Подборка материалов к Первому уроку (1-4 классы).

В 2017-2018 учебном году

«Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»

«Безграмотными в 21 веке будут не те,

кто не умеет писать и читать,

а те, кто не умеет учиться,

разучиваться и переучиваться».

Э. Тоффлер

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество, прогрессируя и усложняясь, нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие у школьников ответственного отношения к учебе, формирование положительной мотивации к обучению и самообразованию.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте - одна из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2017 г. № 756 первый урок 1 сентября в новом 2016-2017 учебном году в школах Донецкой Народной Республики будет проведен по теме «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите». Целью первого урока является развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учебе, формирование положительной мотивации к образованию и самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве.

НачальнОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В начальной школе рекомендуется раскрыть содержательную линию «Воспитание положительной мотивации к обучению, или Зачем нужно учиться».

Цели и задачи первого урока:

· формирование мотивации к обучению и познанию;

· формирование готовности и способности обучающихся к

· саморазвитию,

· понимание роли обучения в жизни школьника;

· воспитание у учащихся интерес к учебе;

· расширение кругозора детей.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни каждый школьник хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребёнок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Первый урок в 1 классе должен стать не только уроком удивления и праздника, но и уроком введения в настоящий учебный труд. Он должен открыть каждому ребёнку перспективы будущей школьной жизни. Одна из самых главных задач первых уроков – сформировать у детей желание ходить в школу, понимание каждым из них, что в школе многому можно научиться и что у ребенка все получится. В этот период обучения основным является принцип психологической комфортности. Поэтому материал первых уроков подобран так, чтобы вызвать у детей интерес, и чтобы каждый ребенок смог быть в чем-то успешен. Педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:

· использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;

· использование игровых моментов на уроках;

· занимательность информации и эмоциональность преподнесения материала учителем;

· использование групповых форм работы;

· опора на имеющийся у детей жизненный опыт;

· грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;

· осторожная, чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;

· работа учителя с родителями;

· гибкость в использовании классических педагогических приёмов (лекций, бесед, дедуктивных и индуктивных и других методов) проведения уроков, своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению – важный аспект работы учителя начальной школы. Рекомендуется проводить первый урок в нестандартном формате.

Виды уроков, которые можно использовать при проведении первого урока в начальной школе: урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-исследование, урок-встреча, сюжетный урок, урок- защита творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Физкультминутка (1 класс)

Давайте отдохнём. Встаньте в круг. Станьте в круг те,
– у кого серёжки в ушах;
– кто сегодня пришёл в школу с букетом цветов;
– у кого в одежде есть красный цвет;
– кто сегодня с радостью шёл в школу;
– кто обожает мороженое;
– у кого есть пуговицы на одежде;
– у кого дома есть домашнее животное;
– у кого в имени или фамилии есть буква «А»;
– кто теперь будет учиться в 1 «А» классе;
– кто теперь будет учиться в 1 «В» классе!

Упражнение «Зачем я учусь?»


Для того, чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь?», каждый школьник построит свою мотивационную лесенку. (На партах у каждого ученика лежат бланки с лесенкой, клей и строки с вариантами ответа на вопрос).
На листиках записаны предложения, их надо расставить в виде лесенки и приклеить на бланк. На самой верхней ступени будет стоять самое важное, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так пока не заполните все восемь ступень.
Варианты фраз-мотивов (познавательные и социальные)
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
5. Я учусь для того, чтобы быть полезным обществу и Родине.
6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок-сказка

Цель: развитие у обучающихся ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника; формирование положительной мотивации к учебе.

Задачи:

  • воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе, науке, как источнику развития личности;
  • развивать любознательность, внимание, целеустремлённость, настойчивость;
  • способствовать формированию образа грамотного, успешного человека

Форма организации урока: групповая, фронтальная

Оборудование и материалы:

· 4 карточки с изображением сказочных героев: Василиса Премудрая, Знайка, Мальвина, Страшила;

· 6 карточек с заданиями;

· 4 книжки и материалы для изготовления закладок (тесьма, клей, бумажный квадратик);

· 4 листочка со словами темы урока;

· Книга с рассказом Л.Н.Толстого «Филипок»; (мультфильм «Филипок»,1982г.);

· 4 карточки с предложениями с открытым концом.

