Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

2. Особенности организации и проведения учебных занятий по психолого-педагогическим дисциплинам.

Перед преподавателем психологии педагогического училища стоят следующие важные задачи:
1. Формировать у учащихся — будущих учителей — правильное мировоззрение и высокие моральные качества личности.
2. Воспитывать у учащихся профессиональную направленность: интерес .к учительской деятельности, любовь к детям, стремление изучать ребенка, познавать особенности его психики, чтобы, основываясь на этих знаниях, можно было активно участвовать в формировании личности ребенка.


3. Развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии в педагогической практике, умение наблюдать за учебно-воспитательным процессом и процессом формирования личности ребенка, развивать умение анализировать и обобщать наблюдения, делать на их основе выводы о причинах возникновения и развития психических особенностей детей, проявляющихся в их поведении, отношении к учебной работе, к товарищам.
Усвоенные учащимися педагогического училища основные положения материалистической психологии о сущности психики как отражения действительности, о причинной обусловленности психических явлений, об их рефлекторной основе становятся фундаментом формирующегося у них материалистического мировоззрения. Рассматривая психические явления в их развитии и взаимосвязи, учащиеся привыкают мыслить диалектически. Добиваясь правильного научного понимания природы психических явлений, преподаватель психологии помогает учащимся преодолевать суеверия, предрассудки, обывательские взгляды на психику.
Излагаемые на уроках психологии научные положения не должны декларироваться преподавателем и приниматься учащимися на веру, пассивно, без рассуждений. [3]
Преподаватель психологии в педагогическом училище владеет достаточным фактическим материалом, убеждающим учащихся в истинности основных положений науки. При этом важно отобрать такие факты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительно доказывали правильность излагаемых теоретических положений и способствовали углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.
Преподаватель психологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения, в руководство их будущей практической педагогической деятельностью. Одним из основных условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт человека, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому важную роль играет самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, анализ и объяснение их.
Для формирования у учащихся научного, диалектико-материалистического мировоззрения очень важно ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Такое отношение преподавателя вызывает у учащихся интерес к предмету, стремление овладеть психологическими знаниями, углублять и расширять их самостоятельно. Важно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований, мог бы ответить на возникающие у учащихся вопросы.
Формирование мировоззрения учащихся тесно связано с воспитанием моральных качеств личности будущего учителя.
Проблема личности занимает центральное место в курсе психологии. Все психические явления рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования. Психология раскрывает перед учащимися богатство внутреннего облика советского человека, раскрывает условия формирования направленности, характера, способностей. Из курса психологии учащиеся. узнают о многообразии человеческих характеров, о том, как важно учителю знать особенности личности каждого ученика, его интересы, склонности, способности, чтобы правильно воздействовать на него. Нацеленность курса психологии на изучение личности вызывает у учащихся интерес к внутреннему миру человека, желание проникнуть в его сущность, понять психические особенности других людей и свои собственные. Стремление осознать качества своей памяти, внимания, воли, характера и совершенствовать их имеет большое [4]значение в формировании самосознания учащихся. Умело используя интерес учащихся к внутреннему миру человека, преподаватель психологии помогает им осознать ответственность перед обществам за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.
Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности учащихся. В это понятие включается интерес к своей будущей профессии, желание стать хорошим учителем и стремление воспитать в себе свойства и способности, характерные для передового учителя. Знакомство с работой лучших учителей путем непосредственного наблюдения, проводимого в школе под руководством преподавателя психологии, анализ сущности их педагогического мастерства, изучение педагогической литературы позволят учащимся увидеть положительные качества личности, общие для всех учителей— мастеров педагогической деятельности. Учащиеся педагогического училища должны приобрести также умение применять свои знания на практике. Проверяемые практикой и применяемые на практике знания не остаются формальными, они становятся убеждениями.
