С какого времени начинается история шиизма?

Мухаммад Али Шомали

КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО

С ШИИЗМОМ В ИСЛАМЕ

«Краткое знакомство с шиизмом в Исламе» - это краткое представление Ислама в целом, и шиизма в Исламе, в частности. Эта книга, несмотря на простоту своего изложения, является итогом более, чем двадцатилетней работы по изучению Ислама.

«Краткое знакомство с шиизмом в Исламе» - обращение к истории возникновения шиизма и его источникам, то есть Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму и единому мнению. В данной книге также обращено внимание на основы убеждений и основные деяния, соблюдаемые в Исламе. В заключении приведены краткие сведения о численности мусульман в мире из последних источников. При этом показано разделение их на различные религиозные течения и мазхабы в странах, в которых шиизм имеет свою давнюю историю.

«Краткое знакомство с шиизмом…» - призыв автора от чистого сердца, из глубины души к единству в Исламе. И автор надеется, что эта книга внесет малый вклад на пути достижения исламского братства. В действительности, эта книга является отражением Коранического призыва к единству, которое может быть достигнуто старанием всех верующих, в результате опоры их на общие вопросы.

Мухаммад Али Шомали закончил духовное учебное заведение в Куме. Имеет диплом по специальности «Западная философия» Тегеранского Университета. Он защитил докторскую диссертацию по философии в Манчестере. Некоторые из его трудов: «Self-Knowledge», (Тегеран, 1996), «Ethical Relativism: An Analysis of the Foundations of Morality», (Лондон, 2001), «Shi i Islam: Origins, Faith and Practices», (Лондон).

Издатель: Джами‘ат аз-Захра

Исламское учебное заведение для женщин – Кум

П./Я. 3493 Кум, Исламская Республика Иран.

Все права на публикацию и переиздание принадлежат

Автору

Название книги: Краткое знакомство с шиизмом в Исламе

Автор: Мухаммад Али Шомали

Перевод: С. М. Бейсембаевой

Редактор: Зейналов Назим

Издатель: Джами‘ат аз-Захра (Исламское учебное

Заведение для женщин – Кум

Издание первое: 2003г. – 1424 л.х. – 1382 с.х.

Тираж: 2000

Формат: 143 X 205

ISBN:

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШИИЗМА.. 9

Значение слова «ши’а». 9

С какого времени начинается история шиизма?. 10

Первые шииты.. 12

ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ШИИЗМА.. 15

Священный Коран.. 15

Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!) 16

Семейство пророка (мир ему!). 16

Кто относится к семейству пророка (мир ему!)?. 18

Разум.. 19

Единое мнение. 20

ГЛАВА 3 ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ.. 21

Основы религии.. 21

1- Единобожие (монотеизм) 21

2.- Пророчество. 22

3.- «Ма‘ад» (загробный мир) 25

ГЛАВА 4 ДЕЯНИЯ.. 26

1. Ритуальная молитва. 26

2. «Саум» (пост). 27

3. «Хадж» (паломничество в Мекку). 27

4. Закят (налог с имущества в пользу бедных). 27

5. «Джихад» (война за веру). 29

6. Поощрение к добру и удержание от зла. 30

ГЛАВА 5 ЧИСЛЕННОСТЬ ШИИТОВ В МИРЕ В НЫНЕШНЕЕ ВРЕМЯ.. 31

ЛИТЕРАТУРА. 35

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха

Всемилостивейшего, Милосердного!

ВСТУПЛЕНИЕ

Настоящая книга является кратким изложением книги «Шиизм - возникновение, убеждения и деяния» (2003 г. Издание ICAS в Лондоне), написанной этим же автором. В данном издании в сокращении изложены основные темы, относящиеся к религии Ислам и шиизму в Исламе. Эта книга является малым вкладом для заполнения некоторых пустот в английских источниках по исламским исследованиям в целом, и в познании шиизма, в частности.

Эта книга, обладая простотой, является результатом 20-ти летнего изучения Ислама. А также итогом практического обучения шиизма для англоязычных: во-первых, 50 с лишним уроков для иностранных учащихся, обучавшихся в Иране, в медресе «Джами‘ат аз-Захра» в 1995-1996 годах; во-вторых, 30 с лишним занятий в исламском центре Манчестера и в центре «Рефах » 1998-99 г.г. в Англии. А также отдельные главы этой книги преподавались на краткосрочных курсах, а глава, связанная с темой возникновения шиизма, была опубликована в 10 номере «Тегеран таймс» в 1995г.

