Методические подходы к решению проблем
Программа предназначена для повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, по направлению «Современные технологии обучения и контроля знаний в среднем профессиональном образовании».
Программа содержит все необходимые составные части: цели и задачи обучения, общее количество часов, виды аудиторных занятий и количество выделенных на них учебных часов, наименования тем и распределение количества учебных часов по темам, тематику итоговых аттестационных работ, учебно-методические материалы, данные о составителях.
Цели программы: ознакомление слушателей с особенностями построения современных педагогических технологий обучения и контроля знаний применительно к учебному процессу в образовательных учреждениях СПО.
Задачи: показать актуальность использования «технологического» подхода к педагогической деятельности, его сущность, проблемность, перспективы развития; ознакомить слушателей с теорией и практикой построения современных образовательных технологий и с перспективными направлениями их развития; ознакомить слушателей с практическим решением задач внедрения системы зачетных единиц в учебный процесс; познакомить слушателей с современной теорией создания тестов; ознакомить слушателей с современными подходами к оценки качества подготовки обучаемых; обосновать роль технологий электронного обучения в обеспечении качества; познакомить слушателей с целями и задачами Центра электронного обучения.
Содержание программы раскрывает поставленные цели и задачи. Выделяются четыре дисциплины, в рамках которых даются теоретические сведения и проводятся практические занятия. Теоретические сведения затрагивают проблемы использования современных педагогических технологий в профессиональной педагогической деятельности, которые необходимы для продуктивной работы преподавателя системы СПО.
Практические занятия направлены на формирование умений по планированию целей и содержания обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебным планом и программой, использования педагогических технологий, адекватных целям и содержанию образования.
Программа снабжена достаточным списком литературы, в котором представлены научные труды по проблемам использования современных педагогических технологий в учебном процессе, методические разработки практических занятий.
Программа повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, по направлению «Современные технологии обучения и контроля знаний в среднем профессиональном образовании» соответствует требованиям актуальности, практической значимости, что позволяет ее рекомендовать к использованию в системе повышения квалификации педагогических работников.
Аналитическая часть.
2.1. Общая характеристика ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
Колледж был открыт в суровое для страны время – 1942 году, как Куйбышевский машиностроительный техникум. Шла Великая Отечественная война.
В сентябре 1941 года в Куйбышев был эвакуирован первый Московский Государственный подшипниковый завод, а в ноябре с конвейера сошли первые три тысячи подшипников. С пуском производственных цехов, выявилась острая потребность в квалифицированных кадрах. В это трудное для страны время, Наркоматом среднего машиностроения 6 марта 1942 года издается приказ, в котором было указано: «…В целях обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами создать в г. Куйбышеве машиностроительный техникум на базе подшипникового завода».
Из приказа по подшипниковому заводу № 571 от 18 июня 1942 года: «…Согласно приказу НКСМ 20 апреля 1942 года при заводе открыт машиностроительный вечерний техникум. В техникуме будут готовиться без отрыва от производства техники по холодной обработке металлов и техники по инструментальному производству для нашего завода.
Всех начальников цехов и отделов обязываю обеспечить посещение занятий студентами на вечернем отделении для чего:
не допускать задержку студентов на производстве в дни учебы;
разрешить студентам уходить с работы на 2 часа раньше;
где возможно перевести студентов на работу в одну смену;
приступить к набору студентов на дневное отделение на 300 человек…»
Исполняющим обязанности директора техникума был назначен начальник отдела подготовки кадров завода – 4 ГПЗ Бакулин П.С.
Техникум не имел ни своего помещения, ни классной мебели, ни самого элементарного оборудования. Набранные две учебные группы вечернего отделения разместились в одном из цехов завода.
В октябре 1942 года открылось дневное отделение в одной из школ ГОРОНО.
В 1943 году директором техникума назначается Гайсинский Аркадий Маркович, а в октябре техникум получил полуразрушенное здание исторического факультета педагогического института (Пионерская 5, корпус 4).
Наскоро забив рамы фанерой и починив печи, техникум начал второй год своего существования, который прошел в очень тяжелых условиях из-за холода в помещениях и почти полного отсутствия мебели и другого оборудования.
Из воспоминаний Ковеленова Виктора Михайловича, выпускника 1947 года: «…Помещение не отапливалось, освещение отсутствовало, температура в помещении была равна уличной, замерзала вода на полу аудиторий. Учащиеся на занятиях сидели одетыми, в шапках и варежках. Занятия проводились в одну смену. Отсутствовали какие-либо плакаты, наглядные пособия. Преподаватели вычерчивали на доске кинематические схемы станков. И все учащиеся успевали перечертить их в свои так называемые «тетради» карманного формата, которые делали из оберточной серой бумаги, выпрашиваемой в магазине, где получали хлеб по карточкам».
