает смотреть на товар глазами потребителя [28]. И это не просто маркетинг, принимающий потребителя в расчет, но особая забота и даже любовь в отношении произведенного продукта [10].

Если воспользоваться этапами становления зоны развития, то вхождение в него актуализирует значение профессиональных интересов и противоположных им психологических защит. Мы бы связали эту феноменологию с «детством» услуги. Происходит все следующим образом. В дошкольном детстве у ребенка существует убеждение, что «как прыгну до неба», однако в связи с младшей школой это убеждение быстро тает, превращаясь в ярлык неспособного. В итоге так называемые познавательные интересы, которые у подростка, по идее, должны были бы превратиться в профессиональные, остаются нераскрытыми, взамен чего ребенок и получает психологические защиты [72]. На Западе подобная дискриминация личности узаконена официально в ступенчатом характере школы, которая отлучает на каждом образовательном этапе очередную группу «бесперспективных». В России подобная дискриминация пока существует в скрытом, латентном виде, впервые актуализируясь в процессе сдачи ЕГЭ - единого государственного экзамена. И здесь «голь, которая на выдумки хитра», не останавливается уже ни перед какими средствами! В итоге, профанация образования в России достигает запредельных величин.

Работа с психологическими защитами должна начинаться уже в раннем детстве, когда «синица в руке» должна уже уступить место «журавлю в небе», т.е. ребенку необходимо предложить такой уровень притязаний, который бы существенно превосходил его актуальный уровень. Это возможно в том случае, если воспитательные события раннего возраста – до 3 лет - прессуются до предела, преодолевая квадратуру трехлетки – негативизм, упрямство, строптивость и своеволие. Продолжение процессы находят в дошкольном учреждении, и особенно – в школе, начальной и основной. На последней из обозначенных ступеней формируется подростковая потребность «быть и считаться взрослым», которая должна удовлетворяться посредством соответствующей работы, куда мы относим новейшую российско-американскую разработку «Гравитационная гимнастика А.И. Самодумова». Методика прошла успешную апробацию в США и привлекла таких известных в стране лиц как Джейн Фонда, Джордж Буш (старший), Илья Ковальчук и др. Суть силового экстрима по А.И. Самодумову заключается в использовании во время занятий с подростками отягощений весом от 300 кг до 1,5 тонн - запредельных, казалось бы, для обывательского разума, но существенных в сравнении с результатами самых известных силачей. Таким образом, удовлетворяется потребность «быть и считаться взрослым», в результате чего сформировавшиеся еще в раннем детстве психологические защиты рушатся, высвобождая ресурс познавательных интересов. Заметим, что работу по методике А.И. Самодумова полезно проводить в любом возрасте, освобождаясь от остаточных от предыдущего развития психологических защит, тем более, что она направлена на омоложение и оздоровление [48; 65; 96].

Следующая разновидность профессиональной децентрации - психологические барьеры, которые стоят в преддверии к юности [11]. Сегодня мы пропагандируем идею, что исходная мотивация детства - окончание общеобразовательной школы - наталкивается именно на психологический барьер юности, которая, на наш взгляд, является инновационным переходом от детства к взрослости, когда отведенный для нее возрастной период в 3-4 года выступает своеобразной пропастью перед наступлением молодости [44]. Именно здесь актуализируется значение компетентностного подхода, который нашел отражение в программах вузов третьего поколения, что, на наш взгляд, есть искусственно насаждаемое запаздывание в развитии, поскольку является актуальным для старших классов школы [86].

Дело в том, что компетентностный подход как «способность личности эффективно решать задачи той или иной профессиональной деятельности» [86, с. 6] органично вписывается в юношеское самоопределение - моральное, мировоззренческое, профессиональное, которые являются результатом становящегося самосознания юности [44]. В связи с этим, научение дошкольника, учеба младшего школьника и обучение подростка, т.е. учебный труд, с неизбежностью должны уступить место образовательной услуге, которая, напомним, производится и потребляется в момент ее оказания. Акцент на услугах в юности позволяет преодолеть инфантилизмом данного возраста как следствие непреодоленных психологических барьеров, представляющих собой «осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт» [10, с. 32].

Психологические барьеры классифицированы следующим образом:

1. Эмоциональный барьер.

2. Барьеры взаимопонимания.

3. Интеллектуальный барьер.

4. Барьеры личности и общности.

Считается, что психологические барьеры особенно остро дают о себе знать в стрессовой ситуации - контрольная работа, тестирование, экзамен и т.п., когда от субъекта требуется так называемое копинг-поведение - умение грамотно вести себя при стрессе, или стрессоустойчивость [48; 108; 110].

Наиболее проблематичными выглядят способы работы с психологическими барьерами. Наиболее распространенными являются психологические тренинги, однако, как правило, они носят локальный характер, и их эффективность ограничивается чаще всего общением, т.е. последней из разновидностей барьеров. Наиболее же серьезный, на наш взгляд, - интеллектуальный – остается без ответа. Мы разработали методику работы с психологическими барьерами, которую назвали «прокладывание «психологического тоннеля», суть которой заключается во встречном движении преподавателя и старшеклассника друг к другу. На наш взгляд, объемность психологических барьеров такова, что приходится уподобляться метростроевцам от образования, чтобы обеспечить встречу профессионального самоопределения юности со стратегической направленностью жизнедеятельности взрослого человека. И все зависит от изначальной профессиональной компетентности старшеклассника, точно так же, как и от познавательной активности наставника. В отличие от классических тренингов, где работа проводится с отдельными психологическими барьерами, в методике «прокладывания психологического тоннеля» предусмотрен комплексный подход. Рамки главы не дают возможности подробно изложить методику, с которой можно познакомиться по одному из источников [10], тем не менее, второй из феноменов профессиональной децентрации получает надежную инструментовку. Говоря же языком движения вперед, преодоление психологических барьеров происходит в зоне актуального развития.

