Тема: «Принципы морфологического членения интернациональных слов»
1. Прочитайте. Выделите сложные слова, имеющие интерфиксы. Охарактеризуйте способ образования этих слов.
Автоколонна, автопилот, агротехника, аэровокзал, белоснежный, библиограф, биосфера, велопробег, водоразборная (колонка), геофизика, гидростанция, гипотония, головокружительный, жизнеутверждающий, земледелие, зоопарк, зооферма, камазовец, кардиоспазма, кинозритель, кинолюбительский, лесопарк, микроклимат, монорельсовый, мотогонки, мотопехота, новорожденный, первокурсник, пешеход, пластмассовый, профсоюзный, психотерапия, работоспособность, самолет, снотворное, телекамера, теплоход, терморегулятор, тысячелетие, фотокарточка, целеустремленный, юннатский.
2. Прочитайте. Выделите слова, образованные при помощи префиксоидов и суффиксоидов.
а) Искусствовед, краевед, лесовод, лесосплав, лесостепь, миномет, небоскреб, нефтесклад, овощевод, оленевод, полевод, почвовед, почерковед, правовед, пчеловод, радиорепортаж, растениевод, секундомер, сенокос, слогораздел, сталевар, товарообмен, цветовод, чернозем, языковед.
б) Белокрылый, гроздевидный, жаропрочный, змеевидный, каучуконосный, коротковолновой, крестообразный, кровеносный, круглосуточный, куполообразный, миндалевидный, наукообразный, нефтеносный, нитевидный, одноместный, пищеварительный, плодоовощной, победоносный, правофланговый, сердцевидный, стеклообразный, теневыносливый, узколобый, чистошерстяной, шарообразный.
3. Определите способ образования данных существительных.
Автозаводец, бетононасос, водоснабжение, газоэлектросварщик, Гознак, доброволец, запчасти, кинозал, колхозник, мать-и-мачеха, метромост, метростроевец, нефтегазопровод, новосел, отсебятина, профком, следопыт, судоверфь, телепрограмма, электровоз.
Практическое занятие №3
Тема: «Трудные случаи выделения флексий».
1. Прочитайте. Выделите слова, имеющие нулевую флексию. Объясните, почему остальные слова не входят в эту группу.
а) Боб, об, озноб, сугроб, хлебороб, чтоб.
б) Доклад, каскад, мармелад, над, назад, наугад, невпопад, парад, по-над, сад, снегопад, шоколад.
в) Вдруг, вокруг, друг, луг, недосуг, недуг, плуг, полукруг.
г) Вырез, майонез, навырез, наотрез, отрез, позарез, через.
д) Бензобак, мрак, натощак, никак, рюкзак, судак, так.
е) Вольфрам, мадам, пополам, сам, там, хлам, шрам.
2. В данных словах выделите флексии. Какие грамматические значения они выражают? Отметьте слова, не имеющие флексий.
Двоим – двум, звеньевая – свая, знания – сёла, летят – лежат, магний - лесничий, ночуют – бегут, овощи – шасси, оружие – иглокожие, рулевой – ковбой, самбо – кружево, скворца – воробья, ходьба – торговля.
Практическое занятие №4
Тема: «Трудные случаи выделения аффиксальных морфем».
1. Определите, одинаковы ли суффиксы в данных группах слов. Какова их семантика?
1) Клюквенный, военный, сокровенный, здоровенный, ценный, заслуженный, вдохновенный.
2) Певица, львица, гололедица, бессмыслица, водица, девица.
3) Белочка, кофточка, веточка, строчка, карточка.
4) Огурчик, мальчик, ключик, чемоданчик, разметчик, счетчик, мячик.
5) Коричневатый, розоватый, мешковатый, синеватый, замысловатый, сладковатый.
6) Певец, жнец, выдвиженец, беженец, резец, скиталец, наглец.
3. Расчлените слова на морфемы. Выделите: 1) слова, не имеющие приставок; 2) слова, имеющие несколько приставок.
Вдогонку, внеочередной, воспринять, вразбивку, вскипеть, выручка, высота, доблесть, довезти, забота, заварить, заприходовать, изба, избирать, изнеможение, исказить, искупить, навылет, перезакладывать, предохранять, предрасполагать, предрассветный, разность, разузнать, соприкасаться, сопутствовать, сосед.
