М2.Б.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели:
- формирование готовности будущего учителя к применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности;
- обучение выпускников использованию информационных технологий в образовании и в сфере профессиональной деятельности и сформировать мотивацию к работе в информационной образовательной среде;
- подготовка будущих бакалавров к самостоятельному решению теоретических задач в области технологии обучения;
- подготовка их к практическому использованию этих технологий, как в части самостоятельного проектирования, так и использования дидактических материалов;
- подготовка будущих бакалавров к использованию информационных технологий в управлении образованием и к активному участию в процессах информатизации образования;
- овладение понятийно-терминологической базой современной теоретической информатики, теориями и методами исследования формализованных математических, информационно-логических и логико-семантических моделей, структур и процессов представления, сбора и обработки информации.
Задачи:
- обучение видеть позитивные и негативные возможности внедрения информационных технологий в образовании;
- представление возможностей в области применения информационных технологий и использование информационных технологий в соответствии с потребностями учебного процесса в образовании и конкретной профессиональной области преподавания;
- использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к базовой части Математического и естественнонаучного цикла.
Областями профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина информационные технологии в образовании в сфере безопасности жизнедеятельности, являются педагогическая и управленческая деятельность в образовании.
Этот курс опирается на знания и навыки, приобретенные студентами в рамках курса информатики, изученного в период обучения в бакалавриатуре.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров: демонстрационными, обучающимися и контролирующими.
В соответствии с учебными планами данного направления преподается во 2 семестре обучения. Результатом проверки знаний является экзамен.
Требования к усвоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения задач в образовании в области безопасности жизнедеятельности (ОК-4);
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
2) профессиональными и специальными компетенциями (ПК, СК):
- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
- готовностью к разработке и реализации (информационных технологий и работы в информационной среде для создания новых форм и методов обучения) методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования (опираясь на информационные технологии и информационную среду), а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
- готов к использованию компьютерных математических сред, систем подготовки математических текстов, презентаций, технических средств для решения математических задач и для организации обучения математике (СК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
- принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь:
- осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие, используя информационные технологии;
- интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
владеть:
- способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры, опираясь на информационные технологии и используя информационную среду;
- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.
Содержание дисциплины.Современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании. Понятие, средства и пути информатизации образования. Информационные технологии в образовании: позитивные и негативные аспекты. Технические средства и технологии информатизации образования. Проникновение информационных технологий в образование, виды аудиовизуальных и технических средств. Технологии и средства мультимедиа. Информационные технологии, применяемые в образовании. Использование средств коммуникаций для межличностного общения в процессе обучения. Информационные технологии: хранения и представления информации, гипертекстовые технологии представления материала. Технологии ввода, вывода и передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения. Ресурсы Интернет, используемые в учебном процессе. Информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе. Виды и классификация компьютерных средств обучения. Требования к созданию и применению компьютерных средств обучения. Информационные технологии для очного и очно-заочного обучения. Использование особенностей информационных технологий при организации личностно ориентированного обучения. Контрольно-измерительные материалы и процедуры в условиях информационных технологий. Требования к контрольно-измерительным материалам в информационной среде. Информатизация организационно-управленческой деятельности учебного заведения. Управление и информационная среда. Информационные технологии и работа с родителями. Образовательные и предметные области. Формирование системы понятий и иерархической структуры учебного материала. Разработка гипертекстовой презентации. Использование Интернет-ресурсов в презентациях. Формирование информационной образовательной среды. Изменение учебного процесса при использовании информационной образовательной среды. Система подготовки педагогов для работы в информационной среде.
Общая трудоёмкость дисциплины – 4 з. ед. (144 часа).
Срок освоения дисциплины. В соответствии с учебным планом дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучается в 2 семестре.
Составитель рабочей программы дисциплины: Беляева Е.В., кандидат педагогических наук, доцент.
М2.В.ОД Обязательные дисциплины вариативной части
М2.В.ОД.1 Актуальные вопросы физической географии
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины - развитие профессиональной компетентности обучающихся на основе освоения знаний по актуальным проблемам физической географии на современном этапе.
Задачи:
формирование системы теоретических знаний и практических умений в области состояния природной среды;
формирование способности анализа состояния природных систем на основе естественнонаучных технологий;
изучение имеющихся источников – литературных, картографических, космических, Интернет по актуальным вопросам физической географии.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Магистрант, изучивший дисциплину должен знать:
- теоретические сведения по актуальным вопросам географии;
- историю изучения вопросов;
- динамику взглядов на проблемы;
- дискуссионные вопросы актуальных проблем географии.
уметь:
- анализировать картографические материалы;
- дешифрировать космические снимки;
- пользоваться данными Интернета;
- составлять литературные обзоры.
владеть навыками:
- сравнения противоречивых данных;
- проведения статистического анализа;
- применения знаний на педпрактике.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Актуальные вопросы физической географии» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин, изучается магистрами очниками в 1 семестре. Для освоения дисциплины магистры используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения курсов «Общее землеведение», «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России» и др.
Требования к усвоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
2) профессиональными компетенциями (ПК)
способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
Содержание дисциплины: Глобальное потепление климата и его последствия.
Природные ресурсы – исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые.Экологическое состояние различных регионов Земли.Космические исследования природы Земли.Исследования верхней мантии Земли. Мировой океан. Анализ карт 60-х и 90-х г.г. – сравнение площадей ледников в Гренландии и Антарктиде. Сравнительный анализ почв по картам Северной Америки. Динамика природных зон в Европе по картам и литературных источников. «Затонувшие» материки – анализ литературных источников. Океанические рифты. Анализ космических снимков. Карстовые явления и их последствия по геологическим картам мира.Загадочные процессы в океане (Бермудский треугольник, теплое течение Эль-Ниньо, исчезнувшие материки). Работа на контурных картах.
Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).