П. Формирование буквенного гнозиса

Логопед выставляет на доске карточку «Письменные буквы» (рис. 22).

— На карточке расположены буквы. Они наложены одна на другую. Назовите эти буквы (с, э, ю; в, д, к; ш, щ, и; п, т, а; с, ж, х; м, л, о)

— Есть ли общие элементы у этих букв? (у букв «с», «э» общий элемент — «полуовалы»; у букв «в», «д» общие элементы «овал» и «палочка с петлей.» у букв «ш», «щ», «и» ~ «палочка с закруглением внизу»; у букв «п», «т» — «наклонная вертикальная палочка и, рыболовный крючок»; у букв «с», «ж», «х» — «полуовалы»; у букв «м», «л» — «крючок, смотрящий влево и вправо»)

III. Логопедическая часть занятия

1. Закрепление знанийо составе слова.

— Что вы знаете о составе слова? (оно может состоять из корня, окончания, суффикса, приставки)

— Что обязательно присутствует в слове? (корень)

2. Развитие аналитика-синтетической деятельности Логопед раздает карточки из игры «Родственники».

Карточка № 1

Лес — лесничийлесниклесоводлесорублесная

лесистыйперелесоклесостепьлесничествоподлесок

лесотундра

Карточка М 2 ' ' л-

Вода—водицаводопадводостокводянойводопровод

водичкаводныйподводникподводнаянаводнение

паводокводолазводянистыйбезводныйводоросли

водопойтемноводный

— Перед каждым из вас карточка 1 , определите родственников для выделен­ных слов (родственные, или однокоренные слова). Отделите их друг от друга.

— Какие слова у вас получились? (лес, лесничий, лесник, лесовод, лесоруб, лесная, лесистый, перелесок, лесостепь, лесничество, подлесок, лесотундра)

— Запишите эти слова через запятую. =•>••-.^пя-.икт^ гшгг---

— Выделите общий корень в этих словах. Какой он? (лес) Какая гласная на­ходится в корне слова? (е)

— Посмотрите на карточку 2. Это задание труднее. Отделите родственные, или однокоренные, слова для слова «вода». -Ц4 - ,-3

— Какие слова у вас получились? (вода, водица, водопад, водосток, водяной, водопровод, водичка, водный, подводник, подводная, наводнение, паводок, водо­лаз, водянистый, безводный, водоросли, водопой, темноводный) >:

— Какой корень во всех словах? (вод) Какая гласная находится в этом корне? (о)

— В каких словах присутствуют сразу два корня? (водопад, водосток, водо­провод, водолаз, водоросли, водопой, темноводный)

— Какая соединительная гласная может быть между двумя корнями? (о или е)

— Составьте предложения с родственными, или однокоренными, словами для слова «вода», (варианты ответов детей) Например.

Весной произошло сильное наводнение. ... . .: -

Володя босыми ногами зацепился за водоросли. ,-.г ••-,».. . ,г •, -,

Вокруг была безводная пустыня. «*>,••- • •

Звери по узкой тропке шли на водопой. ,

Ты умыла личико водичкой1?

— Запишите предложения сначала в виде схем. --> * vi., :, н.>. •-.- < . ••

— Запишите предложения под диктовку. !•."•.-• ^'-' у.ч^»*ш ^,>.1>."-л.< *

— Найдите родственные, или од но коренные, слова для слова «вода», сделайте их разбор по составу. „_ .,. ,,.

(При составлении своего предложения дети также называют использованное родственное слово, определяют количество слов в предложении.)

|'".'> тмт*.тм "'.т" ,'.'•' •" '

IV. Лексико-грамматическая часть занятия > ~

1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам

— Вы знаете, что есть разные части речи. Попробуйте подобрать родственное, или однокоренное, слово к заданному слову из каждой предложенной части речи.

Логопед на доске записывает:

Существительное

бег

пробежка

забег

Прилагательное

беговая

беговые

Глагол

пробежать

бежал

Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.

2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согла­сование прилагательных с существительными в роде и числе

Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна».

— Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные)

— Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы».

— На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края

— В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отбе­рите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-.

Дети подбирают лепестки, называют птиц.

— Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилага­тельное (варианты ответов детей). Например:

Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный)

Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый)

Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая)

Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый)

Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая)

Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая)

Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) (

Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) '

Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной)

— Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):

Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (сло­варное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаво­ронок. - '• .!, -

— Выделите все гласные в словах а (о) у [ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС

! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,,

Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23).

— Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на сторо­ны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя.

— Кто у вас получился? (лебедь)

••41, - г

VI. Итог занятия ' «-..••

— Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в со­став слова?

Наши рекомендации