Мини-проект «Твой след на Земле»
Поэт Расул Гамзатов сказал: «Мы родились, чтобы оставить след, дом или тропинку, дерево или слово». Ребятам предлагается подумать, какой след должен оставить на Земле каждый из них. Учащиеся рисуют на плакате отпечаток ступни и пишут, как они смогут прославить свою Малую Родину. Ступни раскладываются на свободной парте и учитель, не называя фамилий детей, зачитывает записи детей. Потом можно из этих следов выложить тропинку в классе или на стене в классном уголке.
Упражнение «Цепочка»
Продолжи предложения:
- Человек рождается на Земле, чтобы ….
- Если ты хочешь остаться в сердцах человеческих, то ….
-Чтобы быть достойным продолжателем славных дел предшествующих поколений, нужно стремиться…
- Чтобы учиться с удовольствием, надо быть …
Рассказ «Умный дельфин» (Грегори Бейтсон, «Шаги в экологию разума»)
В первый день, когда дельфин делал что-то необычное, например, выпрыгивал из воды, тренер бросал дельфину рыбку. Дельфину нравилось кушать рыбку. Дельфин повторял прыжок – тренер давал рыбку! Дельфин повторял – тренер давал! Очень скоро дельфин усвоил, что такое поведение – прыжки – гарантирует ему рыбу. Весь день дельфин повторял свои прыжки снова и снова и подплывал к тренеру за рыбкой. И получал свою награду. Удачно у него получилось!
На следующий день дельфин опять начал выпрыгивать из воды и требовать рыбку. Он сам повторял свои вчерашние прыжки. Но никакой награды за прыжки не последовало! Дельфин повторял свои бесполезные попытки еще некоторое время, но дрессировщик их не оценивал! Представьте, как, должно быть, было обидно дельфину! Ведь он так старается, почему же ему не дают рыбку? Наконец, может быть с досады, дельфин совершал какой-нибудь новый трюк. И тогда-то дрессировщик бросал ему рыбку! После этого дельфин начинал повторять свой новый трюк. И каждый раз он получал награду – рыбку. Все это так и повторялось – несколько дней. В начале каждого нового дня дельфин некоторое время пытался получить рыбку за вчерашний трюк. Он повторял старые достижения. Но без успеха! Награды он не получал.
Представь, если бы ты был этим дельфином. Каково это – стараться, стараться, учиться, учиться, а учитель все не ставит тебе «пятерку»! Лишь когда ты делаешь что-то новое, ты получаешь награду! Вот так и дельфин – он получал награду только за какой-нибудь новый трюк.
На какой-то день умный дельфин вдруг стал еще умнее. Он усвоил сами правила игры! Оказывается, можно не выпрашивать рыбу за старые знания, а получать заслуженную награду за новые! Дельфин научился учиться. И он показал удивительное представление. Оно было очень интересным! Оно включало в себя целых 7 новых элементов! Это был целый спектакль, в котором соединялись старые и новые трюки. Попробуйте поставить себя на место этого дельфина, умеющего учиться. Представь себя на его месте. Представь, что ты вдруг с легкостью соединяешь старые и новые знания! Как весело резвится дельфин! Как легко ему теперь сделать новый трюк и получить награду!
Доволен и тренер. Дельфин поднялся на новый уровень обучения. Дельфин научился учиться. И ему это понравилось! Он научился не просто повторять старые трюки, но и выдумывать новые. Он понял, чего от него хочет его учитель – дрессировщик. Он стал учеником высокого уровня, который умеет смело использовать свои внутренние возможности. Рыбка теперь была у дельфина всегда, когда он только захочет!
Как ты думаешь, каждый ли дельфин так может?
Мы еще недостаточно много знаем о дельфинах. Но точно известно, чтокаждый человек может стать учеником более высокого класса, учеником высокого уровня.
Подобно дельфину, каждый ученик может не только научиться тому, как получить оценку «отлично» за одну тему или за один урок. Каждый ученик может научиться легко, с удовольствием учиться и разбираться во всем учебном материале.
Можно научиться, как добиться успеха в каком-нибудь одном деле. А можно научиться, как добиваться успехов в любом деле! Постарайся сделать процесс обучения приятным и легким для себя делом. Ведь узнавать новое действительно приятно! Постарайся не останавливаться на достигнутом, на одном усвоенном трюке. Учись создавать и усваивать новое! Можно учиться просто ради набора все большего количества знаний. А можно учиться умению набирать знания самому и пользоваться ими!
Подумай, для чего и ради чего учишься ты?
Ответь сам себе на простой вопрос: ты сам хотел бы уметь учиться с легкостью дельфина?
Вспомни, что дрессировщик вовсе не наказывал дельфина тем, что не давал ему рыбку. Дельфина все равно кормили в свое время. И дельфин мог бы целый день дуться и обижаться на своего учителя за то, что тот не дает ему награду за старые трюки. Но умный дельфин не обижался, – он обучался. Он придумал, как получить свою награду, он придумал новые трюки!
И когда ты захочешь научиться учиться – у тебя обязательно получится!
Бывают разные дельфины. Бывают разные люди. Бывают разные дети. Но все люди и все дельфины, также как и все дети – необыкновенно умные существа! Просто некоторым из них нужно лишь слегка помочь проявить свой ум. Научить учиться. Подумай, как ты это сделаешь. Чему научил тебя пример дельфина?
Притча
Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (10-11 классы)
Для обучающихся старшего школьного возраста необходимо раскрыть содержательную линию «Организация как пространство для развития способностей и талантов, или Чему нужно учиться».
Цели и задачи первого урока:
· формирование социально-трудовых образовательных компетенций;
· формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессий с учетом своих склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.
· развитие навыков структурированно, кратко и аргументированно излагать свои мысли, идеи, умение отстаивать свое мнение;
· развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом
профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов
учащихся;
• воспитание интереса к профессиональной карьере.
Виды уроков, которые можно использовать при проведении первого урока в старшей школе: урок – погружение, урок – деловая игра, урок – пресс-конференция, урок – аукцион, урок – поиска истины, урок – лекция «Парадоксы», урок – ролевая игра, урок – диалог, урок – экскурсия.