Занятие по развитию грамматических категорий.

Тема: Родительный падеж имени существительного

Цель: Обучение правильному употреблению имени сущ. в род.падеже

Задачи:

Задачи по словоизменению: закреплять умение/учить правильно употреблять им. Сущ. В род. падеже в ед. числе (если маленькая группа: с окончаниями А и И)

Словообразование: учить правильно употрсущ с суффиксами такими-то в родит падеже

Синтаксический уровень: учить правильно согласовывать сущ с прил/ гл с сущ в родит падеже. Предлоги: учить/тренировать в правильном употреблении/закреплять умение (должны быть разные). …правильно употрсущ в родит падеже с окончаниями А и И в простом распространённом предложении. Правильное употрсущ в повествовательном/описательном тексте (заучивание стихотворения)

Оборудование:

Речевой материал: существительные в род пад с окончанием А, с окончанием И, сущ с суффиксом; предложения (только типы предложений)

План-конспект занятия:

0. Орг момент

1. Подведение к теме. 1) Маша-растеряша «что потеряла маша?» 2) Чего нет? (чего не стало) 3) Кого нет? (кто не пришёл в гости). Работа над понимаем речи + внимание детей к окончаниям

2. Картинки или «волшебный мешочек» - чего не стало? Подобрать слова с окончаниями. Сначала А,

3. потом И.

4. Затем вперемежку.

Лекция №2.

Методика формирования лексической стороны речи.

Филичева, Чиркина, Шаховская, Бабина, Гаркуша и др.

Принципы формирования лекцсики

1. Учет общих закономерностей общего овладения языком – онтогенез, ведущий вид деятельности

2. Учёт представлений о слове. Связь слова с определённым предметом. Денотативный компонент. Коннотативный компонент – отношение к предмету. Контекстуальный компонент – связь слова с другими словами, явлениями, предметами.

3. Учёт лексикона дошкольников с общим недоразвитием.

4. Принцип ситуативности

5. Отношение к слову, как к знаку различных видов опыта (деятельности). Дети знакомятся с фактурой предмета, потом запоминают слово (на основе разных видов анализаторов)

6. Ориентация на овладение системными связями лексических единиц

7. Принцип параллельного формирования лексической и грамматической стороны речи

Разделы работы над лексической стороной речи

Обозначены в программе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (Филичева, Чиркина).

1. Формирование лексических средств языка

1) Расширение объёма пассивного словаря (работа над пониманием речи). Начинается с частотных слов и идёт к низкочастотным.

2) Уточнение значений слов, которые имеются в индивидуальном лексиконе ребёнка. Соотнесение фонетического и содержательного планов слова (замОк - зАмок, грибной суп - грибной дождь). Выявление существенных признаков слова (гриб – грибной, лес – лесной, стекольщик – носильщик, козлёнок-телёнок)

3) Усвоение системных парадигматических отношений в лексиконе на разных уровнях:

1. Лингвистический

а) слово на лингвистическом уровне, рассматривается как компонент какой-либо группы

б) лексико-семантические группы глаголов (глаголы движения, эмоционального состояния, приготовления)

в) лексико-семантические группы прилагательных (цвет, форма, величина, вкус)

2. Лингво-когнитивный уровень. Слово рассматривается, как компонент идеогруппы (плод, растущий на дереве, на кустарнике, на кустике)

4) развитие потенциального словарного запаса. Связь лексикона и словообразования (лесная тропинка – это тропика в лесу).

5) Развитие ассоциативных связей слова. Языковые ассоциации (синонимы, антонимы, паронимы), речевые ассоциации (связь слов с другими словами в линейном ряду)

6) преодоление вербальных парафазий различного характера. Сначала работа проводится индивидуально, затем переносится на фронтальные занятия.

Организация работы по формированию лексической стороны речи в логопедической группе детского сада.

Начинается с первого года обучения и проводится на фронтальных или подгрупповых занятиях. В структуре каждого занятия даётся задания на развитие лексики грамматики и связной стороны речи.

Развитие и активизация словарного запаса проводится не только на занятиях логопеда, но и всех специалистов детского сада.

Понедельник – воспитательское занятие

Вторник – лепка, повторение структурных частей дерева

Среда – рисование, повторение этапов роста дерева

Четверг – апликации/конструирование, коллективная работа «парк». Повторение названий деревьев

Пятница – занятия у логопеда по развитию связной речи, читают о деревьях

Эффективность обеспечивается единым речевым режимом. Весь речевой материал в группе определяет логопед. Тесная взаимосвязь между логопедом и родителями.

Реализация коррекционного аспекта в формировании лексической стороны речи.

1. Отнесение к денотату. Стратегия отнесения к денотату. А) Связь слова с предметом, явлением или признаком. Детям предлагается выбрать предмет среди других. Задание: про что мы скажем «тяжелый, глубокий, колючий». Б) Выбор предмета, к которому подходит действие. Задание: подбери существительное к прилагательному/глаголу.

2. Противопоставление. Признаки (горячий - холодный), глаголы (прилетать – улетать), лингво-когнитивные – часть и целое (капля – море, дом – крыша)

3. Стратегия сравнения с эталоном. Подбор эталона носителя данного признака. Подбор эталона по действию. Установление талонного признака (трава – зелёная)

4. Стратегия отнесения к ситуации (где можно увидеть цветок? – в саду, дома, на грядке). Установление разных связей слов.

5. Отнесение к категории. Лингвистический уровень: Распределение лексики на разные тематические группы существительных, прилагательных, глаголов. Лингво-когнитивный уровень: жилище для диких животных, для домашних

6. Стратегия эксплицитное разъяснение. Толкование «птенец – это детёныш», «стол – это предмет мебели» и узнавание по толкованию ( в нём живёт птица и выводит птенцов).

Этапы работы, отражающие усвоение лексических единиц или объединений лексических единиц.

1. Предъявление слов в соответствующих речевых ситуациях. Экскурсия, просмотр диафильма, сюжетно-ролевая игра

2. Понимание и узнавание лексических единиц. Стратегия эксплицитное разъяснение.

3. Активизация слов на грамматическом уровне

4. Контекстуализация слов. Введение в речь. Употребление лексических единиц в предложении и в тексте.

Наши рекомендации