VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, каким он был для вас?
У— увлекательным, умным, удивительным, успешным.
Р — радостным, развивающим.
О — отличным, отменным.
К — комфортным, командным, коммуникативным.
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 216, с. 126.
ТЕМА: Правописание безударных гласных в корне слов. Понятие об орфограмме
Цели: актуализировать знания и умения учащихся по нахождению и проверке безударных гласных в корне слов;
дать понятие об орфограмме;
развивать орфографическую зоркость учащихся, интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
Первородство
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу: «Извини меня!» —
Это значит: «Исключи меня из вины!»
У слова есть корни и есть родня.
Они не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу: «Защити меня!» —
Это значит: «Укрой меня за щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро!
(С. Островский.)
-Ребята, чему же учит это стихотворение? Что оно вам напомнило? (Надо быть внимательнее к звучащему и написанному слову.)
— Какая «родня» есть у слов? (Родственные слова, или однокоренные.)
— А какие слова называются однокоренными?
— Как вы думаете, когда нам могут пригодиться эти знания? (Ответы.)
II. Актуализация знаний
На доске записаны слова:
Гр..б, цв..ток, п..терка, сена, тр..ва.
-Объясните орфограммы в словах. (Ребята под руководством учителя воспроизводят правило правописания безударной гласной в корне слова.)
III. Сообщение темы и цели урока
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться? (Предположения учеников.)
IV. Чистописание
-Назовите буквы, которые мы вставили. (И, е, я, о, а.)
— Что вы можете сказать об этих буквах? (Это гласные.) Что в них особенного? (В безударном положении эти гласные становятся «опасными».)
Определите порядок следования букв в данном ряду. (Строчные «аеиоя» стоят в алфавитном порядке, далее последняя из них становится первой.)
Аеиоя яаеио ояаеи
Напишите эти буквы до конца строки в указанной последовательности.
V. Орфографическая разминка
* * *
Румяной зарею покрылся восток.
В еле за р..кою потух ог..нек.
Р..сой окропились цв„ты на п..лях,
Стада пробудились на мя..ких лугах. (А. С. Пушкин.)
-Вставьте пропущенные буквы. Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. В слове «рекою» назовите все звуки.
VI. Изучение нового материала
-Как проверить безударный гласный в корне слова?
Работа с учебником (упражнение 1, с. 3).
- Прочитайте пары слов. Спишите. Обозначьте корень, поставьте ударение. Подчеркните в корне буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Назовите проверочные слова. (Один человек работает у доски, комментируя выполнение задания.)
Работа в парах(упражнение 2, с. 3).
-Прочитайте. Спишите. Выделите в словах корень. Поставьте ударение. Подчеркните в корнях безударные гласные.
— Какие гласные звуки произносятся не под ударением? А какие буквы пишутся? Какой вывод можно сделать?
* * *
Безударный — хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомнения.
Проверим наши выводы.
- Прочитайте правило на с. 3. Приведите свои примеры.
Работа по вариантам.
1 вариант — упражнение 3, с. 4.
2 вариант — прочитайте, поставьте в словах ударение, обозначьте корень, вставьте пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.
Море, м..ряк, м..рской, заморский.
П..шу, п.хьмо, записка, подп..сь, п.хатель, письменный.
Пять, п..терка, вп..тером, пятый.
Взаимопроверка.
— Как вы думаете, что такое орфограмма? Прочитайте правило на с. 4.
— Итак, что такое орфограмма? (Ответы.)
VII. Закрепление изученного
Самостоятельная дифференцированная работа
1 группа — упражнение 4, с. 4.
2 группа — прочитайте, вставьте пропущенные буквы; среди слов для справок выберите проверочные. Подчеркните их.
О в..сне ск..зали нам
Песни из Скворечника,
Желтые с.режки
На в..твях орешника. (Н. Найденова.)
Слова для справок: весенний, весны, вешний, скажет, рассказ, сказать, скворец, скнорушка, серьги, веточка, ветвь, ветка, ветвистый.
3 группа — отгадайте загадку, запишите ее вместе с отгадкой, в скобках напишите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.
Качая клювом и хв..стом (_________ ),
Будильник ходит за ..кном (_________ ).
На лапах — шпоры, сам с в..ршок (________ ),
А на макушке — гр..бешок (_____ __). (М. Пляцковский.)
Проверка работы.