Г. Формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв
В процессе логопедической работы по формированию четкого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:
1. Найти букву среди графически сходных (после длительной экспозиции или после кратковременного предъявления). Предлагаются следующие ряды сходных букв (по Б.Г.Ананьеву):
ЛМ | АД | ЛД | ВР |
ВЗ | ГТ | ВБ | ГБ |
ГЕ | КЖ | ХУ | ГП |
ИН | ПН | ИП | ШЩ |
ЦЩ | ОЮ | СО | ОР |
2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом:
абвгдежз
абвгдежз
АБВГДЕЖЗ
3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
7. Дописать букву. |
5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
8. Назвать буквы, наложенные друг на друга.
9. Определить правильно и неправильно написан-
ные буквы.
10. Узнать буквы по их зеркальному изображению.
11.Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
12. Конструирование букв из элементов.
13. Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В, из буквы Ь – букву Б), б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К), в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь, из буквы Т - Г).
14. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д и др.
15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т.
При устранении оптических дислексии проводится работа по закреплению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О - с обручем, 3 - со змеей, Ж - с жуком, П - с перекладиной, У - с ушами и т.д. Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С.Маршака, С.Михалкова, В.Берестова, К.Чуковского, Е.Серовой, О.Высотской, А.Потаповой, Е.Тихеевой, А.Шибаева и др.).
Буква А
1. "А", как лесенка, стоит
Перед входом в алфавит.
2. Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
Буква Б
1. Буква "Б" с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
2. На траве лежит коса,
Рядом с нею - брюква.
Это просто чудеса:
Получилась буква.
Буква В
В букве "В", наверно, вата,
Оттого и толстовата.
Буква Г
"Г" узнаешь без труда:
Очень горбится всегда.
Буква Д
Мой теленок встал на ножки,
Вышла буква на дорожке.
Буква Е
1. "Е" на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
2. Ева гребнем причесалась,
В нем три зубчика осталось.
3. Эта буква хороша:
Этак "Е",
А этак - "Ш".
Буква Ё
1. Посмотри на букву "Ш":
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать "Е" и "Е".
2. Только "Е" передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква "Ё".
Буква Ж
Это - "Ж", а это - "К",
Целый жук и полжука.
Буква 3
"3" - простая завитушка.
Везде найдешь ты букву "3" –
В заре, в земле, в морозе,
В алмазе, в розе, в бирюзе.
Буква И
1. "И" надела поясок,
Поясок наискосок.
2. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дошечек?
- Три.
А какая буква?
- И.
Буква И
"И" глядит украдкою
На сестрицу краткую.
Ей понравился берет,
У нее такого нет.
Буква Л
"Л" - немножко инвалид:
Ножка левая болит.
Буква М
1. Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я,
Между тем, получилась буква "М".
2. Вот качели - буква "М"!
Здесь качаться можно всем!
3. Мама, глянь-ка! Две горы,
Словно две родных сестры.
Хорошо известно всем,
Где метро - там буква "М".
Буква О
"О" - как обруч.
Захочу - по дороге покачу.
Буква П
1. Букву "П" в спортивном зале
Перекладиной назвали.
2. Подходящие ворота,
Проходи, кому охота.
3. Влез на букву озорник:
Он решил, что "П" - турник.
4. На хоккее, на футболе
Буква "П" - ворота в поле.
Буква Р
"Р" согнула ручку:
С кем пройти под ручку?
Буква С
1. Шел конь, подковами звеня,
Как буква "С", следы коня.
2. Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Буквы У, Ы
Буква "У" - два длинных ушка,
А бедняжка буква "Ы"
Ходит с палочкой, увы.
Буква Ф
И сейчас же, точно лев,
Стала фыркать буква "Ф".
Буква X
Буква "X" все ходит, ходит -
Места, что ли, не находит?
Буква Ч
Буква "Ч" сказала: "Есть!"
Отдала кому-то честь.
Буквы Щ и Ц
Вот такие "Щ" и "Ц" –
С коготочком на конце,
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.
Буква Ъ (разделительный твердый знак)
1. Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Его учить придется вам:
Хотите - не хотите,
Стоит он в алфавите.
2. Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак
Кепку носит только так!
Буква Ь (мягкий знак)
Он очень вежлив,
Мягкий знак.
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь.
Он в слове "мать", и в слове "дочь",
И в тихом лунном слове "ночь".
Буква Ю
Чтобы "О" не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква "Ю".
Буква Я
"Я" бродила с рюкзаком,
Путешествуя пешком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дислексия у детей, так называемая эволюционная дислексия, определяется как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ошибок чтения иного характера: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении, и т.д. Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер.
Симптоматика дислексии сложна и многообразна. Она зависит от многих факторов: характера этиологии и патогенеза, возрастных и личностных особенностей ребенка, ступени овладения навыком чтения, состояния устной речи, от методики обучения грамоте, эффективности логопедического воздействия.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1) неусвоение букв, 2) побуквенное чтение, 3) искажения звуко-слоговой структуры слова, 4) замены слов, 5) аграмматизмы, 6) нарушения понимания читаемого.
При исследовании детей с дислексиями выявляется задержка формирования многих функций. Так, при электроэнцефалографическом исследовании наблюдается характер волн, соответствующий более раннему возрасту. Многие исследования подтверждают недоразвитие моторики у детей с дислексиями, неточность, Недифференцированность произвольных, сознательно контролируемых движений, несоответствие характера моторики возрасту, трудности выполнения тонких ручных движений, позднюю латерализацию. Отмечается также несформированность тех психических функций, которые осуществляют процесс чтения в норме.