Ход урока

Организация класса

Поздравление с Днем знаний.

Задания от Знайки.

Задание №5. Знайка нарисовал для вас картинки с предметами живой и неживой природы. Обведите зеленым карандашом то, что относится к живой природе, а красным – к неживой. (Получают букву п)

Задание №6. Знайка знает много языков. Переведите с украинского на русский язык предложение: Бережи природу – наш спільний дім. (Можно использовать фразу на английском языке) (Получают букву о)

Задания от Страшилы.

Задание №7. Страшила много путешествовал, видел разные страны. Он очень хочет, ребята, чтобы вы нарисовали (раскрасили) флаг своей страны. (Получают букву к)

Задание №8. Вы заметили, что сказочные герои давали вам задания по всем школьным предметам? Вот и Страшила заметил. Он предлагает вам сделать интересную физминутку.

Те, кто любят математику, похлопайте,

А кто чтение – громко потопайте,

Русский язык – потянитесь,

Окружающий мир – наклонитесь,

Если труд– плечами подвигайте,

Рисование – тихо попрыгайте.

А теперь дружно все улыбнитесь

И за дело скорее беритесь.

Рефлексия.

- О чем же мечтал Филиппок? Кто оказался прав?

- Как вы думаете, а почему ему так хотелось в школу?

- Почему Филипка не пускали в школу?

- Прочитайте слова на доске. Это качества характера человека. Выберите из них те три, которые помогли Филипку осуществить свою мечту.

Слова: доброта, настойчивость, смелость, дружелюбие, скромность, любознательность

- Теперь и вы, ребята, познакомились с Филиппком и поняли, почему его любят читатели на протяжении стольких лет. Филиппок и поможет вам выполнить последнее задание нашего урока.

Задание. Закончите предложение с открытым концом.

Чтобы учиться с удовольствием, надо быть …

- А теперь, каждая команда прочтет свое предложение.

-Вы сделали правильный вывод. Молодцы!

Итог урока.

- Ребята, я надеюсь, что наш первый урок задал нам правильный курс на весь учебный год. И если вы будете любознательными, настойчивыми, трудолюбивыми, то обязательно будете получать удовольствие от каждого урока и от каждого школьного дня. Успехов вам и отличных оценок!

Ход урока

Организация класса

Урок-коллаж

Цель:развитие у учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника; формирование положительной мотивации к самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации учащихся в современном информационном пространстве.

Задачи:

- воспитывать у учащихся правильное отношение к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, её социализации, культурного созидания;

- развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость;

- стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;

- способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека.

Материал к уроку:

1. Корзинка с картинками даров осени, цветиками - семицветиками.

2. Сосуды с одинаковым количеством воды.

3. Камешки.

4. Фломастеры, полоски бумажного полотенца.
5. Стаканчики с водой.
6.Презентация "Великие учёные и их открытия".

Ход урока.

I. Организация класса.

II.Введение в урок.

- А какие чудеса вас ожидают в школе? (Ответы детей).

Ответы детей.

Правильно, ребята, нет в мире ничего удивительнее и чудеснее, чем иметь возможность учиться и обретать знания, познавая новое!

III.Работа по теме урока.

1.Чтение стихотворения детьми.

Познание - великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит...

Искаков Б.

Притча.

А сейчас я познакомлю вас с притчей о мальчике, в котором только загоралась жажда знаний…

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
— Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик.
— Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
— Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу.
— Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик.
— Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
— Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик.
— Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
— Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
— Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

- Почему мальчик считал, что природа научит его всему?

- А как вы думаете, как и чему природа учит людей?

- Расскажите о чем-нибудь необычном, что вы узнали из книг. ( Каждый из учеников перечисляет все, что он знает, и получает от педагога такое количество камешков, сколько пунктов он перечислил). Дети должны опустить свои камешки в стеклянные сосуды с одинаковым количеством воды. Вода в сосудах поднимется.

