Подведение итогов работы на этапе актуализации опорных знаний.
Учитель обобщает:
– Мы с вами убедились, что речь помогает людям общаться между собой в самых различных ситуациях. Человек может использовать для общения устную и письменную речь.
А какая речь сейчас помогала нам выполнять задание и объяснять своё решение? (Устная речь.)
Молодцы! Все замечательно справились с первым заданием. Можем двигаться дальше по нашему маршруту.
III. Изучение нового материала. Введение понятия «предложение»
Й приём. Выделение предложений из потока речи.
В основе приёма – наблюдение над смысловой и интонационной законченностью предложения.
Вариант 1 (метод проблемного изложения материала). Игровая ситуация «Осенние новости» (по методике В.А. Левина, П.С. Жедек)
Оборудование для игры:
· магнитофон и две аудиозаписи одного текста: первая запись – без интонационной оформленности отдельных предложений и без пауз между ними (звуковое письмо Сороки-белобоки), вторая – с правильными паузами и интонациями (звуковое письмо Мудрой Совы);
· магнитофонные записи можно заменить двумя конвертами: письмом от Сороки-белобоки и письмом от Мудрой Совы.
Последовательность работы.
Создание проблемной ситуации.
Учитель сообщает, что ученикам 1 «…» класса лесные жители прислали два письма. Одно письмо прислала Сорока-белобока (демонстрирует конверт с картинкой Сороки-белобоки), второе – Мудрая Сова (демонстрирует конверт с картинкой Мудрой Совы).
– Сначала послушаем новости Сороки-белобоки.
Учитель зачитывает первое письмо (или звучит первая магнитофонная запись) – текст читается очень быстро, без интонационного оформления отдельных предложений и без пауз между ними:
«Вот и осень пришла ворона суетится на дереве сом забился в реке под корягу телёнок глядит печально на жёлтую траву в конуре дрожит Барбос».
– Поняли вы сорочьи новости? (Нет, получилась путаница. Смешно, всё перепуталось и др.)
– А теперь послушаем, как эти новости рассказала Мудрая Сова.
Учитель зачитывает второе письмо (или звучит вторая магнитофонная запись) – текст читается медленно с правильными паузами и интонациями:
«Вот и осень пришла. Ворона суетится на дереве. Сом забился в реке под корягу. Телёнок глядит печально на жёлтую траву. В конуре дрожит Барбос».
– Теперь всё поняли? (Да, всё понятно.)
Постановка проблемы.
– Как вы думаете, почему, когда мы слушали новости Сороки-белобоки, мы ничего не поняли или поняли неправильно? А у Мудрой Совы нам всё понятно?
Подведение под понятие (объяснение понятия «предложение»).
Учащиеся пытаются объяснить, в чём разница в рассказах Сороки-белобоки и Мудрой Совы. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что Мудрая Сова в нужном месте голосом отделяла один «кусочек» речи от другого.
Учитель сообщает:
– Каждый отдельный кусочек речи мы будем называть предложением. Каждое предложение выражает понятную всем, законченную мысль.
– Понятно, что нам хотели сообщить об осени? (Да, о том, что осень пришла.)
– Понятно, что нам рассказали о вороне? (Ворона суетится на дереве.)
– Теперь нам понятно, кто забился в реке под корягу? (Сом.)
– А кто же глядит печально на жёлтую траву? (Телёнок.)
– О ком ещё нам рассказали? (О Барбосе.)
– Что нам рассказали о Барбосе? (Барбос дрожит в конуре.)
– Правильно. В каждом предложении что-то говорится о ком-либо или о чём-либо.
– Попробуйте сами придумать одно предложение об осени. Скажите нам это предложение. Сказать предложение – значит сообщить что-то о чём-нибудь или о ком-нибудь. (Предложения детей об осени.)
Вариант 2. (по методике Н.А. Сторожевой).
Текст предлагается для устного восприятия учащимися 3 раза:
1) без пауз между предложениями;
2) с неправильными паузами;
3) с нужными паузами и интонацией.
Последовательность работы.
Устное восприятие текста.
1.1. Учитель читает текст монотонно, без остановок между отдельными предложениями:
«Тима проснулся сам Тузик дремал под столом папа читал газету».
– Понравился рассказ? Всё ли понятно? Почему непонятно?
1.2. Чтение текста с неправильными паузами:
«Тима проснулся. Сам Тузик дремал. Под столом папа читал газету».
1.3. Текст читается правильно:
«Тима проснулся сам. Тузик дремал под столом. Папа читал газету».
– А теперь всё понятно?
2. Анализ текста:
– Что мы узнали из рассказа о Тиме? (Тима проснулся сам.)
– О Тузике? (Тузик дремал под столом.)
– О папе? (Папа читал газету.)
3. Обобщение учителя:
– Этот рассказ состоит из 3 частей. Каждая часть выражает понятную всем, законченную мысль. Высказывание, выражающее законченную мысль, называется предложением. Значит, в этом рассказе 3 предложения. Сказать предложение – значит сообщить что-то о чём-нибудь или о ком-нибудь.
Вариант 3. Игровая ситуация «SMS»
Оборудование: мобильный телефон
Последовательность работы.