Подборка материалов к Первому уроку , посвященному Году Чтения в ДНР (1-4 классы)

Методические рекомендации К проведению первого урока

В 2016-2017 учебном году

Чтение – это один из истоков

Мышления и умственного развития.

В.А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

В сегодняшнем мире, который полон технических новшеств, отношение к книге заметно изменилось. Можно было бы сказать, что она перестала быть уникальной. Теперь мы читаем нужные тексты в электронном виде, ищем информацию в интернете. Но в том-то и дело, что уникальность книги в том, что ни один компьютер не может заменить ощущение теплоты книжных страниц.

В Донецкой Народной Республике данной проблеме уделяется первостепенное внимание. В целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе Глава Донецкой Народной Республики Александр Владимирович Захарченко объявил 2016 год Годом чтения, подчеркнув тем самым исключительную значимость чтения, литературы, их особую миссию. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 797 от 27 июля 2016 г. Первый урок 1 сентября в новом 2016-2017 учебном году в школах Донецкой Народной Республики будет посвящен Году чтения.

В 2015 году в системе образовании Республики началось внедрение новых Государственных образовательных стандартов. Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности, главной целью которого является обеспечение формирования целостной картины мира в сознании ребенка.

Чтение, безусловно, является ключевой метапредметной компетентностью. Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, готовность использовать извлеченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультурных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире. Республика сегодня заинтересована в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия разной информации (не всегда точной, не всегда правдивой), поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Формирование читательской компетенции школьника сегодня является одной из главных целей образовательных организаций. Когда мы говорим «чтение», то должны понимать, что это не просто сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Это целый мир, частичку которого открывает детям каждый учитель на своих уроках, обучая правильно читать материал.

Опубликованное в 2011 году в «Ежегодном психологическом обозревателе» исследование, основанное на результатах МРТ, показало, что, когда люди что-то читают, у них происходит стимуляция в тех же неврологических зонах, как если бы они проходили через прочитанное сами. А значит человек, который читает, - это личность, умеющая сопереживать, сочувствовать, любить Родину, уважать старших, правильно ориентироваться в социуме.

Таким образом, книга - один из самых близких друзей подрастающей личности, а, следовательно, учителю крайне важно привить у учащихся любовь к чтению, поддерживать интерес к этому виду занятий на протяжении всей школьной жизни.

НачальнАЯ школА

Для обучающихся 1-4-х классов предлагаются следующие темы урока: «Читай! Умей! Живи ярко!», «Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья», «Книга дарит тебе откровения мудрости», «О чем говорят книги».

Цели и задачи первого урока:

· формирование представления о книге как о средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа;

· понимание роли чтения;

· формировать у школьников устойчивое желание пополнять свои знания из новых книг;

· воспитывать у учащихся интерес к книгам, бережное отношение к художественной литературе; чувство коллективизма;

· развивать память, внимание, речь, мышление, воображение, смекалку;

· расширять читательский кругозор детей.

КЛАСС

Для первоклассников первый день пребывания в школе - особый день в их жизни В первый раз они пришли на праздник в школу. Особенно ценно, чтобы он запомнился детям как волнующий, яркий, неординарный день.

Перед ними открываются двери страны знаний, новых достижений, интересных дел и собственных талантов.

В первый школьный день учителю необходимо так организовать работу, чтобы первоклассники почувствовали свою значимость, то, что в школе их ждет много неожиданных открытий, увлекательных встреч, интересных впечатлений. Для проведения первого урока желательно привлечь учащихся старших классов, родителей, заранее подготовить будущих первоклассников.

Обращаем внимание, что урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока.

Учитель должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его еще недостаточным умением общаться с малознакомыми взрослыми и сверстниками. Есть дети, которые не ходили в детский сад. Для таких детей оказаться в большом детском коллективе (классе) и сразу наладить контакт — является непростой задачей. Поэтому учителю с первого дня стоит с вниманием относиться к каждому ребенку.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Рекомендуются различные формы невербального общения — обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п.

Особое значение учителю первоклассников следует уделить организационному моменту урока. Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (занять свое место, достать книгу, учебные принадлежности и др.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока должна быть «дробной» т.е. состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание необходимо уделить использованию игр как структурной части урока.

Учитывая то, что Первый урок – это знакомство друг с другом, с книгой, можно создать книгу дружбы своего класса.