Как и в любой профессиональной деятельности, будущие учителя должны овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми в педагогическом труде. Преподаватель психологии учит учащихся наблюдать за детьми в школе, в условиях учебно-воспитательной работы, учит их анализировать свои наблюдения, помогает ответить на вопросы, возникшие у них в процессе наблюдения. Часто преподаватель психологии- преподает и педагогику, руководит педагогической практикой учащихся. Благодаря этому он имеет возможность организовать систематические наблюдения учащихся за особенностями восприятия, внимания, мышления детей на уроках, за формированием личности ребенка, развитием его чувств, интересов, характера, способностей. Углубленный анализ этих наблюдений поможет учащимся лучше понять причины некоторых явлений, "вызывающих иногда недоумение учителя и представляющих трудности в его работе, например, понять причины невнимательности детей на некоторых уроках, происхождение типичных грамматических ошибок, изменения в поведении и успеваемости ребенка.
В процессе наблюдения у учащихся возникнут вопросы, ответить на которые они смогут, только зная психологические закономерности. Это побудит их самостоятельно изучать психологическую литературу, вызовет потребность накапливать психологические знания.
Чтобы научить учащихся наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель психологии сам должен уметь наблюдать, [5]анализировать и обобщать психологические факты поведения детей.
Преподавателю психологии необходимо хорошо владеть методикой преподавания, чтобы осуществить поставленные перед ним задачи. Методика преподавания психологии не только анализирует отдельные приемы и способы обучения, но и помогает преподавателю выделить в содержании учебного предмета самое существенное, педагогически значимое, из всего многообразия психологических фактов выбрать самые убедительные. Методические рекомендации должны помочь преподавателю психологии уяснить, какие принципиальные положения лежат в основе курса психологии, в какой последовательности целесообразно излагать весь материал.
В первой части данного пособия освещены эти вопросы, а также рекомендованы методические приемы, повышающие эффективность преподавания: применение наглядности в курсе психологии, организация самостоятельной работы учащихся, организация и проведение внеклассной работы. Во второй части даны примерные методические разработки отдельных тем курса. На этот конкретный материал преподаватель психологии может опираться, используя приведенные в качестве примера методические приемы.
Научное объяснение психических явлений строится на следующих положениях.
1. Все психические явления рассматриваются марксистской психологией как отражение действительности. Отражая мир в процессе деятельности, человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мир-а, об .их свойствах и качествах, связях и отношениях между ними. Отражение действительности человеком носит активный характер, потому что оно происходит в процессе его деятельности, изменяющей и преобразующей окружающее. Все, что познает человек, преломляется сквозь призму его индивидуальных особенностей, накопленного им опыта и знаний. В процессе психической деятельности в сознании человека формируется субъективный образ объективного мира.
2. Психика есть свойство особым образом организованной материи — мозга. Данные научных исследований, клинические наблюдения неопровержимо доказывают правильность этого положения. В основе психических явлений лежит рефлекторная деятельность мозга, которая возникает под воздействием внешней среды. Это воздействие вызывает протекание в мозгу нервных процессов возбуждения и торможения, образование нервных связей. Рефлекторная деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию организма на воздействие извне.
Обратная информация, поступающая в мозг от рецепторов, определяет эффективность реакции. В состав обратной афферентации могут входить как рецепторы, находящиеся в мышцах [6]и связках, выполняющих движение, так и зрительные, слуховые и другие рецепторы, сигнализирующие об условиях выполнения действия и о его результатах. Благодаря наличию обратной афферентации возможна саморегуляция деятельности организма животных и человека. Эта регуляция определяется не только внешними воздействиями, но и тем комплексом нервных связей, который образовался в мозгу в результате прошлых воздействий, т. е. прошлым опытом животных и человека. Совпадение результатов действия с представлением о нем, сформировавшимся в прошлом опыте человека, обеспечивает выполнение этого действия. Регулирующая роль психики, обусловленная усложнением строения и функций нервной системы, возрастает в процессе эволюции.