-Что вы увидели? (Ответы детей).

Объяснение учителя.

Так же, как камешки поднимают уровень воды, так и знания возвышают человека. Учение — вот что сейчас нужно каждому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Ведь до конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые.

Рефлексия.

А хотите на несколько минут стать учёными физиками? Превратим наш класс в маленькую физическую лабораторию.

Опыт. Для проведения опыта понадобятся полоска бумажного полотенца, фломастеры, стакан с водой. Поставьте на полоске цветные точки по порядку расположения цветов радуги. Опустите полоску в стакан с водой так, чтобы один конец полоски был в воде, а другой лежал на ободке стакана.

Посмотрите, что происходит с точками на полоске? (Высказывания детей).

- Да, действительно, радуга, как будто, сама выросла вверх. Вода, преодолевая гравитацию, поднимается по порам бумаги – это один из примеров так называемого капиллярного явления, т.е. способность воды подниматься в трубке с достаточно узким каналом. Это же явление помогает крови циркулировать в человеческом теле, особенно в капиллярах – мельчайших кровеносных и лимфатических сосудах. Кроме того, это происходит всегда и повсеместно. Точно так же и в природе, вода сама поднимается по капиллярным сосудам дерева и помогает растению доставлять растворенные питательные вещества на большую высоту — от глубоко скрытых в земле корней к листьям и плодам.

В результате проведения опыта вы узнали, что вода может течь вверх.

Но все ли свойства воды понятны ученым! Конечно, нет! Вода — загадочное вещество.

Недавно было обнаружено новое необыкновенное явление. Оказалось, что вода на Земле изменяет свою природу в зависимости от того, что происходит на Солнце и в космосе. Почему — неизвестно.

Можно не сомневаться, что все загадки будут успешно разрешены наукой. Будет еще немало новых открытий, более удивительных и загадочных. Это прекрасно понимали все выдающиеся конструкторы, изобретатели, учёные.

Вы провели физический опыт. Все это вы будете изучать на уроках интереснейших наук – физики и химии.

- Как вы думаете, а почему в школе изучается так много разных наук? (Дети выдвигают свои предположения)

- Да, из школы вы должны выйти образованными людьми. Стране всегда нужны образованные люди, хорошие специалисты своего дела. А чтобы сделать правильный выбор, надо научиться любить знания, понять, что учиться – это интересно.

IV. Итог урока.

Молодцы, ребята. Наш урок подходит к концу. Я думаю, что всем нам сегодня было интересно. В нашей корзине с дарами остались ещё цветы. Откроем лепестки каждого цветка, внутри написана буква. Из цветков соберём фразу. (Учитель по очереди вызывает учеников, собирая надпись из цветков).

Надеюсь, что вы усвоили главное. Давайте прочтем все вместе (открывает запись на доске): Учиться – это всегда интересно!

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (5-9 классы)

Для обучающихся среднего школьного возраста необходимо раскрыть содержательную линию «Организация самообразовательной деятельности обучающихся, или Как нужно учиться».

Цели и задачи первого урока:

· формирование учебно-познавательных, информационных и личностных компетенций;

· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному

· образованию;

· формирование активной жизненной позиции, готовности к

профессиональному самоопределению, продолжению образования;

развитие умений ставить четкие цели, планировать, анализировать, самостоятельно оценивать учебно-познавательную деятельность;

· воспитание у учащихся устойчивого интереса к учебе.

Класс

К первому уроку классному руководителю 5 класса следует тщательно подготовиться. Это первая встреча классного руководителя с классом, которая дает возможность установить контакт с детьми, создать атмосферу доверия, непринужденности и искренности.

Пятый класс — это большой стресс для любого ребенка. Все новое: классный руководитель, классная комната, учителя-предметники, требования учителей, а иногда, и новый коллектив ребят.