Первая глава настоящей книги начинается с объяснения лексического и терминологического значений слова «шиизм». В связи с этим указаны публикации некоторых исследователей, затем, опираясь на исламские предания и исторические данные, говорится о возникновении шиизма, также приведены имена первых шиитов.

Вторая глава посвящена источникам шиизма, то есть, Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму и единому мнению. Наряду с обращением к Корану, уделении ему особой роли шиитами, приводятся доказательства того, что Коран, который мы имеем в своем распоряжении сегодня, и есть тот самый, который был ниспослан Всевышним его светлости Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!). Вторым важным источником шиизма является Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), то есть речи, деяния и подтверждения его светлости. Коран рекомендует мусульманам, чтобы они брали пример с пророка (да благословит Аллах его и род его!) и для устранения своих трудностей и проблем обращались к нему и к его деяниям. Коран также представляет пророка (да благословит Аллах его и род его!) своим чтецом, учителем и толкователем. Кроме этого, в этой главе рассказывается об Ахл аль-Бейте (семействе пророка мир им!) и его роли в представлении пророческой Сунны. Затем показывается важность разума и его роль в понимании веры, ценностей и практических деяний. В завершении главы говорится о взглядах шиитов на единое мнение и отношении к нему суннитов.

Третья часть посвящена ознакомлению с основами шиизма. Наряду с единобожием, пророчеством и загробным миром, которые являются общими основами всех небесных религий, рассказывается коротко о других основах, таких как справедливость и имамат (духовно-политическое руководство). Эти основы, в большей или малой степени, также признаются некоторыми другими исламскими течениями. Те, которые полностью убеждены в них всех, считаются шиитами.

Глава четвертая в сокращенном виде рассказывает о важнейших практических вопросах, не относящихся к основам, и объясняет их философию. Эти деяния признаются единодушно всеми мусульманами, хотя среди различных исламских течений имеются незначительные расхождения.

Последняя глава, т.е. пятая, знакомит о нынешнем положении шиитов в мире, приводит статистические данные, относящиеся к численности мусульман, в целом, и шиитов, в частности. Затем показывает процентное соотношение численности шиитов в некоторых государствах, имеющих давнюю историю. К сожалению, точной статистики о нынешней численности шиитов в мире не имеется. Но проделана большая работа, чтобы, используя хотя бы три новых источника, показать обоснованные цифры.

Здесь необходимо уделить особое внимание, что автор данной книги, от всей души и всем своим существом верит в исламское единство и является сторонником этого единства. Он надеется, что эта книга сможет внести маленький вклад на пути достижения исламского братства. В действительности, одним из важных средств достижения единства и братства является правильное познание мусульманами друг друга. Предвзятость в исторических спорах является препятствием правильного понимания друг друга. Согласно арабской пословице: «Люди враждуют с тем, чего не знают».

Внимательное изучение всех крупных исламских течений показало то, что среди них сходств больше, чем противоречий. Все мусульмане убеждены, что Всевышний - Един, пророк у них - один и тот же, и все они верны Корану. Все мусульмане верят в Судный день, убеждены в том, что Бог вознаграждает и наказывает. Все мусульмане совершают ритуальную молитву в сторону одной Киблы, т.е. в сторону Масджид аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке. Все мусульмане соблюдают пост в месяц рамадан. Все мусульмане одновременно в одном и том же месте совершают хадж. Все мусульмане считают обязательными закят, призыв к добру и запрещение зла. Все мусульмане убеждены, что между мусульманами и честными людьми должны быть дружественные отношения, и, наоборот, необходимо избегать врагов Всевышнего. Все мусульмане обладают равными преимуществами и достоинствами. Как сказано в Коране: «Поистине, верующие - братья». Несмотря на цвет, нацию, половую принадлежность и различие религиозных течений все по отношению друг к другу считаются сестрами и братьями и имеют обязанности, которые требуют исполнения. Однажды Му‘алля ибн Ханис спросил у имама Садыка (мир ему!) о правах мусульман между собой. Его светлость (да будь мир с ним!) в ответ сказал: «Для каждого мусульманина соблюдение семи обязанностей является обязательным. Каждая из них является обязательной и несоблюдение одной из них, отдаляет человека от покровительства и поклонения Всевышнему и не одно его действие не будет принято Богом». Имам воздержался от их уточнения из-за тревоги, что Му‘алля не будет их выполнять. После же настаиваний Му‘алля, имам пояснил:

«1-Желай брату мусульманину того, чего желаешь себе; и не желай ему того, чего не желаешь себе.

