Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие—это совершенствование ощущении, восприятии, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.
Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития (СНОСКА: См.: Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. Л Всшера. М., 1976, с. 19, 135.).
Мышление дошкольника, так же как п другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки задают следующие вопросы:
— Скажи, Боря, почему плавают в воде листочки?
— Потому что они маленькие и легкие.
— А почему плывет пароход? — Потому что большой и тяжелый.
Дети этого возраста не различают существенные связи в предметах и явлениях, и не могут делать обобщающие выводы.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. 06разно - схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
2. Литературное образование детей. Методика работы с книгой.
Литературное образование дошкольников
Задачи:
2-4г-фор-ие у детей интереса к книге, учить внимательно слушать литерат произведения
Средний возр-учить детей слышать и слушать произведение
Старш возр- развивать закреплять интерес к книге, любовь к худож слову, помогать осмыслить поступки
Методы знакомства с худож лит-рой: рассказывание, чтение, заучивание. Методы закрепления: инсценировка, литерат викторина, игры, драмматизации
Методика зхнакомства с худож лит-рой
Вводная часть –сосредоточить внимание, эмоц настрой
Чтение-цель оказать яркое и правильное вос-ие с помощью худож слова
Беседа по прочитаннму-цель-уточнить сод-ие, худож ср-во и идею произведения
Основные приёмы:
Вопросы: по содержанию, худож ср-ва выразителдьности, вопросы , объяснения, основная идея произведения
Закрепление сод-и: игра-драматизация, дид игра
Приёмы подбора произведения: учитывается возрастные особенности, художд мастерство, интерес, присутствие нравственности в литер. Призведении.
Книга — величайшее изобретение человека. Работа с ней —- важный метод обучения. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.
Работа с книгой — дело достаточно сложное. Особенно сложно работать с ней если вы находитесь на базе отдыха в затоке.
И для этого учащимся необходимы соответствующие знания, умения и навыки. В своей учебной работе детям приходится постоянно и много работать с разнообразной по назначению литературой. Это — словари, справочники, энциклопедии, программированные учебные книги, таблицы, схемы, географические атласы, различные пособия по учебным дисциплинам, литературные художественные произведения и т.д.). Навыки и умения, естественно, должны отвечать специфике работы с конкретным источником (словарь, атлас, учебник по химии или астрономии).
Учитель учит учащихся технологии работы с книгой. В технологию могут быть включены следующие этапы, растянутые во времени по го-Дам обучения и обусловленные особенностями организации обучения. К ним можно отнести:
- начальное обучение (овладение техникой чтения, научение осмысленному чтению: вдумчиво вникать в смысл прочитанного — как отдельных фраз, так и всего содержания);
- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и учебным занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного чтения;
- формирование навыков воспроизведения прочитанного содержания, его осмысления; в связи с возникшей необходимостью умение выделять и осознавать варианты логических толкований содержания;
- формирование умений улавливать, например, философский, нравственный, этический, эстетический, математический, научный и другие замыслы и идеи прочитанного содержания;
- умение формировать свое отношение к прочитанному;
- умение выделить главное, существенное в изучаемом содержании, работать с содержанием в аналитико-синтетическом режиме, расчленять материал на логически законченные части, обобщать изученное, сравнивать с аналогичным, формулировать выводы по изучаемому содержанию, ставить вопросы и находить разные варианты ответов;
- умение составлять план пройденного, конспектировать главные мысли, строить логико-структурные схемы, выполнять аннотирование, осуществлять реферирование и составление справки и т.д.;
- умение выявлять сущность вопроса и проблемы, подлежащей изучению, определять глубину и направление изучения;
- умение собирать материал по изучаемому вопросу, сопоставлять с имеющимся;
- в старших классах — свободная, доведенная до совершенства работа с книгой на уроке под руководством учителя и овладение самостоятельной работой с книгой дома, в библиотеке, на выставках книг и т.д.
Работа с книгой— это, пожалуй, основной метод обучения как в школе, так и в послешкольный период обучения или самообразования. Исходя из того, что структура процесса усвоения знаний включает: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение, — педагоги-практики и теоретики приходят к мнению о том, что в результате включенности учащихся в разнообразные виды познавательной деятельности и многократного обращения к книге (будь то метод рассказа, объяснения или беседы, иллюстрации или демонстрации, упражнения или познавательных игр и т.д.) при изучении нового материала, выполнении самостоятельных, лабораторных, контрольных и других работ, закреплении изученного, повторении, постановке и поиске ответов на вопросы, работе с книгой дома, развивается мышление, все его виды и типы, совершенствуются важнейшие характеристики ума.