Интерактивная игра «Книга дружбы нашего класса»

- Ребята, а теперь давайте познакомимся ближе. Для этого мы с вами сделаем «Книгу дружбы нашего класса».

Говорят, когда человек рождается, Бог зажигает в небе свечу, т.е. звездочку. А вы обращали внимание на то, что одни звездочки яркие, а другие едва заметны? Это потому, что когда человек злой, завистливый, то его звездочка едва видна, а когда человек добрый, свет его далеко виден. Сегодня в ночном небе засияет новая звезда – звезда нашего класса, потому что мы с вами сегодня стали одной школьной семьей. От нас с вами будет зависеть, какой будет наша звезда, яркой или тусклой. Надеюсь, что жизнь в нашем классе будет интересной, а вы будете дружны. А чтобы нам лучше подружиться, давайте вместе создадим «Книгу дружбы». Девочки выбирают цветок, а мальчики – листочек. Сплетем веночек дружбы. Вдохнем в него тепло и нежность своих сердец. Улыбнемся друг другу.

(Дети по очереди под музыку выходят и клеят в книгу подготовленную заранее учителем цветы и листики, на которых написаны их имена)

Обращаем внимание учителей 1 классов общеобразовательных организаций г. Донецка, что городским методическим центром управления образования администрации г. Донецка в рамках празднования Года Чтения в ДНР создано пособие для первоклассников (серия "Подарок первокласснику") «Жили-были в Донецке», которое познакомит младших школьников с писателями и поэтами родного края. Ссылка на электронную версию данного пособия представлена по адресу: http://donmetodist.ucoz.com/index/best/0-7.

Использовав вступительную статью, учитель может начать увлекательное путешествие по страницам данной книги.

Жили-были в Донецке

В некотором царстве, в тридевятом государстве, там, где синеют терриконы и колосится степной ковыль, в стольном граде Донецк жили-были Первоклассники и Писатели. Жили они - не тужили, каждый занимался своим делом. Первоклассники ждали 1 сентября, чтобы пойти в школу. Писатели создавали свои новые произведения и мечтали о том, что о них узнают все жители государства. Но однажды общий Указ объединил Первоклассников и Писателей. В тридевятом царстве был объявлен Год Чтения. «Как чудесно! – закричали Первоклассники.- Мы научимся читать в Год Чтения!» «Это великолепно, подхватили Писатели. – Наши книги найдут своих Читателей!» Скоро сказка сказывается да нескоро дело делается...

Далее учитель, используя учебное пособие "Жили-были в Донецке", может прочитать вслух одно произведение (по выбору учителя), показать ребятам рисунки к данному произведению, которые нарисовали воспитанники изостудий учреждений дополнительного образования г. Донецка - ровесники первоклассников. И, конечно, рассказать о том, что на отдельных страницах книги каждый желающий сможет выполнить рисунки к понравившимся произведениям и принять участие в городском конкурсе, победителей которого ждут призы и встречи с писателями. Первый конкурс рисунков к произведениям донецких писателей можно провести уже во время Первого урока. Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на первом уроке будут способствовать снятию напряжения, которое испытывают дети.

2-4 КЛАСС

В начальной школе (1–4 классы) у детей доминирует эмоционально- чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому учителю важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры, инсценировки создать благоприятные условия для эмоционального восприятия школьниками учебной информации. Главными формами Первого урока могут стать рассказ, беседа, игра- путешествие, очные и виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. Поэтому рекомендуется проводить данный урок в нестандартном формате.

Виды уроков, которые можно использовать при проведении первого урока в начальной школе:

Урок –сказка

Такой урок может быть проведен по сюжету одной или нескольких сказочных историй. Это могут быть народные сказки, сказки одного автора или разных авторов на одну тему. Урок-сказка может оказаться сказочным именно по форме проведения, а не по рассматриваемым литературным произведениям, когда на нем используются сказочные вещи, ребятам помогают выполнить задания сказочные герои, произносятся сказочные заклинания. Такой урок может включать в себя инсценировку, театрализацию.

Урок – путешествие

Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает ребенка в начале урока и не дает отвлечься до его окончания.

Путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг одного автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д.

От других уроков путешествие отличается наличием карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, автобус, велосипед, машина, космический корабль, машина, машина времени, ковер-самолет и т.д. Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры. Такой урок требует большой предварительной подготовки, логической законченности, увязки каждого этапа с идеей урока.