3. Вся психическая деятельность человека причинно обусловлена. Она вызывается воздействиями внешней среды и внутренними состояниями личности, отвечающей на эти воздействия. Мысли и чувства человека, все его действия и поступки обусловлены его предшествующей жизнью, условиями среды и воспитания. Чтобы объяснить их, нужно знать мотивы его поступков. Понять причины, вызвавшие их, можно, только зная, в каких условиях человек рос, какие люди его окружали, каковы его отношения с ними. Чтобы правильно воздействовать на учеников, учителю важно знать не только особенности их личности в настоящем, но и историю их развития.
4. Все психические явления рассматриваются в их развитии. Это положение относится к развитию психики животных, историческому развитию сознания человека и развитию психики ребенка. Развитие есть всегда качественное изменение, возникновение нового. В процессе развития формируются, например, такие свойства личности, как наблюдательность, сила и яркость воображения, глубина и острота мысли, возникают и развиваются новые, сложные, высшие человеческие чувства — патриотизм, чувство долга, чуткость и др. Новые свойства личности возникают и формируются в процессе практической деятельности, в общении с другими людьми. Так, в процессе восприятия развивается наблюдательность; решая мыслительные задачи, человек овладевает операциями мышления: анализом и синтезом, сравнением, обобщением и абстрагированием; в деятельности развиваются умственные способности человека. Совершенствуется в процессе развития и сложное волевое действие — неясные побуждения, лежащие в основе действий ребенка, у взрослого становятся осознанными мотивами целенаправленной деятельности. Волевые качества — решительность, настойчивость, инициативность — развиваются лишь в процессе выполнения волевых действий. [7]
Причины психического развития личности лежат в противоречиях, возникающих между требованиями, предъявляемыми к ребенку условиями жизни и деятельности, и его возможностями, т. е. достигнутым им уровнем развития, недостаточным уже для удовлетворения этих требований.
5. Психика человека проявляется и формируется в его деятельности. Человек познает предметы, их свойства, связи между ними, только воздействуя на них. В деятельности человек познает других людей и самого себя. Специфика деятельности, потребность в успешном ее выполнении влияет на развитие различных сторон личности.
6. Каждое психическое явление должно рассматриваться в его целостности. Психология человека есть психология целостной личности. Особенности личности, ее направленность, знания, жизненный опыт придают своеобразие психическим явлениям. Черты темперамента человека влияют на особенности протекания многих психических процессов. Формируясь в процессе деятельности, психические свойства личности влияют на протекание психических процессов, меняя их характер, определяют действия и поступки человека. Все стороны личности взаимосвязаны. От направленности личности зависит мотивация ее деятельности, способность к целенаправленным волевым действиям. Изменение направленности личности и содержания ее чувств связано с возникновением новых потребностей и интересов. Развитие внимания зависит от формирования волевых черт в характере ребенка.
7. Теоретические психологические знания должны быть связаны с практической педагогической деятельностью. Основное место в курсе психологии в педагогическом училище занимает детская и педагогическая психология. Знания особенностей детской психики и закономерностей ее развития даются на основе знаний об общих закономерностях психической деятельности человека. Изучение особенностей психики ребенка связано с выяснением причин и условий их возникновения и развития.
В курсе детской психологии рассматриваются основные линии и перспективы развития психики ребенка. Выясняется значение для формирования его личности целенаправленного воздействия на него взрослых, которые организуют деятельность и образ жизни детей. Чтобы понять сущность процесса развития психики, нужно проследить за формированием индивидуальных психических свойств. Совокупность этих свойств определяет психологический облик личности ребенка. Поэтому в изучении детской психики должен быть личностный подход.
Если курс психологии в педагогическом училище будет построен на таких принципиальных основах, он поможет учащимся понять жизненное, практическое значение психологических знаний и станет важным условием формирования личности будущих учителей. [8]