Анализируя особенности развития мышления в зависимости от возраста и видов обучения, мы попытались синтезировать информацию о развитии мышления применительно к работе с книгой. Это позволяет генерализировать идею об усилении работы с книгой в учебно-воспитательном процессе и достичь активизации высокого уровня совершенства всех параметров мышления.
Преимущество работы с книгой, эффективность ее как метода, выражается в:
1) возможности многократной работы учащихся с интересующей их информацией;
2) получении возможности свободно читать и понимать прочитанное;
3) возможности понять, запомнить, синтезировать, сравнить и др.;
4) развитии памяти, воспроизведении по памяти, формирование навыков самоконтроля;
5) приобретении учебно-научных умений: умении письменной работы (ведение записей по изучаемым материалам), т.е. концентрированном, обобщенном выражении изученного; конспектировании (краткое изложение), составлении плана текста, написании тезисов (кратких основных мыслей); анкетировании (свернутое изложение содержания); рецензировании (составление отзыва на прочитанное с авторским отношением); составлении схем и графиков, диаграмм; составлении сравнительных характеристик изучаемых явлений, фактов, статистических данных, автобиографических и других данных; умении в изучаемом материале выделить главное, существенное и т.д.
Привитие навыков работы с книгой, обусловленных спецификой изучаемых предметов, требует от учителя целенаправленной кропотливой работы.
Учебных книг издается очень много, и не всегда авторы профессионально готовы ориентировать книгу на предполагаемого читателя (ученика в первую очередь). Но вот, например, в Швеции на 1 школьный предмет приходится 4 книги:
1-я книга: иллюстрированный учебник для детей.
2-я книга: учебник для учителя с ответами и педагогическими советами на полях.
3-я книга: опять для детей — тонкая тетрадь с ответами на все задачи и примеры, ее печатают отдельно с целью самоконтроля учащихся в правильности выполнения задания. Пользуются ими учащиеся по усмотрению учителя.
4-я книга: главная. Это объемистая книга— методическое пособие для учителя, где имеются очень подробные методические разработки уроков, другие дополнительные материалы, тесты.
Такие методические материалы следует рассматривать как технологические разработки уроков и всего учебного процесса.
Наши книги последнего десятилетия уменьшаются в объеме, материал подается в сухом, сжатом, концентрированном виде, значительная часть его переведена на язык логических схем, таблиц, тезисных записей, обобщенных понятий, фактов, не связанных с контекстом событий или процессов и т.д.
Анализ книг и уроков истории (проводимый автором в 4-6 классах) выявляет, что на уровне развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления материал из школьных учебников воспринимается учащимися со значительными затруднениями. Дети не живут этим материалом, а просто механически запоминают. В нем отсутствуют художественно-иллюстративное описание словом, необходимые красочные фотоснимки, репродукции картин, исторические документы, рисунки предметов, быта и т.д. Материал не связывается у учеников с жизнью, а представляется какой-то абстракцией из Космоса. Многие учебные книги не совместимы с индивидуальными, психическими особенностями детей.
Почти во всех учебных пособиях по педагогике мы находим описание (методические рекомендации), как работать с книгой: на обобщенном методическом уровне — да! Но мы забыли, что сформировать блестяще мыслящего человека это значит сформировать “мир” его ощущений, качество и полноту восприятия широкий спектр способностей, волевых качеств, чувств и эмоций, мотивации, гамму отношений к окружающему миру, т.е. все то, чем определяется духовный: мир и духовное богатство личности. Многие учебные книги не нацелены на решение данной проблемы! Это создает немалые трудности и для молодых учителей. У них нет эталона методического обеспечения урока! Они часто берут за методический ориентир несовершенную книгу или установку бездарного методиста или инспектора отдела образования.
Работа с книгой не должна рассматриваться как чисто самостоятельный метод, а может обеспечивать высокие результаты обучения, развития и воспитания только в сочетании с другими методами. В отборе книг для учебного процесса приоритетное положение, видимо, следует отдать методическим советам учителей по предметам, учителям-практикам.
3. Практико-ориентированное задание или задача.
Билет № 8