С какого процесса начинается адаптация работника в коллективе?
А) приспособления
Б) ориентации
В) идентификации
Чем характеризуется полная адаптация?
А) сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также планирования карьеры персонала организации
Б) сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности (прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе
В) сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям
15.Что из перечисленного не является формой адаптации персонала:
А) адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до 3 лет
Б) собственно развитие человеческих ресурсов организации на протяжении всего периода работы до ухода конкретного сотрудника на пенсию
В) введение в должность руководящего работника продолжительностью до 1 года
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
16. Приспособление и постепенное вхождение работника в производственные условия, характерные для организации-работодателя, называется:
А) трудовая адаптация
Б) профессиональная адаптация
В) социально-психологическая адаптация
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
17.Что из перечисленного не является функцией трудовой адаптации:
А) введение новичка в рабочую группу
Б) поощрение помощи новичку со стороны опытных работников
В) формирование у новичка системы знаний о компании-работодателе
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
18. Что из перечисленного не является предметом общей адаптации сотрудника:
А) функции подразделения, на работу в которое поступает сотрудник
Б) информация о руководителях
С) механизм компенсации ущерба, нанесенного работником организации
Д) оплата труда
19.Что из перечисленного не является предметом специальной адаптации сотрудника:
А) рабочие обязанности и ответственность
Б) возможности обучения на работе
С) взаимоотношения с другими подразделениями
Д) отношения с местными и общегосударственными инспекциями
Тема 6. Мотивация и стимулирование персонала в образовательной организации
Задание 1
Сформулируйте 10-15 мотивирующих факторов организации труда в образовательной организации.
Задание 2Подготовьте перечень основных понятий, характеризующих человека по следующей классификации: группы человеческой общности; этапы становления человека; уровни развития человека; родовые качества человека; отличительные компоненты личности; сферы человеческой деятельности; социальные подсистемы человека; социальная типология личности.
Задание 3 Исключите неправильные пункты «Мотивация деятельности»:
1. Мотивы определяют не только цель, но и путь ее достижения.
2.Определение средств достижения цели предшествует в процессе мотивации возникновению потребности.
3. Теории содержания мотивации объясняют, как человек делает свой выбор в той или иной ситуации.
4. А. Маслоу считал, что человек рассматривает сразу несколько разных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.
5. Потребность в соучастии требует создания для человека возможностей более широкого взаимодействия с другими.
6. Мотивация – это то, что инициирует активность, деятельность человека изнутри.
7. Иерархия потребностей в теории А. Маслоу относится в равной мере ко всем людям.
8. Мотиваторы модифицируют поведение человека.
9. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда относится к теориям процесса мотивации.
10. Все потребности человека находят осознанное устранение.
11. В теории К. Альдерфера (в отличие от теории А. Маслоу) удовлетворять потребности предполагается как снизу вверх, так и сверху вниз.
12. Через стимулы вызывается действие определенных мотивов.
13. Потребность в самовыражении по А. Маслоу означает уважение человека другими в организации.
14. Не все цели обладают мотивационной силой.
15. Мотивирование составляет основу управления организацией.
16. Потребность во власти, по теории Д. МакКлелланда, ассоциируется со стремлением человека к достижениям.
17. Обретение удовлетворенности и нарастание удовлетворенности – два разных процесса, согласно воззрениям Ф. Герцберга.
18. Мотивирующие факторы у Ф. Герцберга составляют окружение работы.
19.Возможности использования заработной платы как стимулирующего средства ограничены.
20. Теории содержания мотивации уделяют внимание анализу факторов, лежащих в основе мотивации.
Задание 4. Подготовьте основные мотивационные ожидания современного студенчества при подготовке к работе в сфере образовательной деятельности.
Задание 5. Практическая ситуация.
Симонова Евгения Александровна руководит образовательной организацией в течение последних 15 лет. Через 2 года она собирается выйти на пенсию. Как опытный руководитель она понимает, что должна заблаговременно подобрать и подготовить себе преемника. Это тем более актуально, т.к. что образовательная организация переживает не лучшие времена: контингент обучающихся уменьшается, оборудование, используемое при реализации учебного процесса требует модернизации, в организации высокая текучесть кадров. Евгения Александровна рассматривает три возможные кандидатуры на свою должность Ирины Ковалевой, Александра Киреева, Валерия Покровского, но не может сделать свой выбор.
Компетенция | И. Ковалева | Киреев А. | В. Покровский |
Возраст | |||
Образование | высшее, преподаватель младших классов | высшее, юрист | высшее, химик, преподаватель химии |
Занимаемая должность | Начальник учебно-методического отдела (5 лет) | Начальник отдела кадров (11 лет) | Зав. учебной частью (1 год) |
Опыт работы | 3 года – методист центра дополнительного образования, 2 года – ведущий специалист учебного управления | 5 лет – юрисконсульт ООО; 2 года – юрисконсульт образовательной органзиации | 2 года – служба по контракту; 5 лет - Химик – аналитик; 6 лет – специалист организационного отдела образовательной организации |
Навыки коммуникации | хорошие | отличные | средние |
Прилежание | хорошее | отличное | исключительное |
Авторитет в коллективе | средний | высокий | высокий |
Аналитические способности | хорошие | исключительные | хорошие |
Настойчивость | исключительная | высокая | высокая |
- Кого бы вы посоветовали Евгении Александрове в качестве преемника? Почему?
- Составьте индивидуальные планы развития для каждого из кандидатов.
Задание 6 (Кейс)
Вас назначают руководителем образовательной организации, в которой специалисты не привыкли работать в полную силу, предоставлены самим себе, в штыки воспринимают любые попытки изменить характер их работы. Что вы как руководитель будете делать?
Задание 7. Приведите примеры из практики российских и иностранных компаний, иллюстрирующие подходы к формированию косвенных пакетов вознаграждения. Существует ли принципиальное различие в этих подходах у российских и иностранных компаний?
Задание 8. Образовательная организация только что пережила существенное сокращение штатов, и на оставшихся сотрудников наряду с их старыми обязанностями были возложены новые. Какие формы мотивации сотрудников Вы можете предложить?
Задание 9. Практическое задание «Скрытая мотивация»
В образовательной организации определенное время на должности бухгалтера 2 категории работал замечательный работник Сидорова Е., обладающая высокими профессиональными и личностными качествами. Платили Сидоровой Е. достаточно скромную заработную плату. При первой же возможности, с открытием новой вакансии, ей была предложена новая, лучше оплачиваемая должность начальника материального отдела бухгалтерии. Однако на предложение о прибавке к заработку Сидорова отреагировала весьма странно: поблагодарила за оказанное доверие, обещала подумать, а на следующий день отказалась. Какая могла быть причина этого?
Задание 10. Решите тестовые задания.