Неожиданности подросткового возраста.
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Здравствуйте - папы и мамы обыкновенных детей-индиго!.. Детей, нередко ставящих нас в тупик, как своими проблемами, так и своими пристрастиями. Продолжаем учиться понимать этот загадочный мир «нового» детства, прорастающего сквозь «старые» декорации нашего мира.
Наступила весна, а вместе с ней – наступило трудное для учеников всех возрастов время!.. Поскольку катастрофическое несовпадение потребностей организма, истосковавшегося «по живой природе» за длинную зиму, и учебных задач в финале учебного года приводит к множеству конфликтных ситуаций между детьми и взрослыми. (Для тех молодых родителей, чьи детки только учатся ходить, я хочу добавить, что тема нашего сегодняшнего разговора касается и их тоже!)
Поговорим о ресурсах. О эмоциональных, физических и психологических составляющих учебной деятельности ребенка весной.
Моей дочери – 12 лет, как и многие ее сверстники, она выглядит на 16 - высокая, стройная девушка, весьма цветущего вида!..
Тем не менее, возвращается она после занятий «зелененькая» и вопрос: «Как дела в школе?» я перестала задавать примерно в марте, ясно почувствовав, что единственная возможность закончить учебный год без серьезных заболеваний – это снизить важность учебных усилий!..
Когда что-то имеет повышенную значимость в нашей жизни, но у нас не хватает ресурса это что-то осуществить с успехом, мы испытываем чувства разочарования, бессилия, вины и – соответственно – ищем оправдания во внешних обстоятельствах, что усугубляет ситуацию. Поэтому первый шаг в решении любой проблемы – снизить ее значимость («не смертельно»), увидеть более широкую перспективу.
Честно скажу – я не ставила целью «удержаться» на достигнутом рубеже в смысле школьных успехов (хотя моя тактика оказалась продуктивной!) Из двух альтернатив: успехи или здоровье я уже давно в своей родительской практике выбрала второе. К счастью, в наши дни даже участковые врачи нередко признают причиной заболеваний детей давление родителей (или педагогов) на него в отношении школьного, спортивного и прочего «преуспеяния». «Психосоматика» - проекция психологических проблем на состояние организма – общепризнанное явление для специалистов, систематически наблюдающих пациентов определенных категорий. Насморки и затяжной кашель, хронические тонзиллиты и гастриты, аллергические проявления и боли в суставах (у первоклассников и подростков!..) расцветают бурным цветом по весне…
А взрослые – родители и учителя - всё «поют» свою песенку: «Надо поднажать, надо постараться, надо закончить учебный год достойно!..»
Если для учителя – это нормальное профессиональное стимулирование вверенных ему учеников, то для родителей – просто предательство в отношении собственных детей. Особенно – учеников начальных классов!..
К счастью, как нередко я уже писала – «новые дети» не слишком поддаются манипуляциям с чувством вины: « Как ты себя ведешь?!.. О чем ты думаешь?!.. Как тебе не стыдно?!..»
На эти слова они могут ответить: «Так и веду!.. Думаю о чем надо!.. Нет, не стыдно!..»
Но, все же, большинству малышей «хочется быть хорошими», хочется получать одобрение взрослых – родителей и учителей – хочется «оправдывать ожидания» значимых для него людей!.. И когда насущной потребностью ребенка является беготня по пригретому солнышком асфальту, а ему надо писать в прописи, или заучивать длинное стихотворение после 4-5 часов сидения в душном классе, неизбежны конфликтные ситуации. Дети «тянут» с уроками до «последнего», а перед сном – слабо соображают, вредничают и саботажничают!.. При этом – чувствуют себя «не любимыми», «плохими», и …болеют!..
Родители, в большинстве своем, разрываются между требованиями образовательного учреждения и собственным здравым смыслом – они видят, что чадо «на пределе», но по-прежнему пытаются «добиться результата», потому что испытывают чувство ответственности перед школой.
Со старшими – еще хуже.
Начиная с 10-12 лет главным содержанием жизни ребенка в школе становиться общение со сверстниками (раньше это случалось позже – в 13-15 лет). Потепление на улице создает благоприятную возможность максимально «растянуть» дорогу до школы и обратно (конечно, если ребенок не лишен такой возможности из-за транспорта, ожидающего его у дверей учебного заведения!..)
Даже любимое сидение в чате плавно перетекает в очные тусовки «у фонтанов», скейт, уличные концерты… В результате – школьные задания (особенно – обширные, из «лицейных» программ) некогда выполнять!..
Успеваемость падает, дети это скрывают – т.е. обманывают родителей, в семье портятся отношения, старшие уличают младших, младшие – защищаются нападением, а в целом – расцветают подростковые конфликты, которые оставляют глубокие шрамы на всю последующую жизнь. Неуважение, непонимание, неоцененность кажутся «тотальными» и воздвигают стену между родителями и детьми нередко на долгие годы…
А теперь подумайте, дорогие родители, что для растущего человека более важно – достижения в области правописания, или здоровье?.. Знание редуцированных гласных, умножение дробей, или умение свободно и с достоинством общаться с противоположным полом?..
Если вы думаете, что опыт овладения своей гендерной природой приобретается в юношестве, вы сильно ошибаетесь!.. Дети осваивают социальные роли в игровой форме: малыши играют во врача и милиционера, а детям постарше необходимо поиграть в «юношей и девушек»!..
