Лексическая тема: «Краеведение. Озеро Байкал»

Тема занятия: «Озеро Байкал»

Задачи:

Образовательные: составление предложений с однородными членами, изменение глаголов несовершенного вида по временам.

Коррекционно-развивающие: обогащение словаря детей по теме «Байкал и ее обитатели»; совершенствование грамматического строя речи: упражнение в подборе антонимов, согласовании числительных с существительными, образовании названий детенышей животных в единственном числе, подборе определений к существительным и согласовании их в роде.

Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: видео о Байкале, три ведерка с рыбками, картинки детенышей животных, картинки – действия (загорать, купаться и т.д),

Ход занятия

Вводная часть

Как я красив, ваш батюшка Байкал

Среди лесов, песчаных дюн и скал,

Стою, не зная горести и бед,

Уж четверть сотни миллионов лет!

Основная часть

Бесспорно, ты батюшка Байкал - сокровище и гордость России. Ты самое глубокое озеро в мире. Ты самое красивое озеро. Ты - одно из величайших озер планеты. Мы гордимся, что у нас в Сибири есть такое озеро. Недаром сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири.

А давай батюшка Байкал покажем, какой ты красивый бываешь в разные времена года. Отправимся в маленькое путешествие. Приготовились?

Видео о Байкале

- Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем.

Озеру Байкал даже посвящен день, который называется - День Байкала, который празднуют на второе воскресенье сентября.

Игра «Скажи наоборот»

- Давайте разберемся, какое наше озеро?

Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)

Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)

Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)

Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).

Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)

Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)

Физ. минутка

В нашем краю горы высокие, Подняться на носки, руки вверх
Реки глубокие, Наклон вперёд,
Леса большие, Выпрямиться, руки в стороны,
А мы – ребята, вот такие! Выставить большой палец.

Игра «Подбери признаки» Расскажи о воде.

- Самая большая ценность Байкала – это вода.

- Какая вода в озере? Подберите слова (подсказки).

-По цвету вода какая? Синяя, голубая

- А у воды есть цвет, если сквозь воду видны камни на дне, значит, она какая? Прозрачная

- В ней есть соль или нет? Значит, она какая? Пресная

- Ее употребляют для питья? Значит, она какая? Питьевая

- Если ее пить, горло можно простудить? Значит, она какая? Холодная или прохладная.

Игра «Рыбалка»

‑ Ребята, давайте вспомним, какие рыбы водятся в озере Байкал.

- Смотрите у меня три ведерка, в которых лежат рыбки. Здесь, какие рыбки? Кто помнит? (На ведерках наклеены картинки: щуки, омуля, хариуса).

- Давайте посчитаем, сколько наловили рыбок в каждое ведерко.

- 1 щука, 3 щуки, 5 щук

- 1 омуль, 3 омуля, 5 омулей

- 1 хариус, 3 хариуса, 5 хариусов.

Игра «Назови детеныша, семью»

- Ребята, вокруг Байкала много лесов. А в лесу кто водится? Правильно животные. Сейчас наступает весна и у них появляются детеныши. Давайте с вами назовем их: медвежонок, волчонок, зайчонок, лисенок, бельчонок, нерпенок, соболенок, лосенок, кабаненок, олененок (кабарга, изюбр), рысенок.

Они такие маленькие, беспомощные, с кем они живут? Назовем всю семью:

У медвежонка кто? Медведица

У волчонка? Волчица

У лисенка? Лисица

У зайчонка? Зайчиха

У бельчонка? Белка

У нерпенка? Нерпа

У соболенка? Самка Соболя

У лосенка? Лосиха

У кабаненка? Кабаниха

У олененка? Оленуха

У рысенка? Рысь.

- Молодцы

Составление предложений с однородными членами.

- Ребята, а когда настанет жаркое лето, вы отправитесь с родителями отдыхать на озеро Байкал.

-Что вы будете делать на озере?

Составьте предложение по образцу:

На озере я буду…. Купаться (загорать, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, плавать).

Игра « прошлое – настоящее – будущее»

- Давайте поиграем в игру, « прошлое – настоящее – будущее». Например: Прошлым летом я купалась, сейчас я купаюсь, а летом я буду купаться.

Давайте попробуем.

Я купался – я купаюсь – я буду купаться

Я плавал – я плаваю - я буду плавать

Я ловил – я ловлю – я буду ловить

Я нырял – я ныряю – я буду нырять

Заключительная часть

- Ребята, о чем мы говорили на занятии? О Байкале.

- Какое это озеро?

- Какие рыбы есть в Байкале?

- Какие животные водятся в Прибайкалье?

- Что можно делать летом на Байкале?

- Молодцы, спасибо вам за занятие.

Наши рекомендации