Урок 2. «О силе духа и слабости»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: воспитывать у детей понимание приоритета духовных ценностей.

Задачи урока:

- формировать представление о качествах, необходимых для достижения успеха.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), мозговой штурм (брейнсторм), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Роберта Хога.

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Беседа о том, что такое «успех» и «успешный человек».

Детям предлагается ответить на вопрос:

- Ребята, что такое успех?

- Какого человека можно назвать успешным?

Педагог подводит детей к мысли, что успех - это состояться в профессии, заниматься любимым делом, иметь семью и детей.

2. Игра «Мяч».

Педагог предлагает детям передать друг другу мяч, закончив фразу «Успешный человек должен быть …». Он акцентирует внимание ребят на том, что они должны называть то, что считают необходимым для достижения успеха.

Качества, называемые детьми педагог записывает на доске.

3. Дискуссия «Является ли красивая внешность, стройная фигура, физическая сила залогом успеха?»

Далее детям предлагается порассуждать: «Является ли красивая внешность, стройная фигура, физическая сила залогом успеха?»

Основной этап – 30 минут.

4. Игра «Найди форму»

Педагог делит детей на группы и предлагает каждой группе назвать, где в школе можно видеть форму:

– шара;

– прямоугольника;

– круга;

- квадрата.

После ответов детей им предлагается ответить на вопрос: «В поисках ответа вам было важнее быстро бегать или быстро вспоминать? Ловко двигаться или хорошо думать?»

5. Прослушивание рассказа о жизни австралийца Роберта Хога[9].

Рассказ.

Когда австралиец Роберт Хог (Robert Hoge) появился на свет, его мама с трудом заставила себя посмотреть в лицо сыну. Целую неделю женщина оставалась в больнице, отказываясь брать сына на руки и забирать его домой. «Он такой уродливый,» — со слезами говорила она сестре. Она решила, что откажется от него. Она даже жалела, что сын не умер до рождения…

Роберт родился с гигантской опухолью на лице, недоразвитыми ногами и несколькими другими врожденными дефектами. С тех пор прошло 44 года. И кто бы мог подумать, что отношения сына и матери, начавшиеся с того, что она сама желала ему смерти, так изменятся. Всю жизнь Роберт благодарил маму за то, что та нашла в себе силы справиться с потрясением. Для него она стала вдохновением.

Около месяца Роберт был отказником. Только когда вся семья собралась вместе, чтобы поговорить с матерью, та решила забрать домой своего пятого ребенка, который стал для нее таким разочарованием. Но годы шли, мальчик рос. Вскоре женщина разглядела за неприятной внешностью своего сына. И полюбила его.

Это было задолго до расцвета пластической хирургии, и вся семья понимала, что из-за своей внешности Роберт всю жизнь будет предметом неприязни и насмешек.

Вся семья защищала своего младшего, они старались не давать Роберта в обиду никому. При первой возможности они нашли хирурга, который согласился удалить опухоль на лице мальчика. Для этого врачам пришлось полностью удалить его нос, который они восстановили, используя хрящевую ткань из больших пальцев ног Роберта.

Недоразвитость обеих ног была одним из врожденных дефектов Роберта, который врачам так и не удалось исправить. Семья приняла решение ампутировать обе ноги сына, чтобы он научился ходить на протезах.

Однажды Роберт нашел дневник матери, в котором она когда-то записывала свои собственные мысли, советы врачей. Когда-то в отчаянии она написала все, что думала о новорожденном сыне. «Я ничего к нему не чувствую!» — прочитал Роберт. Эти слова тогда поразили его в самое сердце. Мысль, что мать хотела избавиться от него, не давала Роберту покоя.

Много лет спустя он скажет, что долгое время мучился, понимая, что был обузой для родной матери. Но однажды заставил себя посмотреть на все с другой стороны: «В какой-то момент все вдруг встало на свои места. Я подумал: моя жизнь похожа на кино. В ней есть несколько грустных моментов. Но конец обязательно будет счастливым».

Сегодня 44-летний Робрерт, известный и успешный человек, говорит о своей матери только самые теплые слова. Он навсегда запомнил ее «замечательной, любящей, заботливой».

Роберт и его жена Кэти живут в Виннаме, Австралия. Они воспитывают двух дочерей, которых папа просто обожает.

Несмотря на свою внешность и отсутствие ног, Роберт никогда не давал себе поблажек. Он получил образование, работал журналистом. Сегодня он известный писатель.

В 2013 году вышла автобиография Роберта под названием «Ugly» — уродливый. В своих книгах и выступлениях Роберт пытается на собственном примере показать, насколько мы зависим от того, что подумают другие о нашей внешности, и как эта зависимость губит нас. «Владей своим лицом» — так называется выступление Роберта в знаменитом проекте TEDx.