3. Практико-ориентированное задание или задача

Билет № 25

1. Развитие педагогической мысли в России. Становление и развитие системы дошкольного образования в России и за рубежом.

Педагогика - наука о воспитании, обучении, развитии человека. Главной задачей педагогики яв-ся накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Ее функция – познавать законы воспитания, образования, обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Предмет педагогики – это воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательных учреждениях. Задачи педагогики: познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории педпроцесса.

История науки - это история людей и история идей. ДП имеет длительный период развития. Она развивалась в рамках философских учений во времена античности. ДП направлена на гармоничное развитие ребёнка. В средневековье пед идеи существовали в рамках богословия. Рассвет пед науки приходится в эпоху «Возрождения» и становится самостоятельной наукой. Ста­новление научной педагогики связано с именем замеч чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменс­кого является обобщение всех добытых ци­вилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Им впервые была была предложена программа образования в 17 в. С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории.; ЖЖ Руссо (18-19 в)-доказал, что пед процесс нужно строить в соответсвии с естественным развититем реб-ка. ИГ Песталоцци (18-19 в) подчёркивал значение дош воспитания; Ф Фребель (1половина 19 в) выделил ДП как самостоятельную отрасль пед-ки, положение о важности игры в воспитании и обучении детей. Фребель дал толчок для развития ДВ, он утверждал, что реб-к может, только при этом ему нужно немного помочь. Основные положения педагогической концепции Ф. Фребеля: восп-ие как стремление к совершенствованию, как выявление природной сущ-ти реб-ка, его задатков; целостное, всестороннее и гармон развитие ребенка в проц восп-я; деятельностный подход к восп-ю реб-ка (игра, учеба, труд), упорядоченность деят-ти детей в д/с; развитие и вос-ие как обеспечение ус-ий для удовлетворения осн инстинктов ребенка в деят-ти и познании, в первую очередь, посредством системы игр и занятий с «дарами»;природосообразность, естественность, связь восп и образов с жизнью; развитие собствен активности, самодеятельности детей;развитие детского творчества;необходимость социализации реб-ка через детское сообщество;взаимодействие семейного и общественного воспитания. М Мантессори (20в)-методы исследования и разработки для восп и обуч слабоумных детей, в 60 г происходит пересмотр системы дош восп-установка на ускоренное умственное развитие реб. В 70-80г появляюися системы оспитания, ориентированные на различные стороны воспитания. Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники: В. Г. Белинский, А. И. Гер­цен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов. Мировую славу русской педагогике принес К. Д.Ушинский. -проблемы первоначального восп. развитие речи в единстве с его мышлением, влияние игры на детское развитие. Он создал стройную психоло­го-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе - теорию воспитания и обучения. XIXв., отмеченный выдающимися достижениями в области развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика. Его последователи Водовозова, Тихеева, Симонович, Толстой. XXв. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т.Шацкий, П.П.Блонский. Теоретические работы Н.К. Крупской охватывают широкий круг педагогических проблем, в т.ч. имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дош. Возраста. Ядро учения А.С. Макаренко – теория воспитательного коллектива. Он разрабатывал важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности – таков лейтмотив педучения В.А.Сухомлинского

Дошкольная педагогика – это отрасль пед-ки, изучающая закономерности развития, воспитании, обучения детей первых лет жизни, а именно от рождения до поступления в школу. Современная дошкольная пед-ка изучает (предмет), во-1, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-2, влияние этого процесса на развитие ребёнка, формирование его личности. Дошк пед-ка несет на себе и прикладную функцию – занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Предмет Д.П. –это целостный педпроцесс коллективной деятельности педагога и детей, в ходе которого дети овладевают ЗУН. Цель воспитания – это ожидаемый рез-т деятельности, направленный а формирование всесторонне гармоничной развитой личности. Задачи: 1. физическое воспитание – процесс целенаправленного фор-я здорового человека; 2. фор-е познавательных функций, сенсорное развитие, Р.Р., развитие мыслительной деятельности, любознательности; 3. нравственное вос-ие – фор-е нравственного сознания, поведения, чувств; 4. трудовое вос-е – фор-е потребности трудиться, освоение ЗУН и способов дечтельности в труде; 5. патриотическое вос-е – вос-е преданности, любви к Родине, народу; 6. худ-эст вос-е – фор-е эстетического отношения к жизни, восприятие прекрасного в окр.

Закономерности воспитания – это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определённый результат воспитания.закономерности конкретизируются в принципах воспитания.

1. Закономерность - Воспитание ребёнка становится возможным, если сам ребёнок активен – принцип – поддерживать и направлять потребность ребёнка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. проявляет самостоятельность, потребность в деятельности.

2. З – потребность ребёнка в любви, реб-к благополучно развивается в любви и доброжелательности, реализует свои возможности как развивающая личность – П – терпимость, умение прощать, поддерживать ребёнка, проявлять к нему свою любовь.

