Метод оценки деятельности сотрудников, при котором деятельность сотрудника сопоставляется с определенным ранее или ожидаемым уровнем выработки, называется
А) ранжирование
Б) принудительное распределение
В) критические эпизоды
Г) рабочие стандарты
6.Метод оценки деятельности сотрудников, сочетающий элементы традиционной оценочной шкалы и критического эпизода, называется:
А) рейтинговые шкалы поведенческих якорей
Б) рейтинговые шкалы критических эпизодов
В) рейтинговые шкалы принудительного распределения
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
7.Собеседование по результатам оценки деятельности сотрудников называется:
А) оценочное интервью
Б) рабочее интервью
В) выборочное интервью
Г) рейтинговое интервью
8.Метод оценки деятельности сотрудников, при котором сотрудники распределяются в ряд в соответствии с уровнем выполнения ими деятельности по одиночному либо комплексному критерию, называется:
А) рабочие стандарты
Б) критические эпизоды
В) рейтинговые шкалы поведенческих якорей
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Настоящий курс построен таким образом, чтобы у студента создалось целостное представление об изучаемом предмете. При проведение аудиторных занятий акценты должны ставится на побуждении интереса обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению рассматриваемых в рамках курса вопросов. Данная задача может быть реализована путем предоставления обучающимся вводной информации по изучаемой проблеме, состоящей из рассмотрения основных актуальных научных позиций по данной тематике, анализа законодательства, и акцентирования внимания на наиболее спорных моментах в научной дискуссии и методологии их разрешения, рекомендации необходимой литературы.
Лекционный материал строится в форме интерактивной работы студентов и преподавателя, что позволяет максимально использовать лекционное время для решения студентами практических задач. В содержание лекционного материала входят основные положения теоретического курса программы. Изложение лекционного материала строится на интерактивном общении, опираясь на размещенные в информационной среде электронные ресурсы. Желательно чаще использовать технические средства обучения, чтобы принципиально важные положения можно было зрительно воспринимать и делать записи в конспектах и рабочих тетрадях. Для изложения материала чаще использовать схемы, таблицы, графики, так как они систематизируют материал и дают возможность в сжатой форме изложить значительно больший объем информации по сравнению с текстовой формой. Для обеспечения наглядности в лекционных занятиях используются презентации, разделенные на разделы согласно рассматриваемым темам. Слайды презентации позволяют дополнять аудиальное восприятие материала визуальным. В тоже время, при демонстрации слайдов лекционной презентации преподавателю необходимо учитывать общие характеристики восприятия информации аудиторией в текущий момент.
Практические занятияявляются наряду с лекционными занятиями одной из основных форм организации учебного процесса и учебной познавательной деятельности студентов под руководством, контролем и во взаимодействии с преподавателем. Для обеспечения успешной подготовки студентов к практическому занятию ему заранее формулируется домашнее задание на подготовку к занятию. Это задание может быть представлено в виде: указания разделов лекционного курса или учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке к занятию; вопросов, которые будут рассмотрены на предстоящем практическом занятии; конкретных практических заданий, которые необходимо выполнить при подготовке к занятию и указания литературы, необходимой для их выполнения; по выбору преподавателя могут быть использованы и иные формы выдачи заданий (тесты, вопросники, таблицы для статистической обработки и т.д.)
Практические занятия предполагают обсуждение результатов изучения лекционного материала, глубокую самостоятельную проработку ключевых вопросов изучаемой темы на основе рекомендуемой литературы, нормативно-правовых актов, а также активного привлечения для их освоения современных публикаций, оригинальной отечественной и зарубежной литературы. Содержание программы позволяет студентам проявлять самостоятельность в выборе задач и способов их решения при выполнении практических заданий. На практических занятиях студентам объявляются вопросы для подготовки к следующему занятию, даются задания практикума, поясняются основные требования к выполнению заданий. По обсуждаемым темам практических занятий преподавателю постоянно необходимо рекомендовать источники специальной юридической литературы, нормативные акты и материалы судебной практики. Формы проведения практических занятий разнообразны; для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо использовать как классические формы – выступления студентов по проблемным вопросам, заслушивание и обсуждение докладов и сообщений слушателей, выполнение письменных работ, решение задач, тестирование, заполнение таблиц, устные опросы, так и нетрадиционные – самостоятельная разработка обучающимися заданий в группах, проведение деловых игр, ситуационное моделирование и др.