Важно, чтобы в этот день у детей было создано праздничное, приподнятое настроение. Хорошо, если дети принесут домой маленькие подарки. Например, праздничное поздравление с началом учебного года.

Целями первого урока в 5 пятом классе станут также: знакомство с классным руководителем, с новыми предметами; адаптация пятиклассников к новой системе обучения; создание благоприятной атмосферы в классе.

В первый день необходимо провести экскурсию по школе, познакомить ребят со школьными кабинетами, с классным кабинетом. Экскурсия по школьному зданию проходит с целью ознакомления детей с расположением необходимых учебных комнат, коридоров, входов и выходов из здания. Например, Экскурсия-разведка "Как вас зовут..." (знакомство с администраторами, техническим персоналом, поварами школы и т.д.).

Игра «Давайте познакомимся»


Классный руководитель и школьный психолог (бейджики с именами) рассказывают, как их зовут, для чего они работают в школе, о своем увлечении (5-6 предложений). Затем каждый из ребят называет своё имя и рассказывает о себе.

Игра “Выходи, тот у кого…”.

Классный руководитель стоит в кругу с учащимися. Психолог начинает:
Выходи, тот у кого:
— голубые глаза,
— светлые волосы,
— черные туфли,
— имя начинается на букву “Д”,
— день рождения в декабре и т.п.
Это длится до тех пор, пока каждый не побывает в кругу.

Дети становятся в круг. Классный руководитель читает стихотворение с именами, услышав свое имя, ребенок выходит на середину, где психолог прикалывает ему бейджик с его именем. Во время возвращения на место дети в кругу хором повторяют имя. (Интересно если выходят несколько человек с одинаковыми именами, тогда имя повторяется столько раз, сколько детей).

Игра «Моё имя»

Сегодня у нас день знакомства и чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. Игра называется «Моё имя». Я предлагаю вам еще раз представиться. Просто называть себя не интересно и не содержательно, поэтому предлагаю добавлять к своему имени и фамилии слово или несколько слов, характеризующих вас. Позвольте представиться: Татьяна Борисовна - активная, творческая, неунывающая (Дети называют своё имя и прибавляют к нему прилагательное.)

Клятва пятиклассника.

Всегда приходить в класс на первый урок

Еще до того, как проснется звонок. (Дети хором – Клянемся!)

Быть на уроке активным и нужным,

Запоминать и учить все, что нужно. (Клянемся!)

Чтоб грамотным и умным стать,

Будем учиться читать и писать. (Клянемся!)

Учебники, книжки, пенал и тетрадки

Всегда содержать в идеальном порядке. (Клянемся!)

Друзьями хорошими, верными стать,

Друг другу во всем и всегда помогать. (Клянемся!)

А лень, неопрятность, подсказки, враньё

Мы в класс не возьмем никогда, ни за что. (Клянемся!)

I. Организационный блок

Упражнение "Приветствие"

Цель: установление контакта между участниками занятия, создание доверительной атмосферы. Ведущий: Назовите одно качество личности, которое начинается на ту же букву, что и ваше имя. Например: «Оксана – общительная», «Владимир – волевой».

Вопросы ученикам:

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Чему вы рады больше всего?

- Много ли у вас было свободного времени на летних каникулах?

- Хотели бы вы, чтобы и в учебный период у вас было достаточно времени для любимых занятий и общения с друзьями?

Сегодня на занятии мы поговорим о секретах управления временем. Довольно часто мы не получаем желаемый результат, не можем достичь поставленной цели из-за лимита времени. Время нельзя передать, купить за деньги или накопить. Оно уходит безвозвратно. Это самая дорогая вещь в работе и особенно в учении. Важно, чтобы времени хватало на всё: на работу, на отдых, на общение. Учеба будет приносить радость, если остается время для восстановления сил и развлечений.

II.Практический блок

Упражнение 2. Тест «Рационально ли вы используете время?