Дислексии определяются как специфические нарушения чтения, возникновение которых обусловлено целым рядом патогенетических факторов. В качестве таких факторов рассматриваются нарушения устной речи, двуязычие, несформированность зрительно-пространственных функций, что может быть связано либо с левшеством, особенно с переученным, либо с эволюционной незрелостью мозговых структур.
В настоящее время дислексии рассматриваются преимущественно как языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических). И нарушения устной речи, и нарушения чтения во многих случаях представляют собой звенья единой причинно-следственной связи, являются результатом влияния единых этиопатогенетических факторов.
Возникновение дислексии может быть обусловлено недоразвитием многих функциональных систем. Однако при определении вида дислексии решающее значение приобретает недоразвитие ведущей в этом случае функциональной системы. В зависимости от патогенеза дислексии выделяются следующие ее виды:
1) фонематические, обусловленные недоразвитием функций фонематической системы (дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза);
2) аграмматические, связанные с недоразвитием грамматического строя речи;
3) семантические, проявляющиеся в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (механическое чтение), которые вызываются недоразвитием звуко-слогового синтеза и лексико-грамматического строя речи;
4) оптические, обусловленные несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений;
5) мнестические, вызванные нарушением мнестических процессов;
6) тактильные, которые наблюдаются у слепых детей и связаны с недостаточностью тактильного восприятия.
Первые три формы дислексии, таким образом, обусловлены несформированностью языковых операций процесса чтения, другие три формы связаны с недоразвитием сенсомоторных операций.
Многие авторы отмечают наследственную предрасположенность, генетическую основу эволюционной дислексии у детей. Так, изучение монозиготных близнецов с дислексиями показывает сходный характер их нарушений. Во многих случаях у родственников детей с дислексиями отмечаются аналогичные виды нарушений. Однако возникновение дислексии все же обусловлено задержкой в формировании определенных функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребенка в онтогенезе.
Распространенность дислексии у различных категорий детей с нарушениями развития (умственно отсталых, детей с дефектами слуха и зрения, с детскими церебральными параличами) значительно большая, чем у нормально развивающихся детей. Исследования подтверждают единство многих патогенетических факторов, наличие общих закономерностей возникновения и течения дислексии у различных категорий детей. Вместе с тем дислексии у умственно отсталых, слепых и слабовидящих детей характеризуются целым рядом особенностей симптоматики, характера взаимодействия патогенетических факторов, своеобразием течения.
Знание общих и частных закономерностей патогенеза и симптоматики дислексии у различных групп детей позволяет более точно диагностировать нарушения чтения, правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексии в комплексном процессе реабилитации детей с нарушениями развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв. АПН РСФСР. 1950. Вып. 70.
2. Ананьев Б.Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения // Учен. зап. МГУ: В 3-х т. М., 1947. Т.П.
3. Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию: V научная сессия по дефектологии. М., 1967.
4. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.
5. Гнездилов М.Ф. Обучение грамоте во вспомогательной школе. М., 1957.
6. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. М., 1963.
7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
8. Каше Г.А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. М., 1957.
9. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
10. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
11. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. М., 1978.
12. Лалаева Р.И. Характер дислексии и пути их устранения у учеников 1-2-го класса вспомогательной школы // Педагогические пути устранения речевых нарушений. Л., 1976.
13. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940.
14. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995.
15. Назарова Л.К. Обучение грамоте. М., 1965.
16. Орлова Д.И. Особенности анализа звукового состава слова у учащихся вспомогательной школы // Специальная школа. М., 1967, Вып.1.
17. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // Под ред. Ж.И.Шиф. М., 1965.
18. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. М.; Л., 1973.
19. Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы. М., 1977.
20. Рубинштейн С,Я, Психология умственно отсталого школьника. М.; 1979.
21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
22. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965.
23. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988. № 5.
24. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. М., 1969.
25. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
26. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., 1994.
27. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. № 5.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.......................................................... 4
Глава первая. Нарушения чтения (дислексии)
у детей с нормальным интеллектом......................... 5
I. Психология акта чтения. Процесс овладения
чтением в норме.............................................................. 5
П. Краткий исторический обзор учений
о нарушениях чтения.................................................... ..9
III. Современное состояние вопроса о нарушениях
чтения............................................................................. .11
Глава вторая. Дислексии у умственно отсталых
детей................................................................................ .32
I. Психофизиологические особенности умственно
отсталого ребенка.......................................................... .32
II. Особенности речевого развития умственно
отсталых детей............................................................... .33
III. Характеристика нарушений чтения умственно
отсталых детей............................................................... .37
Глава третья. Некоторые данные о дислексиях
у детей с нарушениями зрения и слуха.................... 44
I. Нарушения чтения у слепых детей........ .44
II. О нарушениях чтения у слабослышащих
детей.............................................................................. ...48
Глава четвертая. Методика логопедической работы
по коррекции дислексии........................................... ...50
I. Основные принципы коррекции дислексии .. 50
II. Методика коррекции фонематической
дислексии..................................................................... ..52
III. Методика устранения аграмматической
дислексии..................................................................... ..79
IV. Методика устранения семантической
дислексии..................................................................... ..85
V. Методика коррекции оптической
дислексии..................................................................... ..87
Заключение......................................................... 107
Литература................................ ………………... 108
Учебное издание Серия «Коррекционная педагогика»
Лалаева Раиса Ивановна