2 - Не гневи брата своего, старайся радовать его, слушать его.

3- Оказывай поддержку ему жизнью, имуществом, словами.

4- Будь его глазами, путеводителем и религией.

5- Никогда не допускай, чтобы ты был сытый, а он голодным; чтобы твоя жажда была утолена, а его нет; чтобы ты имел одежду, а он нет.

6- Если ты имеешь слугу, а он нет, то вышли слугу к своему брату, чтобы тот постирал, приготовил ему еду и постель.

7- Поверь его клятве и прими приглашение его. Во время болезни навести его, во время смерти прими участие в его похоронах. Каждый раз, когда узнаешь, что он в нужде, немедленно помоги разрешить их. Не заставляй его просить тебя об этом».

В заключении имам сказал: «Если ты будешь таким образом выполнять свои деяния, то соединятся и свяжутся твое и его покровительства» («Васаил аш-ши‘а», книга «Хадж», глава 122, хадис 7).

К сожалению, среди всех групп и течений всегда находятся те, которые стараются раздуть имеющиеся различия и вместо призыва к единству и братству, призывают к разногласиям и спорам. Такие люди спешат найти любой повод, чтобы тех, кто противоречит их взглядам, назвать безбожниками или лицемерами, а любое действие, которое не приемлемо им – ересью. Однако нет сомнений, что неверующие и еретики существуют. И нужно проявлять большую предосторожность и внимательность к ним. Великие исламские ученые и духовные лидеры, независимо от того шииты они или сунниты, никогда не противостояли друг другу, а сохраняли гармонию, миролюбие, проявляли стремление к единству, справедливости, проявлению милосердия.

Ислам принес единство и сплоченность тем, которые претерпевали трудности от вражды. (Сура 3, аят 103). Единство и дружба считаются проявлением величия и мудрости Всевышнего. (Сура 8, аят 63). Коран предостерегает мусульман от дел таких людей, как Фараон, которые распространяли рознь и порчу среди людей (сура 28, аят 4). И предупреждает, что, если будут враждовать друг с другом, то ослабнут и будут побеждены (сура 8, аят 64).

На самом деле, этот призыв к сплоченности не относится только к мусульманам. Священный Коран призывает всех, кто поклоняется Всевышнему, а также христиан и иудеев к единству и напоминает об общих корнях. (Сура 3, аят 64). Собирайтесь, все вместе поднимем руки в молитве, и будем надеяться, что день ото дня наши единство и сплоченность будут сильнее.

Здесь считаю необходимым выразить свою признательность всем людям и организациям, которые оказали поддержку в создании этой книги. В особенности, от души выражаю свою благодарность аятулле Мухсину Араки, Исламскому Колледжу в Лондоне и Организации Ахл аль-Бейт в Англии и Ирландии. В заключение, благодарю Всевышнего и хочу, чтобы Он Своим светом озарил наши сердца и дал ощутить сладость Его любви.

Мухаммад Али Шомали

Рамадан 1423, ноябрь 2002 г.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ШИИЗМА

Значение слова «ши’а»

Слово«ши’а» в арабском языке в своей основе означает одного, двоих или группу из последователей. В Коране это слово встречается несколько раз в этом же значении. Например, в 15-ом аяте 28-ой суры, Всевышний к одному из последователей его светлости Мусы (мир ему!) обращается, применяя слово «шиа». В другом аяте, Ибрахима (мир ему!) представляет шиитом Нуха (мир ему!) (сура 37, аят 83). В начале истории Ислама понятие «ши’а» использовалось в своем первоначальном или лексическом значении, то есть, как последователь различных личностей. Например, в некоторых шиитских преданиях оно встречается в речах Али ибн Аби Талиба, в других, Муавие ибн Аби Суфьяна. Но постепенно это слово приобрело второй смысл и стало применяться только в значении «последователи Али (мир ему!)», тем самым, признавая его руководство.

Шахристани (год смерти 548 лунной хиджры) в своей книге «Аль-Миляль ван-Нихаль», которая является выдающимся трудом в области исламских течений, писал: «Шиитами являются те, кто, в особенности, следуют Али (мир ему!), верят в его руководство и управление согласно воле и ясным указаниям Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!)»[1]. Это очень внимательное определение, так как шииты убеждены, что доказательством следования Али (мир ему!) является желание пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не их индивидуальное решение. Напротив, те, кто не является шиитом, после смерти пророка, стали следовать тому, кто был избран самими. Думали, что выбор наместника, пророк оставил на усмотрение самих людей. Хотя Абу Бакр ибн Кахафа, первый халиф, который пришел к власти, будучи избранным, был убежден, что сам должен назначить наместника после себя. Второй халиф, Умар ибн Хаттаб, также в свою очередь, используя совет из шести лиц, которых назначил сам, решил из них избрать наместника. Интересно то, что Али (мир ему!) был четвертым халифом, которого после смерти третьего халифа, Усман ибн ‘Аффана, народ вынудил принять власть.

