С какого процесса начинается адаптация работника в коллективе?

А) приспособления

Б) ориентации

В) идентификации

Чем характеризуется полная адаптация?

А) сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также планирования карьеры персонала организации

Б) сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности (прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе

В) сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям

15.Что из перечисленного не является формой адаптации персонала:

А) адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до 3 лет

Б) собственно развитие человеческих ресурсов организации на протяжении всего периода работы до ухода конкретного сотрудника на пенсию

В) введение в должность руководящего работника продолжительностью до 1 года

Г) среди перечисленных вариантов правильного нет

16. Приспособление и постепенное вхождение работника в производственные условия, характерные для организации-работодателя, называется:

А) трудовая адаптация

Б) профессиональная адаптация

В) социально-психологическая адаптация

Г) среди перечисленных вариантов правильного нет

17.Что из перечисленного не является функцией трудовой адаптации:

А) введение новичка в рабочую группу

Б) поощрение помощи новичку со стороны опытных работников

В) формирование у новичка системы знаний о компании-работодателе

Г) среди перечисленных вариантов правильного нет

18. Что из перечисленного не является предметом общей адаптации сотрудника:

А) функции подразделения, на работу в которое поступает сотрудник

Б) информация о руководителях

С) механизм компенсации ущерба, нанесенного работником организации

Д) оплата труда

19.Что из перечисленного не является предметом специальной адаптации сотрудника:

А) рабочие обязанности и ответственность

Б) возможности обучения на работе

С) взаимоотношения с другими подразделениями

Д) отношения с местными и общегосударственными инспекциями

Тема 6. Мотивация и стимулирование персонала в образовательной организации

Задание 1

Сформулируйте 10-15 мотивирующих факторов организации труда в образовательной организации.

Задание 2Подготовьте перечень основных понятий, характеризующих человека по следующей классификации: группы человеческой общности; этапы становления человека; уровни развития человека; родовые качества человека; отличительные компоненты личности; сферы человеческой деятельности; социальные подсистемы человека; социальная типология личности.

Задание 3 Исключите неправильные пункты «Мотивация деятельности»:

1. Мотивы определяют не только цель, но и путь ее достижения.

2.Определение средств достижения цели предшествует в процессе мотивации возникновению потребности.

3. Теории содержания мотивации объясняют, как человек делает свой выбор в той или иной ситуации.

4. А. Маслоу считал, что человек рассматривает сразу несколько разных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

5. Потребность в соучастии требует создания для человека возможностей более широкого взаимодействия с другими.

6. Мотивация – это то, что инициирует активность, деятельность человека изнутри.

7. Иерархия потребностей в теории А. Маслоу относится в равной мере ко всем людям.

8. Мотиваторы модифицируют поведение человека.

9. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда относится к теориям процесса мотивации.

10. Все потребности человека находят осознанное устранение.

11. В теории К. Альдерфера (в отличие от теории А. Маслоу) удовлетворять потребности предполагается как снизу вверх, так и сверху вниз.

12. Через стимулы вызывается действие определенных мотивов.

13. Потребность в самовыражении по А. Маслоу означает уважение человека другими в организации.

14. Не все цели обладают мотивационной силой.

15. Мотивирование составляет основу управления организацией.

16. Потребность во власти, по теории Д. МакКлелланда, ассоциируется со стремлением человека к достижениям.

17. Обретение удовлетворенности и нарастание удовлетворенности – два разных процесса, согласно воззрениям Ф. Герцберга.

18. Мотивирующие факторы у Ф. Герцберга составляют окружение работы.

19.Возможности использования заработной платы как стимулирующего средства ограничены.

20. Теории содержания мотивации уделяют внимание анализу факторов, лежащих в основе мотивации.

Задание 4. Подготовьте основные мотивационные ожидания современного студенчества при подготовке к работе в сфере образовательной деятельности.

Задание 5. Практическая ситуация.

Симонова Евгения Александровна руководит образовательной организацией в течение последних 15 лет. Через 2 года она собирается выйти на пенсию. Как опытный руководитель она понимает, что должна заблаговременно подобрать и подготовить себе преемника. Это тем более актуально, т.к. что образовательная организация переживает не лучшие времена: контингент обучающихся уменьшается, оборудование, используемое при реализации учебного процесса требует модернизации, в организации высокая текучесть кадров. Евгения Александровна рассматривает три возможные кандидатуры на свою должность Ирины Ковалевой, Александра Киреева, Валерия Покровского, но не может сделать свой выбор.

Компетенция И. Ковалева Киреев А. В. Покровский
Возраст  
Образование высшее, преподаватель младших классов высшее, юрист высшее, химик, преподаватель химии  
Занимаемая должность Начальник учебно-методического отдела (5 лет) Начальник отдела кадров (11 лет) Зав. учебной частью (1 год)  
Опыт работы 3 года – методист центра дополнительного образования, 2 года – ведущий специалист учебного управления 5 лет – юрисконсульт ООО; 2 года – юрисконсульт образовательной органзиации 2 года – служба по контракту; 5 лет - Химик – аналитик; 6 лет – специалист организационного отдела образовательной организации
Навыки коммуникации хорошие отличные средние
Прилежание хорошее отличное исключительное
Авторитет в коллективе средний высокий высокий
Аналитические способности хорошие исключительные хорошие
Настойчивость исключительная высокая высокая

- Кого бы вы посоветовали Евгении Александрове в качестве преемника? Почему?

- Составьте индивидуальные планы развития для каждого из кандидатов.

Задание 6 (Кейс)

Вас назначают руководителем образовательной организации, в которой специалисты не привыкли работать в полную силу, предоставлены самим себе, в штыки воспринимают любые попытки изменить характер их работы. Что вы как руководитель будете делать?

Задание 7. Приведите примеры из практики российских и иностранных компаний, иллюстрирующие подходы к формированию косвенных пакетов вознаграждения. Существует ли принципиальное различие в этих подходах у российских и иностранных компаний?

Задание 8. Образовательная организация только что пережила существенное сокращение штатов, и на оставшихся сотрудников наряду с их старыми обязанностями были возложены новые. Какие формы мотивации сотрудников Вы можете предложить?

Задание 9. Практическое задание «Скрытая мотивация»

В образовательной организации определенное время на должности бухгалтера 2 категории работал замечательный работник Сидорова Е., обладающая высокими профессиональными и личностными качествами. Платили Сидоровой Е. достаточно скромную заработную плату. При первой же возможности, с открытием новой вакансии, ей была предложена новая, лучше оплачиваемая должность начальника материального отдела бухгалтерии. Однако на предложение о прибавке к заработку Сидорова отреагировала весьма странно: поблагодарила за оказанное доверие, обещала подумать, а на следующий день отказалась. Какая могла быть причина этого?

Задание 10. Решите тестовые задания.

Наши рекомендации