Целесообразно чередование различных способов организации и содержания деятельности студентов на занятии:
- распределение вопросов для подготовки по выбору студентов, по назначению преподавателем,
- распределение студентов на группы для подготовки ответа на вопрос,
- организация деловых игр (распределение студентов на группы для доказательства противоположных точек зрения на проблему),
- зачитывание подготовленных докладов, их обсуждение,
- постановка проблемных задач,
- совместное выполнение интерактивных упражнений и тестов с обсуждением версий ответов, их доказательством,
- блиц-опросы (для этого вопросы, выносимые на семинарские занятия делятся на более конкретные, требующие краткого, одно-двухсловного ответа, выбора необходимого определения),
- групповая дискуссия,
- разбор ситуационных задач (кейсов).
- обсуждение выполненных заданий практикума.
С целью осуществления текущего контроля целесообразно начинать каждое семинарское занятие с проведения небольшого тестового опроса всех студентов группы. Прохождение курса предполагает самостоятельное изучение студентами большого объема рекомендованной литературы, включая материалы специализированных профильных периодических изданий. Следует проверять и отрабатывать наиболее актуальные статьи из данных изданий и рекомендовать для самостоятельного изучения. На семинарском занятии преподаватель должен в целом добиваться, чтобы на семинаре была широкая дискуссия при обсуждении темы.
Значительное место в системе курса занимает групповая работа студентов, соответствующая основным принципам социально-психологической работы в команде. Главное требование к работе в группе – уважение к мнению других участникам, «правило поднятой руки» - слово предоставляется модератором, а не берется спонтанно, с тем, чтобы дать возможность высказаться всем участникам группы.
Одним из способов организации практического обучения является семинар-конференция. Студенты индивидуально или объединяясь в группы (2-5 человек) готовят ответ на поставленный вопрос. Затем один из них представляет работу, отвечает на вопросы, при необходимости на вопросы может ответить любой из участников группы. При этом студенты совершенствуют способности не только представлять свою работу, но и участвовать в дискуссии.
Среди множества методов целесообразно применять метод «Мозгового штурма», цель применения которого - мобилизация знаний слушателей, повышение их внимания, развитие навыков публичного выступления и отстаивания своей точки зрения. При изучении отдельных тем заслуживает внимания также методика «Направляемая дискуссия». Цель применения методики «Направляемая дискуссия» - обозначить проблему, дать возможность выступить обучающимся, проявить, активизировать знания и внимание их, повторить пройденный материал, выработать навыки теоретического обобщения.
При изучении вопросов, вынесенных на семинарские занятия, также возможно применение в совокупности методик: «Работа в малых группах», «Творческое задание».
Цель применения методики «Работа в малых группах» - постановка перед студентами конкретного, узкого задания, формирования у студентов навыков профессиональной деятельности работы в коллективе, направленность на практическую деятельность, экономия времени проведения семинарского занятия, изучения значительного массива материала, выработка новых идей, направлений.
Цель применения методики «Творческое задание» - формирование у студентов навыков самостоятельной работы, приближенность к практике, аккумулировании знаний из разных тем, выработка творческого подхода к выполнению задания.
В результате применения методик «Работа в малых группах», «Творческое задание» у студентов в рамках одного семинарского занятия формируется представление о теоретических подходах к правосознанию, вырабатываются навыки применения теоретических конструкций к оценки практических ситуаций и др.
Желательно проводить консультации с теми студентами, которые должны выступать с докладами или рефератами. Выступление не должно превышать 10 минут, и преподаватель строго этот регламент должен поддерживать. Обратить внимание, что должно быть главным в выступлении, и постепенно добиваться, чтобы была не читка по тексту на листочке, а свободный пересказ своими словами. На семинарском занятии преподаватель должен чувствовать себя уверенным, поправлять студентов, если их высказывания неверные. А в целом добиваться, чтобы на семинаре была широкая дискуссия при обсуждении темы.
Самостоятельная работа студентов включает изучение материалов теоретической части УМК, основной и дополнительной литературы, рекомендуемых Интернет-ресурсов, нормативных актов, рекомендованных программой курса, а также систематизацию и структурирование материала при выполнении контрольных и тестовых заданий.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах:
- подготовка к текущим аудиторным занятиям (семинарам);
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
- решение задач с применением нормативных актов;
- подготовка к тестированию, анкетированию и т.д.
При организации самостоятельной работы студентов используются элементы дистанционного обучения:
- студенты изучают материалы, входящие в УМК (учебная программа, учебная информация в теоретической части, глоссарий и др.),
- общаются с преподавателем в режимах off-line с помощью сети Интернет (задают вопросы, пересылают выполненные работы, получают ответы и оценки, комментарии и рекомендации по электронной почте или в чатах, форумах, социальных сетях).
