Обязанности и ответственность обучающихся
На основании ст.43.и пунктов 1,2:
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
Обучающиеся на основании ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» несут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, дисциплинарную ответственность за следующие дисциплинарные проступки:
1)не освоение или неполное освоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана;
2)нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательной организации или положения о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение.
Дисциплинарная ответственность не применяется к обучающимся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья дисциплинарная ответственность применяется с учетом особенностей их психофизического и эмоционального состояния.
За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены такие меры дисциплинарного взыскания, как:
1)замечание; 2) выговор; 3) отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность (ООД) , за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Отчисление обучающегося применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Не допускается отчисление обучающихся как меры дисциплинарного взыскания по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Решение об исключении несовершеннолетнего обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Организация ООД незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Орган местного самоуправления и родители (законные представители) несовершеннолетнего, отчисленного из образовательной организации, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним основного общего образования.
При выборе меры дисциплинарного взыскания, организация ООД должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, а также мнение органов самоуправления этой организации.
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлечение обучающегося к дисциплинарной ответственности.
Порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности определяется компетентным федеральным органом исполнительной власти. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
Задачами комиссий являются:
а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в т.ч. связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Тема 3. Правовые аспекты государственной политики области образования
1.Государственная политика в области образования
Государственная политика в области образования— это деятельность государства (в лице его органов) по обеспечению функционирования и развития системы образования.
В государственной политике необходимо различать цели и задачи. Цель отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?». Государственная политика закрепляется в законах и программах. В государственной программе определяют цели функционирования и развития системы образования и задачи — виды действий, которыми можно достичь поставленных целей.
Методическую основу для выработки государственной политики в образовании выполняет Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ«О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований.
Постоянная цель содержится в любом изменении закона и состоит в том, чтобы повысить гарантии равенства прав каждого жителя нашей страны на качественное образованиенезависимо от таких различий, как материальное положение, место жительства, национальность, состояние здоровья и т.д. Другая задача — повысить конкурентоспособность российского образования на мировых рынках труда и значит его качество. Одним из показателей конкурентоспособности являются рейтинги.
Один из трех наиболее авторитетных рейтингов университетов мира составляется компанией QS. Другой - Шанхайский рейтинг. Третий рейтинг - Times High Education. Государство поставило цель - к 2020 году как минимум пять российских вузов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов (см.: Указ Президента РФ № 599 от 07.05.2012).
2.Принципы государственной политики в области образования. Организационная основа государственной политики в области образования
Принципы государственной политики в области образования совпадают в принципами образовательного права. Роль принципов правового регулирования возрастает, т.к. от их качества зависит стабильность Федерального закона.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах, записанных в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Организационной основой государственной политики в области образования являются Федеральные программы развития образования.
Она определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Федеральной программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации.
Программа эта разрабатывается на конкурсной основе. О ходе ее реализации Правительство РФ ежегодно докладывает палатам Федерального Собрания и свой доклад публикует в официальном печатном органе.
Тема 4.Система образовательного прав
1. Задачи образовательного права
Общие задачи и цели законодательства об образовании изложены в ряде статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». (Задачи Дошкольного образования ст. 64 ФЗ, задачи начального общего образования определены в ст. 66 ФЗ, задачи основного общего образования определены в ст. 66 ,задачи среднего общего образования изложены в ст. 66, цели среднего профессионального образования изложены в ст. 68, цели высшего образования изложены в ст. 69 ,цели интеграции образовательной и научной(научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании определены в ст. 72, цели организации профессионального обучения установлены в ст. 73 ,цели дополнительного образования детей и взрослых изложены в ст. 75. цели дополнительного профессиональное образование установлены в ст. 76 , цели организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности, установлены в ст. 77, цели экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования установлены в ст. 20
Главная задача законодательства об образовании состоит в том, чтобы закрепить за каждым человеком, гражданином России равное право на качественное образование и установить объем этого права, в т.ч. и уровень обязательного образования.
Важнейшей задачей системы образования является сохранение жизни и здоровья обучающихся.
2.Функции образовательного права
Функции образовательного права - основные направления его деятельности, выраженные словесно или в числовом выражении. Они выражаются в специфическом соотношении нормы права и поведения человека. Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специальные. К общим относятся такие юридические функции, как регулятивная и защитная. Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, семьи, общества и государства.
Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.
Первая функция- обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности.
Другая функция- обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства.
Следующая функция образовательного законодательства - всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта, на его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе.
Еще одна функция - техническое и профессиональное образование. У каждого человека есть право на этот тип образования. Его реализация представляет определенные трудности, т.к. быстрый прогресс техники и промышленности требует постоянного обновления этого типа образования.
Кроме перечисленных, образовательное право выполняет также следующие функции развития: частного и семейного образования; рынка образовательных услуг ;индивидуального предпринимательства в образовании в целях получения дохода.
Особые функции выполняет каждая подотрасль образования: дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное.
3.Структура образовательного права
Образовательное (педагогическое) право создает условия обеспечения прав человека на образование. Нормы других отраслей права (они образуют самостоятельные институты) обеспечивают государственную политику в сфере образования, обслуживают педагогические отношения с тем, чтобы они могли беспрепятственно развиваться и совершенствоваться.
В образовательное право включаются нормы: а) конституционного права;б) гражданского права; в) административного права; г) трудового права; д) образовательного (педагогического) права; е) финансового права; ж) семейного права; з) социального права;и) земельного права и др.
Образовательное (педагогическое) право включает подотрасли, которые созданы по видам образования: а) общего образования; б) профессионального образования; д) дополнительного образования и профессионального обучения.
Каждая подотрасль содержит множество нормативно-правовыхактов, как федеральных, так и принятых на уровне субъектов РФ, местных органов самоуправления, образовательных организаций.
Каждая подотрасль образовательного (педагогического) права, в свою очередь, делится на институты, разделяющиеся по видам регулируемых отношений: