Подборка материалов к Первому уроку (10-11 классы)
Основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.
1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
3. Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.
4. Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.
5. Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.
6. Мнение друзей, одноклассников, товарищей безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
7. Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
8. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
Примерная схема урока в форме пресс-конференции
Урок пресс-конференция, прежде всего, способствует развитию самостоятельности ученика, становлению собственной точки зрения, развитию умений аргументировать свои слова, быть тактичным и дипломатичным; а также способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь, стремление к творческому поиску.
Организация урока
Данный урок требует предварительной подготовки обучающихся: раздаются задания, перечисляются все имеющиеся роли (каждый ученик будет играть на пресс-конференции некую роль), и, чтобы избежать неразберихи с несовпадением желания и ролей, проводится жеребьевка. Учащиеся тянут листочки бумаги, где указаны продюсер, журналисты-критики, журналисты-аналитики, ответчики, ведущие, комиссия порядка, фотограф, корреспондент.
Продюсер– организатор мероприятия (учитель берет на себя роль директора, но фактически организует мероприятие продюсер). Он начинает пресс-конференцию, оглашает регламент (в составлении регламента ему помогает учитель), и управляет мероприятием, чтобы не снизилась его продуктивность и темп. Место продюсера – за последней партой, рядом с ним сидит учитель, который со стороны смотрит на происходящее и режиссирует его по мере необходимости.
Ведущих должно быть двое. Их реплики пишет учитель, потому что в ином случае урок может застопориться. Сценарий ведущие должны знать практически наизусть, а листы с репликами всего лишь подсказка. Ведущие предоставляют слово ответчикам, журналистам, являясь, по сути, своеобразным связующим звеном между сторонами.
Ответчики. Их количество учитель определяет сам. Пожалуй, это самая ответственная роль – они активные участники в плане подачи материала, которые должны его отлично знать и быть готовыми к нападкам папарацци. Нужно обязательно объяснить учащимся-ответчикам, что, по сути, каждый ученик должен хорошо знать материал пресс-коференции, а учитель-директор может менять роли по ходу действия. И еще: ответчики могут совещаться и коллективно искать ответ на вопрос. Так ребята будут меньше волноваться и легче воспримут свою ответственную роль.
Журналисты-критики готовят ряд вопросов, предназначенных для ответчиков. Вопросов должно быть много и все они распределены между количеством критиков. Естественно, вопросы они заранее сдают директору на утверждение.
Журналисты-аналитики оценивают работу ответчиков, имеют право задать дополнительный вопрос, обратиться к критикам. После каждого тематического блока подводят мини-итоги. В качестве журналистов-аналитиков достаточно двух учащихся.
Комиссия порядка также ограничивается двумя учениками. Они отвечают за вопрос дисциплины и следят за соблюдением регламента.
Корреспондент. Его задача – фиксировать происходящее с целью дальнейшего написания подробной (можно и краткой) статьи о мероприятии, и впоследствии представления ее классу.
Фотограф отвечает за последующий фотоотчет с комментариями.
Ход мероприятия
Успех данного урока пресс-конференции напрямую зависит от предварительной подготовки. Некоторым ученикам нужно будет поработать в группах. Учитель должен подробно проконсультировать каждую группу, объяснить их роль, подсказать нюансы. Главное, представители всех групп должны накануне урока отчитаться учителю о готовности. Это входит в регламент.
Учитель должен позаботиться о соответствующем оформлении урока, ученики должны себя чувствовать на настоящей пресс-конференции. Пусть микрофоны будут бутафорскими, но определенный антураж просто необходим.
Составляя сценарий для ведущих, учитель пишет небольшой план, который будет передан каждой группе. То есть, вопросы, которые будут задавать критики, должны быть логично выстроены и идти блоками. Нужно помнить, что в конце каждого блока – краткие итоги, за которые отвечают аналитики. Продюсер и директор могут спросить любого ученика и дать ему возможность помочь той или иной группе.
Чтобы учащиеся не устали от однообразия деятельности, в процессе урока должно быть минимум три паузы, за которые отвечает продюсер. В первой продюсер готовит небольшую информацию сверх программы, и в новостном формате представляет ее аудитории. Во второй паузе лучше провести минутку релаксации. А третья должна быть накануне подведения итогов, где учитель помогает продюсеру раздать «звания». Это могут быть медали, грамоты, другие знаки отличия, подчеркивающие заслуги участников пресс-конференции: «самый внимательный», «самый харизматичный», «самый энергичный» и т.д.
Подведение итогов
Итоги подводит учитель в роли директора пресс-конференции. Он дает краткую оценку мероприятию, характеризует работу групп. Можно задать вопросы учащимся: «Понравилась ли пресс-конференция?», «Что было сложным?», «Что было непонятного?», «Что вы взяли для себя?».
И еще немаловажный момент: если учителю очевидны ученики в определенных ролях, не стоит прибегать к жеребьевке, а следует авторитетно раздать роли.
Примерные темы для пресс-конференции:«Промышленная значимость профессий», «Лучшая профессия 21 века».
Практическое задание «Здоровье и профессия»
Перед вами список некоторых возможных воздействий профессиональной деятельности на организм, которые могут неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья:
А – нервно-эмоциональное здоровье;
Б - интенсивный ритм работы;
В - повышенная ответственность;
Г - микроклимат;
Д - метеоусловия;
Е - шум;
Ж - вибрация;
З - электромагнитные поля;
И - воздействие промышленной пыли;
К - воздействие токсических веществ;
Л - неудобная рабочая поза;
М - значительная зрительная нагрузка;
Н - ходьба, стояние, переноска грузов;
О - физическое напряжение;
П - работа на высоте;
Р - работа с движущимися механизмами;
С - управление транспортом;
Т - опасность общего травматизма;
У - необходимость работы в ночное время.
С какими, по вашему мнению, из перечисленных влияний на здоровье сталкиваются представители следующих профессий (укажите только соответствующие буквы):
Авиадиспетчер____________________________
Программист______________________________
Продавец с лотка_____________________________________
Кондитер_________________________________
Врач реаниматор_______________________________
Страховой агент_____________________________________
Швея_____________________________________
Менеджер________________________________
Парикмахер_______________________________
Официант________________________________
Водитель спецавтомобиля___________________________
Игра-дискуссия «Образование. Нужно ли оно?»
Цель: стимулировать обучающихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком. создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной создавать условия для стимулирования обучающихся к самообразованию и саморазвитию. помочь учащимся осознать важность образования и науки в современном мире; развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия выявить уровень знаний учащихся о взаимосвязи уровня образования с профессиональным успехом в жизни человека.
Правила дискуссии:
Каждый человек является участником дискуссии. Мы слушаем и слышим друг друга.
Каждый имеет возможность высказаться. Учитываются все мнения и предложения.
Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.