При подготовке к проведению занятий, помимо материалов учебного курса, можно использовать информацию, размещенную в сети Интернет. Это могут быть научные публикации в тематических журналах, монографии, учебные пособия, а также интернет-сайты международных организаций и консалтинговых агентств ("Hrm.ru" - о кадровом менеджменте; www.hrm.ru "Human Technologies" - кадровый менеджмент ,www.ht.ru ;"Кадровое дело" - журнал об управлении персоналом, www.kdelo.ru; "Агентство кадрового менеджмента и рекрутинга"; "HR-ua.com" - сообщество менеджеров по персоналу, www.hr-ua.com ; "Infor manager" - управление персоналом www.informanager.com.ua ; "Управление персоналом" - тематический портал, hr.inforser.ru
Одним из важных элементов самостоятельной работы обучающихся является выполнение письменных заданий. В данном курсе большое внимание отводится решению задач и выполнению практических заданий, что способствует лучшему освоению теоретического материала. Отдельные примеры разбираются на семинарских занятиях, а также предлагается домашнее задание по решению аналогичных задач с другими данными. Данный вид работы является очень значимым для закрепления практических навыков обучающихся.
Проверка самостоятельной работы слушателей проводится с помощью проверки выполнения заданий практикума, решения тестовых заданий.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность знаний базовых учебных курсов;
- обоснованность и четкость изложения ответа.
Обязательно вести практику, чтобы каждый студент имел индивидуальный глоссарий по терминам понятийного аппарата курса. Он во многом помогает более глубокому освоению содержанию учебной дисциплины.
Обязательно вести ведомость учета успеваемости и посещаемости каждого студента группы для того, чтобы знать глубже и всесторонне каждого из них, а также индивидуально влиять с учетом их знаний на улучшение успеваемости и посещаемости занятий. На занятиях периодически доводить до сведения студентов, кто и как успевает, а также о тех, кто как посещает и что может быть предпринято с теми, у кого слабо обстоит дело с успеваемостью и пропуском занятий.
Целесообразно проводить рейтинговую оценку знаний студентов, которая должна включать посещаемость аудиторных занятий, интерактивную работу на семинарских и практических занятиях, выполнение тестовых заданий, способность к аналитическому мышлению и способность самостоятельно делать выводы и отстаивать свою точку зрения.
Эффективность изучения данного курса обусловлена объективной необходимостью использования различных видов, форм и методов контроля.
Система контроля качества освоения данной дисциплины предусматривает текущий и итоговый контроль приобретенных профессионально значимых знаний, умений и навыков (компетенций).
Формы текущего контроля:
- задания (проблемные вопросы) к семинарским (практическим) занятиям; выполнение заданий является результатом самостоятельной работы, работы в малой группе, участия в общей дискуссии; задания составляются в форме проблемного вопроса (носят творческий, поисковый характер, где обучающийся самостоятельно выбирает средства и методы решения); задание выполняется в форме развернутого устного ответа или доклада либо письменно.
- письменные работы, в том числе решение задач, рефераты, тестовые задания: выполняются в результате индивидуальной аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы;
Из всех применяемых в учебном процессе видов контроля наибольшее внимание уделяется итоговому контролю, который позволяет выявить степень усвоения полученных в ходе лекционных и практических занятий знаний, а также промежуточному контролю, способствующему установлению системного подхода к изучению дисциплины и предотвращению пробелов в приобретаемых знаниях.
Содержательные критерии, оцениваемые преподавателем в ходе текущей и итоговой аттестации:
¾ умение работать с разными видами информации;
¾ умение сформулировать и доказать собственную позицию в подготовленном докладе, во время дискуссий и в анализе кейсов;
¾ активное участие в дискуссии на семинарских занятиях;
¾ содержательность доклада и правильность ответов на вопросы.
Итоговой формой контроля качества освоения учебной дисциплины «Управление персоналом в образовательной организации» является зачет. Зачет проводится по программе учебной дисциплины по перечню соответствующих вопросов.
Для осуществления обратной связи возможно использование по данному курсу следующей анкеты для опроса студентов курса.
Анализ результатов опроса позволяет определить средний балл удовлетворенности студентов, отдельные средние баллы по каждому вопросу анкетирования и совершенствовать данный курс.
Анкета для опроса студентов
1. Чувствуете ли Вы, что закончили этот курса с полным пониманием тем, которые освещались в этом курсе?
Нет ясности | Полное понимание |
2. Как использовал преподаватель лекционное время?
Неэффективно | Очень эффективно |
3. Преподавание показало подготовленность и организованность преподавателя?
Нет, очень слабо | Да, совершенно |
4. Преподаватель понятно объяснял материал?
