Функции фгос для обучающихся с рас
Определение функций ФГОС для обучающихся с РАС опирается на п.1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и концепцию ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС для обучающихся с РАС обеспечивает:
· максимальное расширение охвата детей с РАС начальным образованием, отвечающем их возможностям и потребностям;
· Конституционное право на начальное школьное образование каждому обучающемуся с РАС вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня образования; вида образовательного учреждения;
· удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала;
· возможность выбора варианта начального образования, адекватного возможностям обучающегося с РАС, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов;
· сопоставимое качество начального образования обучающихся с РАС на всей территории Российской Федерации;
· механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с РАС;
Предмет стандартизации
ФГОС начального образования для детей с РАС исходит из концепции ФГОС для детей с ОВЗ, то есть представляет неотъемлемую часть действующего ФГОС общего образования, поэтому предмет стандартизации образования обучающихся с РАС в основе совпадает с общим – оба обеспечивают образование ребёнка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно и здесь предметом стандартизации являются требования[7]:
· к структуре образовательной программы, (в том числе соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и объему ;
· к условиям реализации образовательных Программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
· к результатам освоения образовательных Программ на начальном уровне образования.
В то же время предмет стандартизации специфичен, поскольку адресован группе школьников с РАС, имеющих не только общие, но и особые образовательные потребности. Диапазон различий в развитии обучающихся с РАС столь широк, что невозможно планировать единые итоговые достижения всех обучающихся с РАС к моменту завершения начального школьного образования, слишком много детей в этом случае окажется вне поля образования.
Дифференциация во ФГОС для детей с ОВЗ итоговых результатов образования соответствует образовательным потребностям детей с РАС. Для обучающихся с РАС особенно важно, что дифференцированные итоговые результаты оцениваются не только по овладению ребенком “академическими” знаниями, умениями и навыками, но и по его достижениям в области жизненной компетенции. Особые образовательные потребности детей с РАС на всех уровнях образования и, в особенности, на начальном в сочетании компонентов «академического» и «жизненной компетенции» требуют значительной акцентуации последнего.
Таким образом, в стандарте начального образования детей с РАС предметом стандартизации становятся требования к итоговым достижениям к моменту завершения начального обучения. Эти требования могут быть как сопоставимыми, так и не сопоставимыми с итоговыми достижениями здоровых сверстников:
· итоговые достиженияобучающихся с РАС в целом соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников, определяемым действующим ФГОС, но при этом оцениваются не только с точки зрения освоения «академического» компонента образования, но по результатам и развития жизненной компетенции ребенка;
· итоговые достижения обучающихся с РАС не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников, определяемым действующим ФГОС - предусматривается значительное сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции. При общем сокращении «академического компонента» не исключается необходимость обеспечения ребенку с РАС возможности углубленного изучения областей образования, где может быть реализована его парциальная одаренность;
· итоговые достижения обучающихся принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования и определяются индивидуальными возможностями ребенка с РАС. «Академический» компонент редуцируется до полезных ребёнку элементов академических знаний и максимально расширяется область развития его жизненной компетенции - формирование доступных навыков коммуникации, социальнобытовой адаптации, позволяющих подготовить обучающегося с РАС к, насколько возможно, активной жизни в семье и социуме.
Таким образом, предметом стандартизации являются:
· требования к итоговым достижениям обучающихся с РАС к моменту завершения начального школьного образования;
· требования к структуре Основной образовательной Программы; структуре Программы Коррекционной работы; структуре Адаптированной образовательной Программы, структуре Индивидуальной специальной образовательной Программы начального образования детей с РАС;
· требования к условиям получения образования.