1. Присущи ли вам суета и спешка. (Да, нет)

2. Когда у вас появляются срочные и незапланированные дела это выводит вас из нормального ритма? (Да, нет)

3. Бывает ли так, что вы учите уроки в выходные дни? (Да, нет)

4. Бывает ли такое, что в учебе наступает полный «завал»? (Да, нет)

5. Во время выполнения уроков вы отвлекаетесь на посторонние разговоры? (Да, нет)

6. Является ли для вас нормой постоянная усталость? (Да, нет)

7. Часто ли вы отказываетесь от отдыха из-за невыполненных дел? (Да, нет)

8. Часто вы откладываете на завтра то, что можно выполнить сегодня? (Да, нет)

9. Если вы что-то не успеваете, пересматриваете ли вы свои планы, чтобы выполнить наиболее срочные дела? (Да, нет)

Результаты: Теперь посчитайте число положительных ответов.

Если оно равно 8-9, то это значит, что вам постоянно не хватает времени и довольно часто вы находитесь в состоянии стресса. Вам необходимо пересмотреть свои планы и научиться рационально использовать время.

Если утвердительных ответов от 5 до 7, то вы не всегда «дружите со временем» и периодически испытываете его нехватку.

Если число утвердительных ответов от 3 до 5, и вам удается совместить и хорошую учебу и отдых, то вас можно поздравить.

Упражнение 3. Секреты управления временем.

1.Составьте распорядок дня (придерживайтесь следующих пропорций):

- 40% - на активный отдых,

- 25% - на выполнение уроков,

- 25% - помощь по выполнению заданий по дому,

- 10% - пассивный отдых.

2. Правильно организуйте рабочее место:

- поиск предметов необходимых для выполнения уроков приводит к потере времени, поэтому книги, ручки и карандаши должны находиться на своем рабочем месте;

- работать нужно в тишине, без посторонних раздражителей;

- комната, в которой выполняете уроки, должна хорошо освещена и регулярно проветриваться.

3. Придерживайтесь правил по организации умственной деятельности:

- выполняйте уроки в одно и то же время, после обеда и непродолжительного отдыха;

- начинайте с заданий среднего уровня сложности. Через полчаса принимайтесь за более сложную работу и заканчивайте легкими заданиями;

- если вам нужно запомнить определённую информацию, то лучше её выучить вечером, а утром повторить.

Вопрос обучающимся:

- Поделитесь своими секретами управления временем.

III. Подведение итога.

Интервью с обучающимися

Перед началом проведения интервью, необходимо установить контакт.Постарайтесь, чтобы дети чувствовали себя непринужденно. Задайте им несколько не относящихся к делу вопросов, например: «Трудно ли было просыпаться сегодня?», «С удовольствием ли Вы пришли в школу?».

Приблизительные вопросы интервью.

1. Как Вы провели летние каникулы?

2. Какие предметы Вам больше/меньше всего нравились/не нравились в прошлом году?

Почему?

3. Почему Вы решили посещать определенный школьный кружок?

4. В какой внеучебной деятельности Вы принимали участие? Почему именно в этой?

5. Как Вы планировали свой день в прошлом учебном году?

6. Что планируете изменить в расписании дня в этом учебном году?

7. Если бы у Вас появилась возможность снова учиться по программе предыдущего учебного года, что бы вы изменили или вообще ничего не меняли бы?

8. Насколько школа подготовила Вас к «реальной жизни»?

9. Как Вы полагаете, обучение в школе подготовит Вас к жизни в социуме?

10. Есть ли у Вас планы продолжить обучение в старшей школе?

11. Какой совет Вы бы дали тому, кто не хочет учиться?

Упражнение «Цепочка»

Продолжи предложения:

- Человек рождается на Земле, чтобы ….

- Если ты хочешь остаться в сердцах человеческих, то ….

-Чтобы быть достойным продолжателем славных дел предшествующих поколений, нужно стремиться…

- Чтобы учиться с удовольствием, надо быть …

Рассказ «Умный дельфин» (Грегори Бейтсон, «Шаги в экологию разума»)

В первый день, когда дельфин делал что-то необычное, например, выпрыгивал из воды, тренер бросал дельфину рыбку. Дельфину нравилось кушать рыбку. Дельфин повторял прыжок – тренер давал рыбку! Дельфин повторял – тренер давал! Очень скоро дельфин усвоил, что такое поведение – прыжки – гарантирует ему рыбу. Весь день дельфин повторял свои прыжки снова и снова и подплывал к тренеру за рыбкой. И получал свою награду. Удачно у него получилось!