Хасан ибн Муса Наубахти (год смерти 313 лунной хиджры), известный шиитский исследователь, в книге «Шиитские течения» писал: «Шииты – это группа Али ибн Аби Талиба (мир ему!). Они назывались шиитами при жизни пророка (да благословит Аллах его и род его!) и после его смерти. Были известны в качестве последователей Али (мир ему!), признавали его руководство и власть». Шейх Муфид (год смерти 413 лунной хиджры), один из известнейших ученых прошлого, шиитом считал тех, кто следовал Али (мир ему!) и признавал его наместничество после пророка (да благословит Аллах его и род его!)[2]. Разъясняя причину названия шиитов «имамитами», он говорил: «Так называют тех, которые считали необходимым имамат во все времена, а также признавали непорочность имама, необходимость его назначения и совершенство»[3].

Таким образом, мусульмане шииты – это те, которые придерживаются следующих мнений:

1. – наместничество утверждается Всевышним;

2. – имам, так же, как и пророк избирается Всевышним, а затем представляется пророком народу в качестве своего преемника;

3. – непосредственным наместником пророка считается Али (мир ему!).

С какого времени начинается история шиизма?

Естественно, возникает вопрос, с какого времени начинается история шиизма?

Имеются многочисленные хадисы, раскрывающие тему имамата, о которых будет рассказано в последующих соответствующих главах. Здесь мы затронем только те хадисы, в которых пророк (да благословит Аллах его и род его!) упоминает о группе людей, в качестве шиитов Али (мир ему!). Затем, в качестве доказательства, обратимся к другим хадисам и истории Ислама, которые помогут больше осветить данную тему. Все хадисы, которые будут приведены далее, взяты из суннитских источников. Приводимые хадисы служат только примером. Существуют много других хадисов в тех же или других источниках.

1. Ибн Асакир (год смерти 571 л.х.) передает от Джабир Абдулла Ансари: «В один из дней, когда мы сидели возле пророка (да благословит Аллах его и род его!), вошел Али (мир ему!) и пророк сказал: «Клянусь именем того, в чьих руках жизнь моя, что он и шииты (последователи) его будут спасены в Судный день». Затем был ниспослан седьмой аят суры «Байина»: «Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, они – лучшие из творений».

После этого события, сподвижники пророка (да благословит Аллах его и род его!) каждый раз, когда видели, что вошел Али (да будет мир с ним!) говорили: «Пришел лучший из творений»[4].

2. Ибн Хаджар (год смерти 974 л.х.) передает от Ибн Аббаса, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) после ниспослания седьмого аята суры «Байан», сказал Али (мир ему!): «Они (т.е. лучшие из творений) – это ты и шииты твои, которые будут довольны Всевышним в Судный День и Всевышний будет доволен вами. Враги твои злы и получат сполна»[5].

В этой же книге Ибн Хаджар передает от Уммы Саламы, что в один из вечеров, когда пророк (да благословит Аллах его и род его!) был в ее доме, вошли его дочь Фатима и следом Али, и пророк произнес: «О, Али, ты и твои сподвижники будете в раю. Ты и шииты твои - райские».

3. Ибн Асир (год смерти 774 л.х.) передает, что пророк (да благословит Аллах его и род его) сказал, обращаясь к Али (мир ему!): «О, Али, ты предстанешь перед Богом, и тогда ты и шииты твои будут довольны Всевышним и Он доволен вами, и враги твои предстанут перед Всевышним злыми и получат сполна». Затем пророк (да благословит Аллах его и род его!) руками обхватил свою шею и наглядно показал обстоятельство[6].

Существуют и другие хадисы, где пророк (да благословит Аллах его и род его!), обращаясь к Али (мир ему!), использует выражение «наши шииты». Это выражение соответствует тому, о чем упоминалось ранее: «шииты – это те, которые по учению пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не из-за индивидуального решения, следуют Али (мир ему!). И в действительности, шииты Али и есть шииты пророка. Например, Ибн Асакир, передает от пророка (да благословит Аллах его и род его!): «В раю имеется родник, который слаще цветочного нектара, мягче масла, прохладнее льда и запах его лучше мускуса. В этом роднике есть глина, из которого созданы я и мое семейство (мир им!), а также шииты наши – из него»[7].