Практическое занятие №5
Тема: «Трудные случаи выделения аффиксальных морфем»
1. Определите способ образования данных существительных.
Бездорожье, вал, варенье, взрыв, водитель, дрейф, дружба, завод (у
механизмов), завод (‘предприятие’), ЗИЛ, легкие, первоклассник, передняя,
погранотряд, портниха, портной, поселок, проход, прохожий, прошлое,
распорядок, столовая, ускорение, учащийся, ученый, шапкозакидательство.
2. От данных существительных мужского рода образуйте соответствующие
существительные женского рода.
1) Герой, гость, граф, князь, лев, морж, повар, поэт, сторож, швед, щеголь.
2) Красавец, певец, сослуживец.
3) Волшебник, наставник, проводник.
4) Ворчун, певун, хвастун.
5) Библиотекарь, великан, директор, почтальон.
Практическое занятие №6
Тема: «Особенности словообразования имен прилагательных»
1. Определите способ образования данных прилагательных.
Антиимпериалистический, болгарский, всесторонний,
высококачественный, детско-юношеский, добровольный, досрочный,
душистый, железнодорожный, квадратный, международный,
морозостойкий, неожиданный, обширный, пограничный, пренеприятный,
производственный, разнесчастный, ритмичный, светский,
станкостроительный, транспортный, умелый, ярко-красный.
2. В данных прилагательных выделите словообразовательные суффиксы.
Какие суффиксы используются при образовании качественных, относительных и притяжательных прилагательных?
Бабушкин, бородатый, ветвистый, годовой, горячий, государственный,
дедов, доверчивый, дырявый, зубастый, жилой, исторический,
клетчатый, ковкий, ледовый, львиный, молчаливый, музыкальный, образцовый, обязательный, песчаный, птичий, сводчатый, сельский, слизистый, трудный, экономический.
Практическое занятие №7
Тема: «Особенности словообразования глаголов»
1. Определите, от основ каких частей речи и каким способом
образованы данные глаголы. Выделите словообразовательные аффиксы.
Бетонировать, бодрствовать, вглядеться, вздремнуть, видоизменить, вместить, вскинуть, выгореть, голосовать, гримасничать, догнать, дождаться, заболотиться, завтракать, извинить, изловчиться, комкать, лукавствовать, наличествовать, нервничать, ночевать, облокотиться, оборвать, оживиться, освободить, отмолчаться, переговариваться, перезваниваться, планировать, поглядывать, придумать, признаться, притронуться, разгуливать, разъехаться, розоветь, самовоспламениться, сорваться, трудоустроиться, упрямствовать, чирикать.
2. От данных слов образуйте глаголы. Определите способ
словообразования. Какие словообразовательные аффиксы использованы при образовании глаголов?
1) Ветер, вихрь, вывих, партизан, порядок, сила, стекло, тень, учитель.
2) Бедный, богатый, кривой, низкий, новый, прямой, смирный, сухой, хромой.
3) Бегать, бить, будить, голодать, дать, дразнить, плыть, рвать, ругать, смотреть.
Практическое занятие №8
Тема: «Особенности словообразования наречий. Особенности словообразовательной структуры числительных, местоимений. Экспрессивное суффиксальное образование частиц, междометий изолированных форм изменяемых слов. Морфонологические преобразования в структуре мотивированного слова».
1. У данных наречий выделите производящую основу. Установите, от какой части речи они образованы. Определите способ словообразования. Какие словообразовательные аффиксы использованы при образовании наречий?
Быстро, вдвоем, вкось, вовнутрь, вплавь, впятеро, всеобъемлюще, долго, доныне, заранее, извне, искренне, навсегда, надвое, нарасхват, недалеко, немножко, никогда, обратно, однажды, осуждающе, отовсюду, певуче, по-английски, по-видимому, повсюду, по-другому, позавчера, послезавтра, по-товарищески, раньше, свыше, сердито, творчески, трижды, угрожающе, усиленно, учащенно, хитро, хозяйски.
3. Выделите производную основу данных слов и укажите, чем объясняются ее фонетические разновидности.
Гнуть – сгибать, жим – жать, мять – мнешь, простыть – простуда, дно – донья, струхнуть – струсить.
4.. Укажите наличие-отсутствие интерфиксов в данных словоформах. В какой функции используется интерфикс?