3. З - Личность активно развивается лишь в ситуации успеха – П – уважение ребёнка и соблюдение его прав, создание ситуации успеха,.

Принципы воспитания: гуманизация – личностно-ориентированный подход; 2. учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; 3. единство воспитания и обучении; 4. систематичность и последовательность (от простого к сложному); 5. взаимосвязь различных видов деятельности (физ. Умств. Нравст. – комплексный подход вос-я); 6. единство семейного и общественного вос-я; 7. воспитание реб-ка в процессе деятельности – воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.

2. Особенности организации и проведения учебных занятий по дисциплинам предметной подготовки.

. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучениянаходятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель—студент. В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научитьсяразбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах. Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить. Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени. Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения. Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются явления национальной экономики в целом или отдельного региона. 1.2.Сущность и содержание методики преподавания. Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и пе­реводится как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — от­расль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету(предметам). Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке. В узком смысле слова методика преподавания — это уче­ние о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней дол­жен быть таким же,как к любой другой науке. Зададимся вопросом — каков предмет методики препода­вания как науки? Предмет методики преподавания — процесс обучения обу­чаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономернос­ти методика разрабатывает, с одной стороны, средства, спо­собы и организационные формы учебно-воспитательного про­цесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов. Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики. Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимо­действия и взаимопроникновения педагогики (теории обра­зования) и дидактики (теории обучения) Второй уровень — учение (научная дисциплина) о мето­дах обучения и воспитания, закономерностях обучения. Третий уровень — закрепленная сумма приемов и орга­низационных мер по изучению конкретной учебной дисцип­лины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) мето­дики преподавания группы дисциплин, отдельнойдисцип­лины, ее разделов и даже отдельных тем. Так в методике проявляется органичное и диалектичес­кое сочетание общего,особенного и единичного. Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом факторов. Во-первых, практически любой специалист с высшим об­разованием выступает нетолько исполнителем, но и твор­цом: следовательно, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег. Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важ­но уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за собой.В-четвертых, экономическая практика на переломном эта­пе (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обос­новании и практическом подкреплении теории, а необходи­мость связать теорию с практикой является одной из важ­нейших задач педагогики, а в частности - методики. Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкреп­ляться соответствующей профессиональной психолого-педа­гогической подготовкой, в т. ч. Такими учебными дисципли­нами, как: основы психологии и педагогики; психология де­ятельности: коммуникационные процессы обучения; методи­ка преподавания экономики. Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но иактуальный рычаг постижения актуальной экономичес­кой реальности. 1.3. Предмет методики. Методика в точном смысле слова есть учение о методах обуче­ния и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее за­дача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятель­ности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию. Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокийтеоретический уровень преподавания, стро­гую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность опреде­ленных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией. На многих примерах можно наглядно проследить взаимо­связь методологии и методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно исамым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций и се­минаров, и наоборот. Методика как учение о методах обучения и воспитания пред­ставляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей веськомплекс вопросов содержа­ния, методов и форм обучения. Последняя же выступает в каче­стве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей. Частные методики преподавания отдельных дисциплин явля­ются звеньями общей системы педагогических наук. Они включа­ют в себя и используют основные принципы педагогики и дидак­тики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин. Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскры­вается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение. B методике преподавания общественных наук следует разли­чать общее, особенное и частное.Преподавание всех общественных наук ведется на основе об­щих методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отра­жающая специфику содержания данной науки. Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая какособенная по отношению к ме­тодике преподавания всех общественных наук, в то же время яв­ляется общей применительно к частным методикам. Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно: связи теории с практикой; систематичности и последовательности в подготовке специали­стов; сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;сочетания абстрактности мышления с наглядностью в пре­подавании;прочности усвоения знаний;доступности научных знаний;единства обучения и воспитания во всех формах учебного про­цесса.Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы. В вузовской учебной практике сложились вполне оправдав­шие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различ­ные формы внеаудиторной работы. Ни одна из этих форм не может быть признана универсаль­ной, способной заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя ихдругими. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимо­обусловленности и логической последовательности. Методика од­ной формы работы оказывает существенное влияние на другую. Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным пла­ном, обеспеченность современными техническими средствами обу­чения и обо

Наши рекомендации