Отсюда эти ужасные макияжи, курение, молодежный сленг, одежда
Эстрадных кумиров!..
Что поделать – имидж молодежи, усердно создаваемый СМИ, именно таков – поэтому 12- 13 летние подростки копируют таким образом волнующий «юношеский» возраст!.. Не говоря уж о том, что многие из них в это время действительно становятся юношами и девушками биологически!..
Если родители не отнесутся к этому как к «развивающей игре», не оценят ее, не поучаствуют в качестве доброжелательно лица,- дети не овладеют теми ролями, которые им жизненно необходимы в дальнейшем!..
Я думаю, вы уже успели убедиться в том, что в наши дни невозможно преуспеть «закомплексованному», эмоционально зажатому человеку!..
А главный источник психологических комплексов всегда касается вектора «мужчины/женщины». Люди, не получившие реального опыта нормального социального общения с «противоположным полом» задолго до традиционных «любовных историй», проживают его как незрелые подростки, находясь совершенно в другом «возрастном цензе». Что нередко разрушает их романтические отношения и даже семью!..
Но те, кому посчастливилось «набегаться» стайками во дворе, «насекретничаться» по поводу «неразделенной любви», «наобщаться» без всяких далеко идущих последствий с разными мальчиками и девочками, - легко входят в период подлинного, психологического полового взросления, понимают, что они хотят от партнера, а что могут предложить ему сами!..
Поэтому, дорогие мамы и папы!
Уважайте личную жизнь своих детей!..
Уважайте их право на бессмысленное (с вашей точки зрения) «висение на телефоне», на бесконечное прослушивание одной и той же душераздирающей песни, на нелепый внешний вид, и тогда…
…тогда Вы сможете применить свою жизненную мудрость в регламентации всех этих процессов!..
Если Вы искренне поймете ценность всех этих «отвлекающих» моментов, ребенок услышит Вас, и вы сможете обговорить количество часов, стабильно закрепленных за вашим сыном или дочерью на те занятия, которые бесконечно значимы для него.
Взамен, поддержав свои жизненные ресурсы, он самостоятельно
примет на себя определенные обязательства по домашним делам и урокам.
Однако – будьте реалистами!..
Всех зайцев Вы не поймаете. Выберите пару предметов из школьной программы, которые будут иметь приоритетное значение в эти весенние месяцы, смиритесь с беспорядком в комнате Вашего Чада, ограничьте свои ожидания жизненно важными требованиями по самообслуживанию: «Если ешь – сразу моешь за собой посуду; хочешь носить именно эту одежду – сам ее стирай; хочешь на ужин любимое блюдо – купи необходимые продукты!» Все это без ультиматумов, а в качестве информации к употреблению!..
И – главное!..
Постарайтесь разделить эмоции ваших сына или дочери от удачно прошедшей встречи. (При «неудачной» - не вмешивайтесь. Не сомневайтесь – Ваш ребенок справится с этим «коном» жизненной Игры, если чувствует Вашу любовь и признание!..)
О положении дел в школе стоит осведомляться регулярно, но без повышенной значимости - прагматично и с юмором. Тогда процесс можно будет каким-то образом корректировать.
Для меня стало неожиданностью повышение эффективности учебы дочери при новом типе наших взаимоотношений. Под эффективностью я подразумеваю не оценки – они, как правило, очень неровные и зависят от настроения, а содержательную часть ее работ. Я по опыту знаю: жизнь - это процесс, и главное в нем не промежуточный результат, а тенденция!.. Она-то меня и радует!..
Надеюсь, после применения моих советов, порадует и Вас!.. Пишите – что Вы думаете по этому поводу?
14. Школа или развитие?
Неожиданно «свалившееся» на нас (в центральной полосе) лето постоянно выманивает «на природу»!.. Лично мне все время кажется, что не воспользуйся я этим погожим солнечным днем сейчас - завтра вдруг начнутся дождь, смурь, и вообще – жизнь пройдет мимо!..
Поэтому прошу прощения за перерыв в выпуске рассылки!..
Я рада, что отклики на мой последний выпуск, продолжают поступать. Значит, действительно – менталитет меняется, и «новые родители» способны по-новому посмотреть на подростковую «вольницу».
Напомню: я писала о том, что в возрасте 12-14 лет учеба теряет свою значимость для детей, отходит на второй план, мальчики и девочки начинают «примерять на себя» свою гендерную роль в безопасном возрасте, не осложненном риском серьезных отношений.
Под серьезными отношениями я понимаю глубокие чувства к представителю противоположного пола, возникающие лет с 17-20, способность сделать созвучный своей душе выбор, а не «броситься в омут» сентиментальных стереотипов или навязанных массовой культурой стереотипов.
Поэтому родителям стоит относиться к бесконечному «висению на телефоне», «уличным посиделкам» и «экстремальному прикиду» подростков с большим уважением – все это формы психологической адаптации к своей новой роли в жизни!..
Согласна, сохранить в этот период хорошие отношения с подростком (на фоне резкого падения интереса к учебе) а значит – контролировать ситуацию - трудно, потому что слишком «экстремальны» формы субкультуры этого возраста, трудно их принять и, тем более, - оценить!.. Гораздо проще встать в позу воинствующего «моралиста» и обвинять ребенка в лени или разгильдяйстве.
По этому поводу хочу процитировать одно письмо ко мне: «Здравствуйте!