1) Шоссейный. 2) Мясной. 3) Релейный. 4) Кофейный. 5) Ялтинец. 6) Орловский. 7) Пресненский. 8) Пензенский.
9.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Содержание СРС
ЗАДАНИЕ № 1Расчлените слова на морфемы (Для справок используйте толклвые и этимологические словари русского языка).
Дорожка (‘тропинка’) – дорожка (‘половик’), завод (от заводить) – завод (‘предприятие’), зайчик (от зайца) – зайчик (‘луч света’), котик (от кот) – котик (‘морское животное’), повинный – повинность, подваливать – подвальный, подвижность – подвижничество, поддавать – подданство, пожарить – пожарище, позвонить – позвонок, половить – половина, скученность – скучный, собачка (от собака) – собачка (‘техническое приспособление’).
ЗАДАНИЕ № 2. Прочитайте. Выделите слова, образованные при помощи префиксоидов и суффиксоидов.
а) Взаимовлияние, взаимовыгодный, взаимодействие, взаимозависимость,
взаимопроверка.
б) Водопад, водопровод, водораздел, водосток, водохранилище.
в) Всемирный, всенародный, всесильный.
г) Древнегреческий, древнеримский, древнерусский.
д) Ежегодный, ежедневный, ежеминутный, еженедельный, ежесекундный.
е) Металлообработка, металлорежущий.
ж) Судоремонтный, судостроитель.
ЗАДАНИЕ № 3. Определите, в каких из данных слов –ий является флексией, а в каких суффиксом. Какая закономерность при этом наблюдается?
Бараний, беличий, вдовий, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, заболевший, казачий, карий, коровий, лисий, медвежий, некий, певчий, пегий, рабочий, рыбий, свежий, собачий, соболий, третий, этакий.
ЗАДАНИЕ № 4. Произведя словообразовательный анализ, определите, в каких словах суффикс выделяется, а в каких – не выделяются.
Столица, водица, продажа, конферансье, рукав, курица, опасный, чреватый, светило, судья, крылатый, мамаша, кухня, силлогизм, трусость, софизм, кубарем, пакость, торчком, трутень, сахароза, трюкач, глюкоза, дурень, терпкий, стартёр, шофёр, плавкий, коварство, колея, заусенец, беженец, толчея, боязнь, архивариус.
ЗАДАНИЕ № 5.Установите, от каких слов образованны данные существительные. Определите способ словообразования.
1) Голубка, рабфаковка, югославка.
2) Ленивица, счастливица, тигрица.
3) Всадница, наследница, подсобница.
4) Воробьиха, мельничиха.
5) Драчунья, сватья.
6) Аптекарша, партнерша, секретарша.
7) актриса, инспектриса.
ЗАДАНИЕ № 7.В данных прилагательных выделите словообразовательные суффиксы.
Какие суффиксы используются при образовании качественных, относительных и притяжательных прилагательных?
Бабушкин, бородатый, ветвистый, годовой, горячий, государственный,
дедов, доверчивый, дырявый, зубастый, жилой, исторический,
клетчатый, ковкий, ледовый, львиный, молчаливый, музыкальный, образцовый, обязательный, песчаный, птичий, сводчатый, сельский, слизистый, трудный, экономический.
ЗАДАНИЕ № 8 Определите, от основ каких частей речи и каким способом
образованы данные глаголы. Выделите словообразовательные аффиксы.
Бетонировать, бодрствовать, вглядеться, вздремнуть, видоизменить, вместить, вскинуть, выгореть, голосовать, гримасничать, догнать, дождаться, заболотиться, завтракать, извинить, изловчиться, комкать, лукавствовать, наличествовать, нервничать, ночевать, облокотиться, оборвать, оживиться, освободить, отмолчаться, переговариваться, перезваниваться, планировать, поглядывать
ЗАДАНИЕ № 9. От данных слов образуйте наречия. (Там, где возможно образование нескольких наречий, укажите все возможные наречия.) Определите способ словообразования. Выделите словообразовательные аффиксы.
1) Белый, веселый, геройский, глубокий, городской, горячий, далекий, жгучий, косой, легкий, новый, скорый, сухой, тихий, удалой.
2) Блестящий, испуганный.
3) Бок, век, верх, встреча, даль, начало, низ, ряд.
4) Догонять, плавать, распахнуть, скачать.
10. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине