Метод познания, при котором его объект рассматривается как сложное противоречивое единство, изменчивое и подвижное, называется

а) эклектика.

б) диалектика.

в) метафизика.

г) софистика.

36. Метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия – это

a) измерение.

б) эксперимент.

в) наблюдение.

Сторонниками эмпирического методами исследования были

а) Ф. Бэкон.

б) Аристотель.

в) Лейбниц.

г) Галилей.

д) Ньютон.

38. Теоретический метод получения знаний был развит в работах

а) Р. Декарта.

б) Кеплера.

в) Ломоносова.

г) Лапласа

Сильными сторонами интуитивного познания являются

a) неорганизованность.

б) относительная свобода от стереотипов и схем.

в) более высокая скорость мышления.

г) отсутствие опоры на предшествующий опыт.

д) большая возможность ассоциаций.

40. Способность человека постигать истину, не осознавая при этом, как именно он её постигает, называется

а) интеллектом.

б) интуицией.

в) интеллектом.

г) рефлексией.

41. Процесс постижения смысла чего-либо – это

а) интроспекция.

б) знание.

в) понимание.

г) интуиция.

Руководящим познавательным принципом в современной науке служит

а) эмпиризм.

б) рационализм.

в) интуитивизм.

г) теоретико-методологический плюрализм.

В интуитивном познании ведущая роль принадлежит

a) сознательному.

б) бессознательному.

в) логическому.

г) дискурсивному.

44. Современная теория процессов самоорганизации в открытых системах – это

а) энергетика.

б) синергетика.

в) диалектика.

г) метафизика.

Эмпирическое знание

а) базируется на системе аксиом.

б) основано на авторитетном мнении.

в) основано на интуиции.

г) связано с измерениями.

д) базируется на эксперименте.

46. К так называемым «законам диалектики» можно отнести

а) Закон всемирного тяготения.

б) закон единства и борьбы противоположностей.

в) закон перехода количества в качество.

г) закон отрицания отрицания.

д) закон добавочной стоимости.

47. Мыслитель, создавший схему диалектического мышления, наиболее часто употребляемую в науке и философии – это

а) Маркс.

б) Гегель.

в) Гераклит.

г) Платон.

д) Сократ.

48. Диалектика – это

а) отдельное направление в науке, «наука о развитии»;

б) метод эмпирического исследования.

в) разновидность логического мышления.

г) метод философского постижения многообразного бытия.

49. Применять диалектику как объясняющую всё «науку о развитии» пытались

а) Маркс.

б) Гегель.

в) Гераклит.

г) Энгельс.

д) Сократ.

е) Плотин.

ж) Эйнштейн.

з) Ленин.

Раздел 5: Фундаментальные особенности гуманитарного знания и его предмета.

50. О. Конт разделил науки на две группы:

а) точные и гуманитарные.

б) полезные и бесполезные.

в) философские и естественные.

г) абстрактные и конкретные.

Метод познания того, что открывается нашему пониманию лишь в процессе его разыгрывания в воображении, (в частности, познания исторических явлений), это

а) аналитический метод;

б) аналогический метод.

в) герменевтический метод.

г) логический метод.

Методом познания в гуманитарных науках служит

а) математическая обработка эмпирических данных.

б) объективная констатация фактов.

в) понимание смысла и оценка явлений.

г) причинное объяснение явлений.

53. По Гегелю, «конкретное», — это

а) единичная вещь.

б) единство различного.

в) нечто обособленное.

г) нечто ощутимое.

54. Искусство толкования текстов – это

а) эзотерика.

б) экзегетика.

в) экстраполяция.

г) эвристика.

55. Искусство толкования текстов – это

а) герменевтика.

б) эзотерика.

в) эвристика.

г) экстраполяция.

Раздел 6: Проблема истинности и рациональности в гуманитарном знании.

Конвенционализм понимает истину

а) как непротиворечивое, самосогласованное знание;

б) как соответствие знания объективной реальности;

в) как согласие ученых в выборе наиболее целесообразной и удобной научной теории;

г) как знание, полезное для человека.

57. Истина – все, что полезно, считают

а) позитивисты.

б) экзистенциалисты.

в) прагматисты.

г) марксисты.

Наши рекомендации