Понятие и феномен конфликта. современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект)
С того момента, когда человек встал на ноги, он не может обрести равновесия.
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ
Вопросы для изучения темы:
1 Что имеют в виду, когда говорят :«это конфликт»?
2 Какие смыслы вкладывают в содержание понятия « конфликт»?
3 В каких отношениях находятся такие понятия как < противоречие» и « конфликт »?
4 Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречия?
Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, по-видимому, начинать с работы Георга Зиммеля < Конфликт современной кулыуры> [1]. Разумеется, идо нее были серьезные работы, так или иначе посвященные конфликту (см. , например, К. фон Клаузевиц, 1834 [2]; Г Гегель, 1840 [3]), но в книге Г Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания.
«Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до со стояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, на растание и разрешение которого есть путь обновления всей куль туры.
Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, от верделыми ее остатками, противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных фор мах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерыв ная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат беско нечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное станов
40_________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ
ление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти».
[Г.Зиммель с. 494-495]
Следующий заметный шаг - работы З.Фрейда и его школы. Это была попытка положить конфликт как основание - генератор психического вообще. Тем самым создавалась традиция, согласно которой, конфликт между инстанциями личности утверждался в статусе источника активности, а его качества - как характеристики индивидуальной жизни в ее общем и частном генезе.
«Психоаналитический конфликт - это противоположность противоречивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным требованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. В последнем случае конфликт искаженно выражается в явном конфликте, прежде всего в симптомах, нарушениях поведения, в трудностях характера и пр. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желанием и защитой, конфликт между различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкновение желаний, но также и их столкновение с запретом».
ЖЛапланш, Ж.-Б.Панталис [4, с.213]
Дальнейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена (см., например, Дж.Бернард, Р.Дарендорф, Л.Козер и др.[5; 6]).
«Социальный конфликт можно определить по-разному. В целях нашего исследования условимся считать, что социальный конфликт -это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. Это рабочее определение представляет собой лишь отправную точку исследования. Нас интересуют скорее функции, а не дисфункции социального конфликта, то есть те его последствия, которые служат усилению, а не ослаблению адаптации и приспособляемости конкретных социальных отношений или групп. Социальный конфликт отнюдь не представляет собой только «негативный» фактор, ведущий к разрыву и распаду, он может выполнять ряд определяющих функций в группах и межличностных отношениях».
Л.Козер [6, с. 32]
Наряду с социологическими и психологическими определениями следует специально отметить группу представлений с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как метаявление, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив (см., например, А.Рапопорт, Р.Акофф, Ф.Эмери и др. [7; 8]).
«Заметив, что его эффективность страдает от поведения другого лица или что его собственное поведение уменьшает эффективность другого лица, индивид может либо удалиться из данного конфликтного окружения, либо, оставаясь в нем, изменить свое поведение. Если он ограничивается поиском способов действий, минимизирующих нежелательные для него последствия поведения другого лица, то принято называть такой подход теоретико-игровым и говорить, что индивид ищет решения конфликта. В этих случаях игра используется как представление или модель конфликтной ситуации».
Р.Акофф, Ф.Эмери [8, с.198]
Современный интерес к проблематике конфликта настолько велик, что попытка хотя бы приблизительно полно изложить имеющиеся в литературе определения заняла бы слишком много места, поэтому тем, кто специально интересуется всем многообразием подходов и дефиниций, мы рекомендуем обратиться к библиографии [Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов].
Вместе с тем все эти подходы, несмотря на их разнопред-метные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте:
1. как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;
2. как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).
Не будет преувеличением заметить, что, несмотря на многочисленные исследования зарубежных авторов и множественные описания конфликта, мы ничтожно мало преуспели в разрешении противоречий как внутриличностного плана, так и разного масштаба социальных.
Понимая важность адекватного описания явления, при всем множестве попыток, отметим, что практически все исследователи обращают внимание на внешнюю - феноменальную и внутреннюю - не явную стороны конфликта; на его типологические характеристики, связанные с масштабом столкновения, особенностями участвующих сторон и их интересами; на динамические характеристики.
Мы специально хотим отметить, что самым важным в понимании и описаниях конфликта является его связь с тем противоречием, выразителем которого он по сути дела является. Соб-
42_
ственно говоря, это обстоятельство является ведущим, поскольку назначение конфликта в том и состоит, чтобы так представить противоречие, чтобы привлечь именно те ресурсы и в том объеме и порядке, которые приведут к его (противоречия) разрешению.
Отсюда - уточнение данного нами ранее в самом общем виде рабочего определения:
Конфликт - это такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия.
Источники:
1. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996.
2. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934.
3. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. - М.: Искусство, 1968.
4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
6. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-пресс, 2000.
7. Rapoport A. Conflict in Mak-Made envirounment. - Baltimore, 1974.
8. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Сов. радио, 1974.