Неэффективно | Очень эффективно |
5. Раздаточный материал представлялся своевременно и в достаточном объеме?
Совсем не удовлетворительно | Полностью удовлетворительно |
6. Удовлетворены ли Вы применением активных методов обучения: конкретных ситуаций, практикумов в рамках единого курса?
Совсем не удовлетворен | Да, совершенно |
7. Курс был обеспечен учебной литературой?
Плохо | Очень хорошо |
8. Уделял ли преподаватель достаточно времени для консультаций?
Не был доступен | Весьма доступен |
9. Достаточно ли было домашних заданий?
Не адекватно курсу | Весьма адекватно |
10. Какова необходимость этого курса для Вас?
Намного ниже средней | Намного выше средней |
11. Курс ценен новыми актуальными профессиональными знаниями?
Совершенно нет | В большой степени |
12. Курс помогает решению практических проблем?
Нет | В большой степени |
2.3.3.Методические рекомендации студентам
Изучение курса начинается с ознакомлением с программой, списком источников и литературы и тематическим планом. Это поможет первоначально спланировать свою самостоятельную работу. При изучении темы, в первую очередь необходимо уяснить его содержание из программы, состоящее из ряда вопросов. Во-вторых, необходимо подобрать и изучить основные и дополнительные рекомендованные литературу и источники по данной теме. При изучении источников и литературы нужно выделять главное (определения, признаки, значимые факты, причинно-следственные связи и т.п.). В-третьих, для закрепления материала, необходимо устроить самопроверку. В результате станет ясно, насколько качественно усвоены вопросы темы. Отвечая на поставленные вопросы, можно выявить слабые места в приобретенных знаниях, вернуться к изученному материалу еще раз, уяснить для себя непонятные места. .
Поскольку программой предусмотрено аудиторное освоение учебного материала только преимущественно в форме семинаров, достижению положительного итогового результата должна способствовать эффективная самостоятельная работа студентов.
Для организации самостоятельной работы студентам рекомендуется использовать практикум по программе «Управление персоналом в образовательной организации» с изложением основных заданий, задач и практических ситуаций, подлежащих обсуждению на семинарах. Для удобства освоения студентам рекомендуется работа с глоссарием курса.
При организации самостоятельной работы студентам рекомендуется использовать элементы дистанционного обучения:
- Изучение материалов, входящих в УМК (учебная программа, учебная информация в теоретической части, глоссарий и др.),
- Общение с преподавателем в режимах off-line с помощью сети Интернет (задают вопросы, пересылают выполненные работы, получают ответы и оценки, комментарии и рекомендации по электронной почте или в чатах, форумах, социальных сетях).
На практически (семинарские) занятия выносятся наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисциплины. В интересах обучающихся занимать интерактивную позицию на семинарских (практических) занятиях, так как регулярное посещение аудиторных занятий и плодотворная работа на них показывают степень освоения обучающимися изучаемой темы и отражаются на итоговой отчетности.
В целях оптимизации процесса подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется вести записи, составлять планы-конспекты, подготавливать тезисные ответы и в необходимых случаях использовать схематичные изображения и таблицы, которыми можно пользоваться на семинарах. Положительно оценивается использование студентами в ходе выступлений или дискуссий наглядных пособий и применение технических средств, предоставляемых им для подготовки к семинарским занятиям. Это позволяет сделать выступление более интересным и запоминающимся.
При подготовке к занятиям студентам рекомендуется знакомиться не только с учебной и научной литературой по каждой теме, но и с нормативно-правовыми источниками. Это способствует формированию необходимого умения ориентироваться в изменяющемся правовом поле и, используя фундаментальные знания, применять их в новой обстановке, складывающейся в силу общественно-политических и государственно-правовых преобразований.
Подготовка к практическим занятиям не должна ограничиваться изучением только учебной литературы (учебников или учебных пособий); необходимо ознакомиться с монографиями ученых, статьями из научных журналов, сборников, материалами периодической печати. Результатом подготовки студентов к семинарскому занятию должно стать его активное участие в обсуждении выносимых на семинар вопросов, мотивацией для которого является способность видеть проблемы, требующие разрешения, умение сформулировать и аргументировано раскрыть их суть, понимание практической целесообразности их изучения, актуальности и важности и желание выступить со своей позицией и вступить в дискуссию.