Что касается зоны ближайшего развития, то она осваивается, вопреки утверждениям классических источников [65], не в союзе учителя с воспитанником, а в идентификации будущего профессионала с самим собой [96]. Мы ассоциируем зону ближайшего развития с третьей разновидностью профессиональной децентрации - психологической готовностью к профессиональной деятельности или ее противоположностью - профессиональным, эмоциональным выгоранием [103; 106; 107]. Можно видеть, что психологическая готовность теснейшим образом связана с успешностью преодоления психологических барьеров. Выше уже было указано, что ставка на компетентностный подход в вузе [86], есть запаздывание в развитии, поскольку здесь решаются иные задачи, а именно профессиональная подготовка, тогда как компетентность предполагает высокую эрудицию. Метафорически можно утверждать, что общеобразовательную школу интересует скорее «высота» познания, тогда как вуз – его «глубина». Этот последний параметр затрагивает генетический ресурс способностей, который, на наш взгляд, должен равномерно распределяться по всем этапам познания во взрослости: высшее образование - повышение квалификации - непрерывное образование [81]. Реально же, по крайней мере, в российской действительности ресурс способностей бездарно расходуется при получении общего, среднего образования. Отсюда страдательной стороной выступает психологическая готовность к профессиональной деятельности, которую уже в вузе подменяет эмоциональное выгорание.

Как сказано в одной из докторских диссертаций по психологии [17], «психологическая готовность - это психодинамическое психолого-акмеологическое образование и оперативное психическое состояние, имеющее многокомпонентную структуру, которая может быть определена с помощью многомерных психодиагностических технологий, предусматривающих психолого-акмеологическую квалиметрию уровней выраженности личностных качеств… Ведущими психолого-акмеологическими компонентами психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств являются мотивационный, волевой, когнитивный, регуляторный и типологический, а также симптомокомплексы индивидуально-психологических (характерологических) личностных свойств». Если отвлечься от квалиметрии, которая, на наш взгляд, адекватна труду, то акцент на оперативность отражает сущность психологической готовности, а вместе с тем и личностно-профессиональное развитие в бизнесе.

Методика

В наших предыдущих публикациях [10; 81] мы развивали идею о двойном контуре регулирования познания - малом и большом. Малый контур складывается до трех лет и является единицей познавательной деятельности; большой - связан с окончанием профессионального учебного заведения, который возвращает субъекта деятельности на повторную «восьмерку» развития, где большой круг, охватывая профессиональную, научную и предпринимательскую карьеры, в начальной фазе акцентирован на первой из них. Мы предположили, что процессы, характерные для отрочества, воспроизводятся в профессиональной карьере на ее закате, в отличие от начала карьеры, подобной дошкольному возрасту, или кульминации - идентичной младшей школе.

На рубеже профессиональной и научной карьер возникает серьезная конкуренция, обусловленная стремлением субъекта жизнедеятельности приобрести за заслуги дополнительные блага. Собственно, это и есть рыночная ситуация, которая пропускает через психологический барьер наиболее инициативных и настойчивых. Однако там их поджидает одиночество и решение нетипичных задач, прежде всего, вопрос обращения с профессиональным сознанием и профессиональным «Я», а от них уже - с профессиональной моралью, профессиональным мировоззрением, профессиональной самодостаточностью [13]. Если будет наблюдаться «срастание» профессионального сознания и профессионального «Я», то субъекта поджидает эмоциональное выгорание; если же - дифференцированная структура профессионального самоопределения, то профессиональная компетентность - база научной карьеры.

Мы проверили данную гипотезу на коллективе колледжа «помогающих профессий» где в исследовании приняли участие 72 человека. Из них 32 испытуемых имели стаж работы до 10 лет; 16 - от 11 до 20 лет; 14 – свыше 21 года, а также группа сотрудников-мужчин в количестве 10 человек без разделения по стажу. Все испытуемые были подвергнуты исследованию эмоционального выгорания по методике C. Maslach[106] в интрепретации Н.Е. Водопьяновой. Молодежь в нашем исследовании отождествлялась как находящаяся в начале профессиональной карьеры, «стажисты» - кульминации, ветераны - на ее закате.

Само по себе эмоциональное выгорание - феномен впервые исследованный и озвученный H.J.Freudenberger [103].Позднее C. Maslach[106; 107] уточнила содержание эмоционального выгорания, наблюдая его в широком спектре так называемых социономических профессий. Наши данные исследования коллектива колледжа продемонстрировали, что указанный феномен является едва ли не судьбой российской ментальности, соответствуя известной истине: «начать за здравие, а кончить за упокой» (табл. 11).

Таблица 11

Сводная таблица результатов изучения степени эмоционального «выгорания»

Наши рекомендации