На следующий день дельфин опять начал выпрыгивать из воды и требовать рыбку. Он сам повторял свои вчерашние прыжки. Но никакой награды за прыжки не последовало! Дельфин повторял свои бесполезные попытки еще некоторое время, но дрессировщик их не оценивал! Представьте, как, должно быть, было обидно дельфину! Ведь он так старается, почему же ему не дают рыбку? Наконец, может быть с досады, дельфин совершал какой-нибудь новый трюк. И тогда-то дрессировщик бросал ему рыбку! После этого дельфин начинал повторять свой новый трюк. И каждый раз он получал награду – рыбку. Все это так и повторялось – несколько дней. В начале каждого нового дня дельфин некоторое время пытался получить рыбку за вчерашний трюк. Он повторял старые достижения. Но без успеха! Награды он не получал.

Представь, если бы ты был этим дельфином. Каково это – стараться, стараться, учиться, учиться, а учитель все не ставит тебе «пятерку»! Лишь когда ты делаешь что-то новое, ты получаешь награду! Вот так и дельфин – он получал награду только за какой-нибудь новый трюк.

На какой-то день умный дельфин вдруг стал еще умнее. Он усвоил сами правила игры! Оказывается, можно не выпрашивать рыбу за старые знания, а получать заслуженную награду за новые! Дельфин научился учиться. И он показал удивительное представление. Оно было очень интересным! Оно включало в себя целых 7 новых элементов! Это был целый спектакль, в котором соединялись старые и новые трюки. Попробуйте поставить себя на место этого дельфина, умеющего учиться. Представь себя на его месте. Представь, что ты вдруг с легкостью соединяешь старые и новые знания! Как весело резвится дельфин! Как легко ему теперь сделать новый трюк и получить награду!

Доволен и тренер. Дельфин поднялся на новый уровень обучения. Дельфин научился учиться. И ему это понравилось! Он научился не просто повторять старые трюки, но и выдумывать новые. Он понял, чего от него хочет его учитель – дрессировщик. Он стал учеником высокого уровня, который умеет смело использовать свои внутренние возможности. Рыбка теперь была у дельфина всегда, когда он только захочет!

Как ты думаешь, каждый ли дельфин так может?

Мы еще недостаточно много знаем о дельфинах. Но точно известно, чтокаждый человек может стать учеником более высокого класса, учеником высокого уровня.

Подобно дельфину, каждый ученик может не только научиться тому, как получить оценку «отлично» за одну тему или за один урок. Каждый ученик может научиться легко, с удовольствием учиться и разбираться во всем учебном материале.

Можно научиться, как добиться успеха в каком-нибудь одном деле. А можно научиться, как добиваться успехов в любом деле! Постарайся сделать процесс обучения приятным и легким для себя делом. Ведь узнавать новое действительно приятно! Постарайся не останавливаться на достигнутом, на одном усвоенном трюке. Учись создавать и усваивать новое! Можно учиться просто ради набора все большего количества знаний. А можно учиться умению набирать знания самому и пользоваться ими!

Подумай, для чего и ради чего учишься ты?

Ответь сам себе на простой вопрос: ты сам хотел бы уметь учиться с легкостью дельфина?

Вспомни, что дрессировщик вовсе не наказывал дельфина тем, что не давал ему рыбку. Дельфина все равно кормили в свое время. И дельфин мог бы целый день дуться и обижаться на своего учителя за то, что тот не дает ему награду за старые трюки. Но умный дельфин не обижался, – он обучался. Он придумал, как получить свою награду, он придумал новые трюки!

И когда ты захочешь научиться учиться – у тебя обязательно получится!