Такое бедственное состояние техникума продолжалось почти весь 1944-1945 учебный год. Несмотря на трудности, в 1944 году техникум открыл свой первый филиал при заводе КАТЭК с дневным и вечерним отделениями. В 1945 году вечернее отделение техникума переведено в филиал при 4 ГПЗ.
Летом и осенью 1945 года была произведена перестройка и ремонт здания техникума. В аудиториях были поставлены звуконепроницаемые перегородки, благодаря чему увеличилось число классных комнат, сделан новый вход в техникум, построена лестница, застеклены и утеплены окна, переделано 34 печи и построено 6 новых, построен сарай и гараж. Здание для учебных мастерских и двор техникума были огорожены высоким забором. Техникум располагался на четырех этажах.
Все эти работы по ремонту и перестройке здания техникума, в основном, были сделаны силами учащихся и преподавателей. В это же время была изготовлена мебель: сто трехместных парт, 10 классных досок, 35 стульев, 150 табуреток, 10 канцелярских одно-тумбовых столов, 6 кресел, 4 мягких дивана, 2 шкафа.
В результате проведенной работы только 1945-1946 учебный год прошел для техникума как первый полноценный учебный год. Первый выпуск 1946 года составил 47 человек из них 25 человек дневного отделения.
Так трудно, но славно начиналась история колледжа.
Самарский машиностроительный колледж располагает двумя учебными корпусами, а также студенческим общежитием.
Численность сотрудников составляет 259 человек, студентов 1700 человек. Среди преподавателей 15 награждены знаком «Почетный работник среднего профессионального образования». В настоящее время в колледже ведется подготовка специалистов базового и повышенного уровня по 11 специальностям технического и экономического профиля по очной, очно-заочной, заочной формам обучения и в форме экстерната.
В 2007г. колледж получил сертификат соответствия системы менеджмента требованиям стандарта DIN EN ISO 9001:2000 в оказание образовательных услуг в сфере среднего профессионального образования.
В 2012-2013 учебном году велась подготовка специалистов по 11 специальностям технического, гуманитарного и экономического профиля. В 2013г. проведено лицензирование новой специальности 190629 Техническая эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных, строительных машин и оборудования (по отраслям) и двух программ дополнительного образования «Организация перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» и «Повышение профессионального мастерства водителей автотранспортных средств по безопасности дорожного движения» .
ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж» является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России».
Колледж сотрудничает с предприятиями и организациями города и области. Заключены договоры на целевую подготовку специалистов с ОАО «Авиакор – авиационный завод» по специальностям Металловедение и термическая обработка металлов, Технология машиностроения, Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Имеются договоры о социальном партнерстве с предприятиями – работодателями, которые по профилю своей деятельности близки к профессиональной направленности колледжа:
1 ОАО «Авиаагрегат»
2 ОАО «Завод авиационных подшипников»
3 ОАО «Авиакор – авиационный завод»
4 ОАО «Самарский подшипниковый завод»
5 ООО «Завод приборных подшипников»
6 ОАО «Кузнецов»
7 ООО «Ремжилуниверсал»
8 ОАО «Волгониигипрозем»
9 ОАО «Гуд-Лак-Авто»
10 ОАО «Группа Компаний «ТехОборонПром»
11 ООО НПП Техмашконструкция.
Предметом договоров являются следующие пункты:
- организация и прохождение различных видов практик по специальностям с обязательным обеспечением условий безопасности на каждом рабочем месте;
- проведение экскурсионных занятий;
- привлечение опытных специалистов к работе в качестве председателей государственных итоговых аттестационных комиссий, руководителей практик, руководителей и рецензентов выпускных аттестационных работ;
- проведение деловых встреч работников завода со студентами;
- полная подготовка специалистов по заявке предприятия (целевая подготовка);
- переподготовка кадров и повышение квалификации работников предприятий;
- прохождение стажировки на заводе преподавателей колледжа.
В колледже имеются договора о социальном партнерстве с ресурсными центрами на базе:
- Поволжского государственного колледжа;
- Самарского техникума сервиса производственного оборудования;
- Самарского металлургического колледжа;
- Самарского техникума промышленных технологий;
- Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова.
Имеется соглашение о сотрудничестве с Государственным казенным учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара». В колледже работает «Центр содействия трудоустройству выпускников». Имеется информационный стенд, на котором размещена информация от работодателей и высших учебных заведений о возможности трудоустройства или дальнейшего обучения выпускников.
Самарский машиностроительный колледж имеет договоры о сотрудничестве с ВУЗами:
- ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академии Институт управленческих технологий и аграрного рынка;
- ФГБОУ ВПО Самарский государственный архитектурно-строительный университет;
- ФГБОУ ВПО Самарский государственный технический университет;
- НИУ Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ);
- ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».