Важным элементом изучения дисциплины является подготовка обучающимися сообщений по отдельным сложным и наиболее актуальным вопросам. Доклады выполняются в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, а сообщаются и подробно обсуждаются на аудиторном занятии. Сообщения должны быть тщательно проработаны, изложены разные точки зрения по данному вопросу, приведены примеры из обучающихся студентов предполагает изучение литературных источников, нормативных актов, рекомендованных программой курса, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, анализ статистических материалов, а также выполнение контрольных и тестовых заданий. Важным условием является аргументация своей точки зрения с опорой на специальную литературу. Каждый вывод должен быть не просто обоснованным; следует проявить навыки поиска и толкования источников, творчески подходить к теме доклада.
Одним из важных элементов самостоятельной работы обучающихся является выполнение письменных заданий, одним из которых является написание реферата. Подготовка рефератов способствует развитию умений и навыков научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Это предполагает определение научной проблемы в рамках изучаемой дисциплины, работу с источниками, самостоятельный анализ и интерпретацию источников. Тема реферата выбирается по желанию студента из предложенного перечня. Выбранная тема согласуется с преподавателем. После выбора темы требуется подобрать, изучить необходимую для ее разработки информацию. Определяя перечень литературы и других материалов, важно руководствоваться рекомендуемым преподавателем списком источников. План реферата должен включать в себя введение, основной текст и заключение. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы. Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи работы. В нем же можно отразить методику исследования и структуру работы. Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом. Изложение текста реферата должно быть логичным, последовательным, доказательным и аргументированным. В реферате желательны аргументы, авторская позиция по отдельным вопросам. При заимствовании материала из первоисточников обязательны ссылки на автора. Изложение должно быть доступным и понятным для восприятия.Использование специальной научной литературы обязательно.Рекомендуется использование визуальных материалов и технических средств обучения (презентаций, фолий, раздаточного материала и т.п.).
Заключение должно содержать основные выводы и рекомендации по теме выполненной работы.
Контрольная работа должна содержать: титульный лист, оглавление и список используемой литературы и других источников информации.
Текст реферата работы должен быть исполнен на компьютере (размер шрифта 12 пт, межстрочный интервал – полуторный), оформлен на листах формата А4. Форма оценки реферата – «зачтено» или «не зачтено».
В данном курсе большое внимание отводится решению задач и выполнению практических заданий и задач, что способствует лучшему освоению теоретического материала. При решении юридических задач студентам рекомендуется тщательное изучение соответствующей литературы и нормативных актов. При обосновании своей позиции, оценке правомерности или неправомерности и принятии решения требуется давать ссылку на соответствующий нормативный акт.
На практических и семинарских занятиях помимо заданий преподавателя целесообразно использовать разработанные «профессиональные кейсы» из рекомендованных источников. Назначение кейс-стади — отработка навыка решения аналитических, стратегических или управленческих задач, в ходе и по результатам которых можно оценить навыки и способности (функциональные и личностные компетенции) специалиста. Желательно, чтобы слушатели приходили на практическое занятие хорошо подготовленными. Поэтому перед занятием рекомендуется прочитать и изучить текст кейса. Анализ включает выявление фактов и определение частей проблемы, а также связей и отношений между ними. Для того чтобы обеспечить обоснованность предлагаемого решения, слушателю требуется выстроить цепочку доказательств из фактов и последовательности событий. В большинстве случаев обсуждение кейса в аудитории «вращается» вокруг проблемы, альтернативы и рекомендации. При выдвижении альтернатив необходимо помнить о том, что они должны быть измеряемы. Выдвигаемые рекомендации желательно довести до плана действий, т. е. ответить на вопросы «где?», «когда?», «с кем?» и «как?».
Исходя из методов анализа кейсов и общей характеристики задач, решаемых в процессе реализации метода кейс-стади, можно сформулировать основные рекомендации по их решению.
Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:
Первый — знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй — выделение основной проблемы (основных проблем), факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий — предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый — анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Если кейсы слишком большие по объему информации или требуют расчетов, то они выполняются самостоятельно вне аудитории. На занятии представляются результаты анализа кейса и межгрупповая дискуссия по их итогам. В качестве основных рекомендаций студентам по изучению кейсов будут являться следующие:
1. Выпишите из соответствующих разделов дисциплины ключевые идеи, понятия для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.
2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.
3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.
4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.
5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.
Данный курс содержит ряд специальных терминов и для удобства освоения студентам рекомендуется работа с глоссарием курса на основе материалов презентаций и рекомендуемых для ознакомления источников из списка.
Подготовка к зачету – итог всей предыдущей систематической работы по изучению курса. Следует повторить весь пройденный материал. Рекомендуется составлять для каждого вопроса план ответа (4-5 пунктов), согласно которому подбирать необходимый материал, изучать его и проводить самопроверку.
II.4.ГЛОССАРИЙ