Роберт признается, что ему часто предлагали «подправить» внешность. Но успешный писатель и счастливый отец недоумевает, зачем ему это. Он и без этого добился в жизни всего, о чем мечтал. Главное, уверяет Роберт, это поддержка близких — с ней возможно все! Он бесконечно благодарен своей матери за то, что она не пошла на поводу у своего страха, забрала его домой и дала ему шанс написать счастливый конец к закрученному сюжету своей жизни.

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, можно ли Роберта Хога назвать успешным человеком? Какие качества помогли ему стать успешным?

Заключительный этап 5 минут

6. Игра «Волшебный клубочек».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает, кладя руку на плечо рядом стоящему, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что достижение успеха зависит от силы духа человека, его стремления быть полезным людям.

Урок 3. «Слышать глазами»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями слуха и способах общения с ними.

Задачи урока:

- формировать представление о способах общения с помощью языка жестов;

- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху;

- практическое овладение умением здороваться, представляться на языке жестов.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись (при необходимости) урока жестового языка.

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность слышать мир вокруг них.

Человек может потерять слух частично или полностью в любом возрасте. Это может быть, как врожденный дефект, так и приобретённый. По данным Всемирной федерации глухих, число неслышащих людей в мире около 70 миллионов (или 0,1 процент от населения), однако лиц со сниженным слухом, например, по возрасту, значительно больше – до 10%. Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха разнообразны.

Причинами нарушения слуха могут послужить особенности строения слухового анализатора, химические отравления, родовые травмы, а также механические травмы - ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями, контузии при взрывах, заболевания.

Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха – относят к глухим. При нарушении слуха у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

Многие слабослышащие школьники для более полного понимания обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых.

Самостоятельная речь людей с нарушением слуха тоже имеет особенности. Из-за того, что они не слышат речь окружающих и не могут услышать изменения в интонации, паузы, логические остановки часто их речь монотонная и эмоционально невыразительная. А иногда и трудная для восприятия. Но вслушиваясь в их речь, проявив терпение постепенно человек привыкает к такой речи и уже не испытывает затруднений при общении с человеком с нарушением слуха.

Чтобы слабослышащий человек мог вас понять, нужно говорить четко, не быстро, не прикрывая рот, чтобы ваше лицо было видно собеседнику.

Также педагог рассказывает о том, что людям с потерей слуха помогают врачи, для них изобрели протезы – слуховые аппараты, которые внешне почти незаметны и человек выглядит практически здоровым. Но с этим аппаратом нужно очень аккуратно обращаться и ни в коем случае его не мочить.

Основной этап – 30 минут.

2. Игра «Ты и я вместе».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по слуху. Для игры класс разделяют на пары. В каждой паре детей один из них надевает беруши, а второй получает задание, которое должен донести до своего напарника.

По окончании игры проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями слуха важно смотреть в глаза, не следует прикрывать лицо и рот руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию, следует говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами, не следует кричать, так как крик искажает артикуляцию и воспринимать речь становиться тяжелее. При привлечении внимания неслышаших следует помнить о том, что безрезультатно кричать глухому «Вернись» или звать по имени. Для привлечения внимания можно использовать махание рукой, но не близко перед лицом.

Также педагог акцентирует внимание детей на том, что иногда людям бывает трудно понять друг друга и для того, чтобы лучше понять друг друга существует язык жестов.

3. Практикум. Знакомство с жестовым языком.

Педагог сообщает детям, что язык жестов состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Владение языком жестов помогает людям быть ближе и лучше понимать друг друга.

Далее детям предлагается изучить некоторые общеупотребительные жесты, которые можно использовать при общении с человеком с нарушением слуха.

Дети упражняются в приветствии и представлении себя в коротком рассказе о том, что они любят делать, на языке жестов с помощью педагога.

4. Игра «Подарок» (вариант игры в «Ассоциации»)

Дети стоят в кругу спинами к центру. Одному из детей предлагается задумать, что он хочет подарить другу. Он «задуманное» показывает жестами своему соседу справа, не произнося ни слова. Тот также жестами – своему соседу справа и так до тех пор, пока подарок не вернется к дарящему. Тогда даритель говорит, что он задумал и что к нему пришло.

Далее педагог формулирует вывод о том, как важно точно передавать смысл сказанного, чтобы тебя точно поняли.

Заключительный этап 5 минут.

5. Игра «Волшебный клубочек».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает, кладя руку на плечо рядом стоящему, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.

Педагог подводит детей к выводу о том, что инвалидность по слуху создает ограничения, но применение технических приспособлений, использование жестового языка помогает людям лучше понимать друг друга.

Домашнее задание дается для группового выполнения (5-4 детей): составить памятку по общению с людьми с нарушениями слуха.

Наши рекомендации