Бывают разные дельфины. Бывают разные люди. Бывают разные дети. Но все люди и все дельфины, также как и все дети – необыкновенно умные существа! Просто некоторым из них нужно лишь слегка помочь проявить свой ум. Научить учиться. Подумай, как ты это сделаешь. Чему научил тебя пример дельфина?

Притча

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (10-11 классы)

Для обучающихся старшего школьного возраста необходимо раскрыть содержательную линию «Организация как пространство для развития способностей и талантов, или Чему нужно учиться».

Цели и задачи первого урока:

· формирование социально-трудовых образовательных компетенций;

· формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессий с учетом своих склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.

· развитие навыков структурированно, кратко и аргументированно излагать свои мысли, идеи, умение отстаивать свое мнение;

· развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом

профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов

учащихся;

• воспитание интереса к профессиональной карьере.

Виды уроков, которые можно использовать при проведении первого урока в старшей школе: урок – погружение, урок – деловая игра, урок – пресс-конференция, урок – аукцион, урок – поиска истины, урок – лекция «Парадоксы», урок – ролевая игра, урок – диалог, урок – экскурсия.

Примерная схема урока в форме пресс-конференции

Урок пресс-конференция, прежде всего, способствует развитию самостоятельности ученика, становлению собственной точки зрения, развитию умений аргументировать свои слова, быть тактичным и дипломатичным; а также способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь, стремление к творческому поиску.

Организация урока

Данный урок требует предварительной подготовки обучающихся: раздаются задания, перечисляются все имеющиеся роли (каждый ученик будет играть на пресс-конференции некую роль), и, чтобы избежать неразберихи с несовпадением желания и ролей, проводится жеребьевка. Учащиеся тянут листочки бумаги, где указаны продюсер, журналисты-критики, журналисты-аналитики, ответчики, ведущие, комиссия порядка, фотограф, корреспондент.

Продюсер– организатор мероприятия (учитель берет на себя роль директора, но фактически организует мероприятие продюсер). Он начинает пресс-конференцию, оглашает регламент (в составлении регламента ему помогает учитель), и управляет мероприятием, чтобы не снизилась его продуктивность и темп. Место продюсера – за последней партой, рядом с ним сидит учитель, который со стороны смотрит на происходящее и режиссирует его по мере необходимости.

Ведущих должно быть двое. Их реплики пишет учитель, потому что в ином случае урок может застопориться. Сценарий ведущие должны знать практически наизусть, а листы с репликами всего лишь подсказка. Ведущие предоставляют слово ответчикам, журналистам, являясь, по сути, своеобразным связующим звеном между сторонами.

Ответчики. Их количество учитель определяет сам. Пожалуй, это самая ответственная роль – они активные участники в плане подачи материала, которые должны его отлично знать и быть готовыми к нападкам папарацци. Нужно обязательно объяснить учащимся-ответчикам, что, по сути, каждый ученик должен хорошо знать материал пресс-коференции, а учитель-директор может менять роли по ходу действия. И еще: ответчики могут совещаться и коллективно искать ответ на вопрос. Так ребята будут меньше волноваться и легче воспримут свою ответственную роль.

Журналисты-критики готовят ряд вопросов, предназначенных для ответчиков. Вопросов должно быть много и все они распределены между количеством критиков. Естественно, вопросы они заранее сдают директору на утверждение.

Журналисты-аналитики оценивают работу ответчиков, имеют право задать дополнительный вопрос, обратиться к критикам. После каждого тематического блока подводят мини-итоги. В качестве журналистов-аналитиков достаточно двух учащихся.

Комиссия порядка также ограничивается двумя учениками. Они отвечают за вопрос дисциплины и следят за соблюдением регламента.

Корреспондент. Его задача – фиксировать происходящее с целью дальнейшего написания подробной (можно и краткой) статьи о мероприятии, и впоследствии представления ее классу.

Фотограф отвечает за последующий фотоотчет с комментариями.

Ход мероприятия

Успех данного урока пресс-конференции напрямую зависит от предварительной подготовки. Некоторым ученикам нужно будет поработать в групп

Наши рекомендации