Урок – кроссворд

Основой урока-кроссворда является разгадывание кроссворда по одному или нескольким литературным произведениям. Работа может сочетаться с литературно-ролевой игрой, когда сами персонажи будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующий вопрос кроссворда; драматизацией фрагментов произведений, названия которых зашифрованы в кроссворде и т.д.

Урок – загадка

При проведении урока данной формы выполнение каждого задания сопровождается отгадыванием или составлением загадки. В начале занятия также может прозвучать загадка, ответ на которую ребята будут искать в течение урока.

Разгадывание викторин может стать началом группового задания по различным направлениям: знакомство с творчеством писателя, анализ произведения, оценка поведения отдельного персонажа, сравнительный анализ героев различных произведений и т.д.

Урок – портрет

Итогом проведения урока данной формы должно стать создание «портрета». Это может быть сочетание художественного изображения, словесной характеристики, музыкального образа литературного героя, писателя или поэта, отдельного литературного жанра, произведения.

«Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся.

Урок-конкурс

Класс делится на команды, разрабатывается система оценивания конкурсных заданий. Выбирается жюри, в состав которого могут быть приглашены родители или старшие школьники.

Урок-конкурс может быть проведен как конкурс инсценировок, устных сочинений, презентаций на тему урока.

Урок-КВН (игра «Что? Где? Когда?»)

Данные формы урока проводятся в соответствии со структурой своих телевизионных аналогов.

Если это урок-КВН, то в нем будут участвовать команды, жюри. Ребята заранее изготавливают эмблемы, продумывают названия команд, девизы, приветствия, готовят конкурс «Домашнее задание» (всё это можно объявить на перекличке) Непосредственно на уроке проводятся разминка, конкурс капитанов, конкурс болельщиков и т.д.

Урок-встреча
(пресс-конференция, интервью)

Побеседовать с любимым писателем или литературным героем ребята могут с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий.

Авторы и персонажи литературных произведений в исполнении учащихся старших классов или родителей могут и сами прийти в гости к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.

Результатом такого урока может стать выпуск газет, книжек-малышек с мини-сочинениями учащихся.

Для 2-4 классов Первый урок может быть библиотечным (экскурсия в библиотеку, встреча с писателями), виртуальный исторический экскурс в историю создания книги.

Актуально провести урок-исследование, урок-проект. На первый урок в 2016-2017 учебном году ученики могут подготовить мини-проекты о понравившейся книге, прочитанной в летний период, и представить их.

Подборка материалов к Первому уроку , посвященному Году Чтения в ДНР (1-4 классы).

1.Притча «Самое главное»

В одном старинном городе случился большой пожар. Люди пытались погасить огонь и спасти все самое ценное из имущества. Но огонь победил все их усилия. И вот собрались все жители города на площади. У каждого было по сумке спасенных от пожара вещей.

Люди погоревали о случившемся и завели разговор о том, что взяли с собой.

Один сказал: «Я взял только деньги. За них я могу купить все, что мне надо».

-А что ты купишь? - засмеялся другой. - Все же сгорело. Покупать негде и нечего. Вот я взял одежду и продукты. Мне теперь надолго хватит. Не замерзну и не умру от голода.

- Но ведь пища кончится. Что потом будешь делать? - возразил первый.

- Как это, что потом? Кто-то ведь начнет строить дома снова! -рассерженно ответил второй.

-А ты знаешь, как строить дома? - спросил первый.

- Нет, - ответил второй.

- Вот и я не знаю, - грустно сказал первый.

-А я вас научу, - отозвался третий. - Я взял с собой книги. В одной написано, как строить дома. В другой - как обрабатывать землю и выращивать овощи. В третьей содержатся полезные советы, как охотиться и ловить рыбу. В четвертой...

- Достаточно! - закричали жители на площади.- Ты взял самое важное!

2. Сценка «О чем говорят книги на полке»

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой:

- Скажи мне, как твои делишки? -

Одна спросила у другой.

1 Книга:

- Ну, как твои делишки?
2 Книга:
-Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да, что обложки…
Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты.
И голубей…
Боюсь листы пойдут на змей.
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1 Книга:
- Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А, посмотри – ка, на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить – то неприлично.

Зато и я его учу не как – нибудь…
А на “отлично”.
2 Книга:
- Ну, мой на “3” едет еле-еле
И даже “2” получил на той неделе…
1 Книга:
- В басне нет загадки:
Расскажут напрямик

И книжки и тетрадки
Какой ты ученик.

Наши рекомендации