Создаются оптимальные условия для развития научно-технического творчества студентов. Работает студенческое конструкторское бюро (СКБ), руководителем которого является П.Г.Плеханов, где проектируются и изготавливаются опытные образцы учебных стендов по устройству узлов автомобилей, станочного оборудования, предназначенные для технического переоснащения учебных лабораторий. В этом учебном году получены два положительных решения на изобретения.
На базе колледжа ежегодно проводится областная научно-практическая конференция студентов «Погружаясь в мир науки…», секция «Машиностроение, автомобилестроение». Студенты колледжа приняли активное участие в областной научно-практической конференции «Погружаясь в мир науки…», их работы опубликованы в сборнике исследовательских работ.
2.2. Характеристика системы управления в ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
1. Колледж является государственным бюджетным общеобразовательным учреждением среднего профессионального образования, занимающимся накоплением и распространением знаний и обучением студентов в рамках выбранной специализации. Главной целью деятельности колледжа является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, предприятий различных форм собственности, общества и государства.
Структура и система управления Колледжем строится в соответствии с Уставом для реализации основной цели создания и деятельности Колледжа: «Предоставить качественное профессиональное образование всех уровней в ключевых областях деловой активности, не ограничивая место и время обучения, привлекая преподавателей-практиков, используя современные образовательные и коммуникативные технологии, обеспечивая лучшее сопровождение учебного процесса».
Общее руководство Колледжем осуществляет Совет Колледжа. Совет включает 28 члена Совета. Совет Колледжа определяет перспективы и направления развития учебной, методической, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, рассматривает и принимает решения по следующим вопросам:
· Подготовка и принятие проекта Устава, изменений и (или) дополнений к Уставу колледжа;
· Определение перспективных задач учебно-воспитательной работы, вопросов развития колледжа;
· Рассмотрение и принятие правил приема в колледж;
· Рассмотрение и принятие Правил внутреннего распорядка колледжа;
· Согласование смет доходов и расходов по внебюджетной деятельности;
· Согласование плана приема студентов с полным возмещением затрат на обучение и на обучение за счет бюджетных средств;
· Рассмотрение и принятие Положения о стипендиальном обеспечении студентов;
· Рассмотрение и принятие Общего положения о надбавках, доплатах и материальном поощрении работников;
· Рассмотрение и принятие планов создания или ликвидации структурных подразделений колледжа, совершенствования организационной структуры колледжа;
· Заслушивание отчета директора колледжа о проделанной работе за определенный период.
В состав Совета Колледжа входя директор, заместители директора, а также административно-хозяйственный персонал и сотрудники Колледжа.
Председатель Совета (директор колледжа) |
Представители всех категорий работников |
Представители заинтересованных предприятий, учреждений, организаций |
Представители родителей студентов |
Секретарь |
Представители студентов |
Заместитель председателя |
Совет колледжа имеет право:
· Рекомендовать определенные решения руководству колледжа;
· Затребовать любые документы колледжа, необходимые для решения определенных вопросов;
· Приглашать на заседание и затребовать отчет по недоработкам или нарушениям в подведомственной ему области;
· По решению Совета формировать комиссии и группы для решения отдельных вопросов и на определенное время;
· Председатель имеет право созывать Совет по своему усмотрению;
· Две трети членов Совета могут создавать совет колледжа;
· Член Совета не может быть уволен (или отчислен) из колледжа или подвергнут другому взысканию без согласия Совета.
Ответственность:
· Председатель Совета несет ответственность согласно Должностной инструкции директора колледжа;
· Члены Совета несут ответственность перед Общим собранием колледжа ( по предоставлению директора общее собрание колледжа может распустить Совет и выбрать новый Совет);
· Не оправдавший доверия член Совета может быть выведен из его состава решением Общего собрания коллектива колледжа.
Состав совета колледжа:
1. Директор колледжа, председатель Совета
2. Зав. отделением ( 3 человека)
3. Начальник компьютерного обеспечения
4. Председатель ЦК по ЕН
5. Преподаватель
6. Начальник ОК
7. Руководитель центра комплексной безопасности
8. Зав. библиотекой
9. Зам. директора по УР, по ОВ, по УВР ( 3 человека)
10. Председатель ЦК
11. Зав. учебно-методической частью
12. ИО заведующего УПМ
13. Главный бухгалтер
14. Представитель родительского комитета
15. Председатель студенческого совета
16. Председатель профкома и ЦК по УГС
17. Представитель работодателей
18. Зав. УПП
19. Председатель ЦК по УГС ( 3 человека)
20. Председатель ГАК спец. 151001, представитель ОАО
21. Председатель ЦК по физ. культуре и БЖ
22. Председатель ЦК по ОГСЭ, 030000
Совет взаимодействует с заместителем директора по учебной работе, с председателями цикловых комиссий, заведующими отделениями, группой качества и педагогическим советом.