В других хадисах пророк (да благословит Аллах его и род его!) обращается к Али (мир ему!), применяя выражение «твой шиитский род». Оно также подтверждает то, что было сказано ранее, т.е. шииты – это те, кто следует Али, и убеждены в основу имамата. Как будет подробно рассказано в третьей главе, шииты убеждены, что Али является первым имамом, и после него имамат также был избран Богом и представлен пророком (да благословит Аллах его и род его!) для рода его и Фатимы (мир ей!). Например, Замахшари (год смерти – 528 л.х.) в книге «Раби‘ аль-Абрар» передает от пророка (да благословит Аллах его и род его!): «О, Али! В день, когда наступит конец света, я присоединюсь к Всевышнему, ты ко мне, дети твои к тебе, а шииты к ним. И увидишь, куда нас поведут»[8].

Необходимо обратить внимание на то, что согласно Корану, пророчество также переходит в наследство чистому роду пророков.

Коран говорит: «Мы уже послали Нуха и Ибрахима и в потомстве их установили пророчество и писание» (сура 57, аят 26). Критерием является соблюдение условий пророчества, т.е. они, должны соответствовать условиям, чтобы из их рода стать избранными Всевышним.

Кроме вышесказанных и других хадисов, относящихся к теме имамата, которые будут упомянуты далее, имеются и другие доказательства, что возникновение группы людей в качестве шиитов при жизни пророка было естественным и даже необходимым. В качестве примера можно привести следующее: в Мекке в то время, когда со стороны Всевышнего пророку (да благословит Аллах его и род его!) было поручено начать открыто призывать родственников и близких к Исламу, он приготовил еду и пригласил всех их к себе домой. После завершения трапезы пророк (да благословит Аллах его и род его!) рассказал о своей миссии и призвал своих гостей к принятию Ислама. Произнес, что каждый, кто примет Ислам и последует ему, станет его наместником. Все молчали. Единственным, кто откликнулся на призыв пророка (да благословит Аллах его и род его!) был Али (мир ему!), который в то время был юношей. Пророк попросил его сесть и повторил свой призыв второй, а затем и третий раз. И каждый раз только Али (мир ему!) откликался на его призыв. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) одобрил готовность и покорность Али (мир ему!) истине и по указу Всевышнего объявил его своим наместником[9].

В одном из своих высказываний пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал, что Али (мир ему!) там, где истина и в результате чего он избавлен от ошибочных взглядов и недостойных действий. И желал, чтобы все мусульмане и все искатели истины следовали ему. Умма Салама передает, что пророк (да благословит Аллах его и род его!) говорил: «Али всегда там, где истина. Коран и истина всегда с Али, и до Судного дня они неразделимы друг от друга». Этот хадис был передан также с уст ибн Аббаса, Абу Бакра, Айши, Абу Саида Худри, Абу Лейли и Абу Айуба Ансари[10]. Также передано от пророка (да благословит Аллах его и род его!), что: «Пусть Аллах будет Милостив к Али. О, Всевышний! Пусть истина всегда будет с Али»[11].

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) неоднократно среди своих последователей представлял Али (мир ему!) более сведущей личностью в исламских вопросах. Например, он говорил: «Мудрость подразделяется на десять частей. Девять из них даны Али и одна разделена между другими людьми»[12]. Спустя время, второй халиф подтвердил это высказывание пророка (да благословит Аллах его и род его!) следующими словами: «Пусть Всевышний при любых затруднениях не оставит меня без Али»[13].

Кроме того, что было сказано, человек должен иметь представление о преданном служении и самопожертвовании Али (мир ему!), чтобы постичь его достоинства и высокое положение среди мусульман. Например, когда язычники составили план покушения на жизнь пророка (да благословит Аллах его и род его!), Всевышний оповестил его об этом заговоре. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) спросил Али (мир ему!) о том, готов ли он лечь на его место, чтобы ввести в заблуждение язычников, чтобы смог покинуть Мекку. Али (мир ему!) с удовольствием принял это предложение. В связи с данным событием был ниспослан аят: «А среди людей есть и такой, который покупает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха». Переселение пророка (да благословит Аллах его и род его!) из Мекки в Медину явилось началом отчета исламского календаря. Али (мир ему!) для служения целям Ислама участвовал в битвах Бадр, Ухуд, Хейбар, Хандак и Хунейн и сыграл в них основную роль. Эти события рассказаны в исторических книгах, и преданиях.

Как уже было сказано ранее, хадисы от пророка (да благословит Аллах его и род его!) об имамате, в целом и, в частности, об имамате Али (мир ему!) будут приведены позже. Но здесь, в завершении главы, мы хотим привести известный хадис «Гадир». Пророк (да благословит Аллах его и род его!) во время возвращения со своего прощального хаджа пожелал, чтобы тысячи мусульман, сопровождавших его, остановились близко к водоему на местности Гадир Хум. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) поднялся на возвышенность, сооруженную из верблюжьих седел и произнес: «Каждому, для кого я являюсь покровителем, Али также считается его покровителем». После этого люди, присутствовавшие там, в их числе первый и второй халифы, принесли Али (мир ему!) свою присягу и поздравления. Этот хадис передан более, чем в тысячах источниках. Для изучения этого вопроса, можете обратиться к таким источникам, как «‘Абакат аль-Анвар» Мирхамида Хусейни Хинди (год смерти 1306 л. х.), «Аль-Гадир» Абд аль-Хусейн Амини (год смерти 1290 л. х.), в которых приведен список суннитских источников, где приведен этот хадис. Некоторые из суннитских писателей, принимая данный хадис, слово «мауля» растолковывают в значении «друг», а не в значении «покровитель». Несмотря на правильное или неправильное толкование, или на то, что гармонирует ли с другими событиями того дня или нет, безусловно, что этот хадис подчеркивает особое и исключительное достоинство Али (мир ему!) среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!).

Все вышесказанные предания вместе с историческими событиями не оставляют сомнений, что в период жизни пророка (да благословит Аллах его и род его!) многие из мусульман глубоко любили имама Али (мир ему!) и решили принести ему присягу. К этим людям применяли выражение «шииты» до тех пор, пока оно стало обозначать «шииты Али». Бесспорным является то, что при жизни пророка был утвержден вопрос имамата и наместничества Али (мир ему!). После смерти пророка (да благословит Аллах его и род его!) этот вопрос стал весьма актуальным. И выделил тех, которые были убеждены в необходимости следования Али (мир ему!) из среды людей, которые рано или поздно пришли к тому, что он является истинным наместником пророка (да благословит Аллах его и род его!), но не избран для этой миссии Богом. Мас‘уди (год смерти 345 л. х.), являющийся одним из известных суннитских историков, объясняет события, свершившиеся после смерти пророка (да благословит Аллах его и род его!), следующим образом: «Безусловно, что имам Али (мир ему!) и группа шиитов его, которые были с ним, в момент принесения присяги Абу Бакру, оставались в доме Али (мир ему!)»[14].

Спустя время произошли события такие, как: битвы во время халифата имама Али (мир ему!), события в Кербеле, где имам Хусейн (мир ему!), третий имам шиитов и семьдесят два человека из членов его семьи и сподвижников погибли за веру. Эти события выделили шиитов Али (мир ему!) и определили сущность шиизма. В качестве примера в одной из книг сказано, что Али (мир ему!), осуждая Тальха и Зубайра, сказал следующее: «Безусловно, последователи Тальха и Зубайра, в Басре убили моих наместников и шиитов»[15]. Абу Михнаф (год смерти 158 л. х.) также свидетельствует, что после смерти Муавие шииты собрались в доме Сулеймана ибн Сард, и он сказал им: «Муавие умер, Хусайн отказался от присяги оммейидам и направился в сторону Мекки. Вы будьте шиитами его и шиитами его отца»[16].

Первые шииты

Безусловно, что шиизм начал свое распространение с Хиджаза (нынешняя территория Саудовской Аравии) среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!). В результате обращения к историческим книгам становятся ясными имена известных шиитских лиц среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!) и рода Бани Хашим (т. е. потомков Хашим, прадеда пророка), таких как: Абдулла ибн Аббас, Фадл ибн Аббас, Убайдулла ибн Аббас, Касам ибн Аббас, Абдуррахман ибн Аббас, Таммам ибн Аббас, Акиль ибн Аби Талиб, Абу Суфьян ибн Хирс ибн Абдуль Муталлиб, Навфаль ибн Хирс, Абдулла ибн Джа‘фар ибн Аби Талиб, ‘Авн ибн Джа‘фар, Мухаммад ибн Джа‘фар, Раби‘а ибн Хирс ибн Абдуль-Муталлиб, Ат-Туфайл ибн Хирс, Мугайра ибн Навфаль ибн Харис, Абдулла ибн Хирс ибн Навфаль, Абдулла ибн Аби Суфьян ибн Хирс, Аббас ибн Раби‘а Хирс, Аббас ибн ‘Убта ибн Аби Лахаб, Абдуль Муталлиб ибн Раби‘а ибн Хирс, Джа‘фар ибн Аби Суфьян ибн Хирс. Среди сподвижников пророка (да благословит Аллах его и род его!), не относящихся к роду Хашим, выделены следующие личности: Салман, Микдад, Абузарр, ‘Аммар Йасир, Хузайфа ибн Йаман, Хузайфа ибн Сабит, Абу Айуб Ансари, Абу Хашим Малик ибн Тийхан, Убай ибн Ка‘б, Кайс ибн Са‘д ибн ‘Убадат, Удай ибн Хатам, ‘Убада ибн Самит, Билаль Хабаши, Абу Рафии‘, Хашим ибн Утба, ‘Усман ибн Ханиф, Сахль ибн Ханиф, Хаким ибн Джабаллах ‘Абди, Халид ибн ‘Ас, Ибн Аль-Хасиб аль-Аслами, Джа‘дах ибн Хкбайра, Хаджр ибн ‘Адиу аль-Кинди, Амр ибн Хамк Хузаи, Джабир ибн Абдулла Ансари, Мухаммад ибн Абу Бакр (сын первого халифа), Абан ибн Са‘ид ибн ‘Ас, Зейд ибн Саухан Зейди[17].

ГЛАВА 2

ИСТОЧНИКИ ШИИЗМА

Прежде, чем начнем изучать убеждения и деяния шиитов, необходимо ознакомиться с известными шиитскими источниками. В данной главе расскажем об источниках шиизма или иными словами, рассмотрим литературу, на которую с точки зрения шиитов, должен основываться каждый, кто хочет изучить Ислам. Для того, чтобы понять любые темы, касающиеся вопросов убеждений, нравственности, фикха, необходимо обратиться к одному или более из следующих источников: Корану, Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!), разуму или единому мнению.

Священный Коран

Безусловно, что Коран является важнейшим источником в познании Ислама для всех мусульман, в том числе и шиитов. Коран также служит единству мусульман. Мусульмане, несмотря на имеющие различия в деталях, в комментарии и в культуре, всегда убеждены в том, что это Писание – Божественный руководитель жизни. Ислам везде и всегда, будь это в прошлом, будь в настоящем, без каких-либо изменений обладает только одним Кораном. В качестве примера шиитских убеждений, можно привести следующее: «Мы убеждены, что Коран ниспослан Всевышним и передан Его пророком (да благословит Аллах его и род его!). Коран толкователь всего и вечное чудо. Человек не может написать что-либо подобное Корану, или внести изменения в Него. Доказательством этому является красноречие, ясность, мудрость и совершенство, присущие Корану. Коран, который мы имеем сегодня, и есть тот, который был ниспослан пророку (да благословит Аллах его и род его!). Каждый, кто сомневается в этом, является или грешником, или скептиком, или заблуждающимся. В любом из приведенных случаев считается сбившимся с истинного пути, так как Коран – слово Всевышнего и «Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади…» (сура 41, аят 42)».

Мы убеждены, что должны проявлять уважение к Корану в своих речах и делах. Значит, не должны допускать пренебрежения к нему или разрешать притрагиваться оскверненному человеку. Коран говорит: «Прикасаются к нему только очищенные» (сура 56, аят 79)[18].

Шииты отвергают любое искажение Корана. И убеждены, что Коран, которым мы располагаем сегодня, есть тот самый Коран, который был ниспослан пророку (да благословит Аллах его и род его!). Коран - это совершенная Книга. Ранние экземпляры письма, относящиеся к временам имамов, которые мы имеем в своем распоряжении, схожи с новыми изданиями Корана.

Коран ясно говорит, что Всевышний оберегает его от всевозможных изменений: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем!» (Сура 15, аят 9)[19].

Выдающийся ученый сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи в своем комментарии к Корану «Аль-Мизан» про этот аят говорит: «Коран – вечно живое напоминание. Он никогда не угаснет и не будет забыт. Коран защищен от всех недостатков и изъянов. Он защищен от всякого рода изменений, которые бы повлияли на его роль и особенность, как «напоминания со стороны Всевышнего и вестника Его мудрости и истинности». По этой причине, предыдущий аят является доказательством, что Писание Всевышнего, всегда была и будет защищена от всякого рода изменений.

Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!)

После Священного Корана, вторым важным источником в познании Ислама и шиитских убеждений, является Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), которая включает в себя речи, деяния и подтверждения пророка (да благословит Аллах его и род его!). В действительности она была предусмотрена для пророка (да благословит Аллах его и род его!) в самом Коране, согласно аятам, разъясняющим его обязанности, (сура 16, аят 44) и учении и мудрости Корана (сура 62, аят 2).

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) является примером совершенства для мусульман (сура 33, аят 21). «И говорит он не по пристрастию» (сура 53, аят 3). Мусульмане обязаны «брать то, что даровал посланник, а что он запретил, от того удерживаться» (сура 59, аят 7).

Шииты, подобно другим мусульманам, осведомленные вышеуказанными и другими аятами, показывающими положение пророка (да благословит Аллах его и род его!) и, понимая его миссию, как личности, избранной самим Всевышним для доведения Его указов, проявляют большую преданность и привязанность его светлости пророку (да благословит Аллах его и род его!), повинуясь и подчиняясь ему.

Семейство пророка (мир ему!)

Среди мусульман нет разногласий в истинности и достоинстве следования учению семейства пророка (мир ему!) для познания Ислама. Согласно суннитским взглядам все сподвижники Пророка считаются справедливыми и их изречения и деяния являются доказательствами[20]. Это отчетливо проявляется, если обратиться к хадисам пророка (да благословит Аллах его и род его!) про его семейство (мир им!), и сравнить их с речами суннитских ученых о положении имама Али (мир ему!) и других членов семейства пророка (мир им!) в области знаний. В качестве примера можно привести то, что имам Малик говорил: «Я никого мудрее, благочестивее, добронравнее, чем Джа‘фар ибн Мухаммад не видел и не слышал»[21].

Шейх Муфид (год смерти 148 л.х.) в книге «Аль-Иршад» привел четыре тысячи имен лиц различных исламских течений, которые передают хадисы от Джа‘фар Садыка (мир ему!), питают доверие к нему и согласны с убеждениями имама.

Таким образом, в вопросах верности обращения к семейству пророка (да благословит Аллах его и род его!) нет никаких сомнений. Это и является доказательством того, что многие из суннитских ученых, в том числе покойный шейх Шалтут, искренне уделяли внимание на то, что мусульмане, относящиеся к любому из пяти исламских течений: Джа‘фари, Ханафи, Ханбали, Малики, Шафи‘и в вопросах фикха обращались к ним. Доказательством этого также служит осведомленность имама Джа‘фар Садыка (мир ему!) и других имамов из семейства пророка (мир ему!) в Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!) больше, чем других. Безусловно, что не меньше. Абу Ханифа, руководитель мусульман течения Ханафи два года обучался у Джа‘фар Садыка (мир ему!). Также многие другие суннитские ученые непосредственно сами или через посредника обучались у имамов семейства пророка (мир ему!). Следовательно, люди сведущие и ищущие истину, считают, что наряду с известными достоверными исламскими источниками также необходимо обращаться к учениям и истории семейства пророка (мир ему!).

Таким образом, после выяснения верности обращения к семейству пророка (мир ему!), мы должны обратиться к следующему вопросу: это обращение необходимо или нет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым хадисам от пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), которые переданы известными суннитскими учеными и признанны, как шиитами, так и суннитами. Прежде, чем приведем хадисы, обратим внимание на значительное обстоятельство, т.е. то, что учение семейства пророка (мир ему!) всегда основывается на Коране и Сунне пророка (да благословит Аллах его и род его!). Никогда нельзя предполагать, что семейство пророка (мир ему!) говорит что-либо согласно тому, что ему нравится или хочется сказать. Многочисленные хадисы от самого семейства пророка (мир им!), которые имеются в шиитских книгах по хадисам, таких как «Усул Кафи», говорят о том, что все, что они сказали, напрямую или посредством своих предков, получили от самого Пророка.

Одним из известных хадисов о необходимости обращении к семейству пророка (мир ему!) и переданный и шиитами и суннитами является хадис «Сакалайн». Этот хадис пророк (да благословит Аллах его и род его!) произносил при различных обстоятельствах, например, в день ‘Арафа, во время своего прощального хаджа, 18 зиль-хидджа в местности Гадир Хум. Некоторые из этих преданий имеют незначительные разногласия, которые не затрагивают основного смысла. Например, согласно некоторым преданиям, пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «О, люди! Я оставляю среди вас две драгоценные вещи: Книгу Аллаха и свое семейство (мир ему!). Вы никогда не впадете в заблуждение до тех пор, пока будете следовать им».

Наши рекомендации