Педагогический анализ урока по физкультуре в школе (значение, схема и методика его проведения).

Педагогический анализ урока является итоговым в оценке педаго­гической деятельности студента и предполагает подробное исследо­вание его составных элементов (с учетом сторон методики урока) на основе требований учебно-воспитательного процесса.

Различают частный и общий анализ урока. При частном анализе урока изучению и оценке подвергается одна или несколько сторон методики урока (анализ средств, применяемых в уроке, анализ плот­ности урока и др.). При общем анализе изучаются все стороны урока.

Умение вести анализ имеет большое значение для будущего педа­гога, так как позволяет ближе познакомиться с практической работой учителя и критически отнестись к использованию опыта своих стар­ших коллег; расширяет, углубляет и совершенствует профессиональ­ные знания и умения студентов, полученные при обучении; помогает вдумчиво осмыслить и оценить учебно-воспитательный процесс и вносить коррективы в свою деятельность, способствует развитию творческого педагогического мышления.

Схема анализа урока. 1. Подготовка к уроку. План-конспект, его анализ и оценка. Подготовка места занятия (оборудование, инвентарь).Физкультурная форма учащихся и внешний вид учителя.2. Проведение подготовительной части урока. Оценка постановки задач урока учителем. Вводно-организующие и установочные действия: целесообразность применяемых методов организации учащихся, способов проведения физических упражнений, правильность подачи команд и распоряжений, качество показа и краткость объяснений, предупреждение и исправление ошибок, регулирование нагрузки, проявление должной требовательности при выполнении учащимися учебных заданий, обеспечение дисциплины, контакт педагога с группой, и т.д.Содержание общей и целенаправленность специальной разминки. Оценка эффекта использования КУ для общей и специальной функциональной подготовки организма учащихся к основной части урока. Рациональность затрат урочного времени. Правильность выбора учителем места при руководстве деятельностью учащихся. Целесообразность использования площади зала для размещения учащихся, оборудования и инвентаря.

3. Проведение основной части урока. Оправданность и степень реализации намеченных задач урока. Рациональность применения однонаправленного или комплексного урока, способов организации учащихся.Последовательность выполнения неоднородных разделов основной части уроков. Оценка методики обучения. - Знание учителем техники двигательных действий , изучаемых на уроке. Правильность применяемых методов, методических приёмов, подводящих упражнений для решения частных задач обучения. - Владение практическими (расчленённого и целостного разучивания двигательных действий), наглядными и словесными методами обучения. Использование индивидуального подхода при обучении. - Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, обеспечение страховки и помощи. Конкретные результаты обучения двигательных действий. Оценка методики воспитания физических качеств. Целесообразность применения методов воспитания физических качеств для решения конкретных задач урока. Степень владения преподавателем самими качествами. Применение тренажеров, нестандартного оборудования. Оценка содержания и дозировка упражнений, выполненных учащимися, по количеству повторений, времени и интенсивности. Соответствие дозировки нагрузки возрастным, половым и индивидуальным возможностям занимающихся. Использованные методические приёмы регулирования нагрузки.

4. Проведение заключительной части урока. Восстановительная направленность, содержание и целенаправленность использования упражнений. Подведение итогов урока (умение подводить итоги, ориентировать учащихся на очередные задачи).Домашнее задание (содержание, рекомендации по самоподготовке, срок выполнения и проверки).Продолжительность, ориентировка на предстоящие занятия по иному предмету, своевременность окончания урока.5. Заключение по уроку. Уровень проведения учебно-воспитательной работы в целом (исходя из требований общепедагогических принципов). Оценка общей и моторной плотности, объёма и интенсивности нагрузки. Воспитательная ценность урока, проявления интереса и активности, дисциплинированность учащихся.Выполнение поставленных задач. Отклонения от плана-конспекта и их причины. Положительные стороны в работе учителя. Просчёты и ошибки в работе учителя. Общая оценка проведения урока. Предложения по улучшению качества проведения урока.

9. Двигательные навыки представляют собой законченные сложнокоординированные действия, включающие выполнение закрепленных в определенной последовательности простых двигательных актов с некоторым уровнем автоматизма.

Человек рождается с набором жизненно важных безусловно-рефлекторных и инстинктивных движений. В процессе его индивидуального возрастного развития эти движения дополняются новыми, комбинируются между собой в бесчисленном многообразии, формируя двигательные навыки. Последние обеспечивают огромное множество тех действий, которые необходимы человеку в быту: стандартные действия ходьбы, приема пищи, осуществления профессиональной деятельности (обработка деталей, письмо, действия спортсмена высокого класса и др.), на досуге (плавание, игры, ходьба на лыжах) и т. д.

Физиологической основой двигательного навыка является двигательный динамический стереотип – система возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, обеспечивающая закономерное и последовательное включение в действие составляющих двигательный навык двигательных актов*. Двигательный навык имеет и вегетативный компонент, то есть включение того уровня активности систем жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, терморегуляции, обмена веществ, выделения и др.), который необходим для выполнения самого навыка. Разумеется, чем выше интенсивность выполнения последнего, тем более выраженной оказывается и вегетативная компонента.

* Например, при выполнении утренней гигиенической гимнастики стереотипное движение возбудительно-тормозных процессов в ЦНС обеспечивает выполнение не только каждого упражнения в отдельности, но и всего комплекса упражнений в целом; при плавании эти же процессы в ЦНС обеспечивают согласованные движения рук и ног, туловища и головы, дыхательного аппарата и терморегуляции и т. д.

С педагогической точки зрения, двигательными умениями и навыками принято называть развитие основных движений, эффективностью достижения которого являются содержательные и структурно-функциональные изменения. Ориентированность данного процесса основана на поиске условий, средств и механизмов развивающей среды, способствующей физическому развитию человека с детского возраста. Недостаток двигательной активности вследствие отсутствия должного уровня навыков существенно влияет на детское здоровье и приводит к аномальным изменениям осанки и деформации стоп. Согласно проведенным исследованиям, около 60% болезней закладывается еще в детстве. Двигательные навыки в любом возрасте выступают в качестве оздоровительного фактора. Это обусловлено тем, что правильный психолого-педагогический подход представляет собой мощнейший оптимизирующий фактор, ведущей стороной эффективности которого является повышение эмоционального и мышечного тонуса. Двигательными умениями и навыками принято называть двигательную активность в любой форме, составляющую возрастные возможности ребенка и представляющую собой оздоровительный фактор. Этим объясняется высокая эффективность различных форм и методик проведения занятий, в основе которых лежит общее воздействие на детский организм в сочетании с физическими упражнениями.

Наши рекомендации