Беседа об органах артикуляции.

• Логопед загадывает детям загадки про губы, зубы, язык. Например: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить детей за смекалку.

• Работа с «речевыми палочками». Дети по заданию логопеда показывают палочкой верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, небо. Сначала это делается с использованием зеркала, а потом и без него.

• Артикуляционные упражнения. «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Месим тесто», «Блинчик».

Динамическая пауза.

Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Логопед называет поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо...) Дети показывают пальчиком на те же предметы. Затем логопед начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Детям надо быть внимательными и не ошибаться.

Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную ориентировку).

Читает логопед Выполняют дети
Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит вверх и смотрит вниз. Ты, Варвара, не крутись. Посмотри назад, вперед, А потом наоборот. Выполнение движений по тексту.
Читает логопед Выполняют дети
Пусть немного отдохнет Шея не напряжена И расслаблена! Возвращается обратно, Расслабление приятно! Присесть, голову опустить вниз, затем поднять.

Ритмическая гимнастика «Разминка. Дети выполняют движения за логопедом под любую ритмичную музыку. Движения носят имитационный характер: «стираем белье», «моем окна», «поднимаемся по лесенке» и т.д.

Массаж пальцев рук.

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)

• «Ежиковый массаж» (массажными мячиками-ежиками). Проводится после отгадывания загадки.

Читает логопед Выполняют дети
Ежик, спрячь свои иголки, Мы же дети, а не волки. Спрячь свои иголки, еж. Ты колючий, ну и что ж. Мы хотим тебя погладить, Мы хотим с тобой поладить. Логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням детей.
Еж иголки отряхнул, Еж свернулся и заснул. Логопед держит массажные мячики-«ежики», а дети гладят их — проводят с надавливанием по мячикам ладошками.

• «Орешковый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).

• Упражнение «Птичка-невеличка».

Читает логопед Выполняют дети
Птичка ветки собрала, Птичка гнездышко свила. Прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями.
Птичке помогайте — Ручки развивайте. Дети из ладошек делают гнездышко.
И снесла яичко Птичка-невеличка. Дети сидят с закрытыми глазами. Логопед кладет грецкие орехи в «гнездышки». Дети катают орешки между ладошками.


• Упражнение «Солнышко».

Читает логопед Выполняют дети
Нарисую солнышко На своей ладошке. Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями).
Пусть оно сияет Хоть и понарошку. Проводить орешком по каждому пальчику.

Работа над просодикой.

• Упражнение «Назови свое имя». Логопед знакомит детей с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагает детям произнести свои имена с соответствующей интонацией. (Картинки символы педагог изготавливает самостоятельно.)

• Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек[16]. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку.

  Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А... ______
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О...       ­
Беседа об органах артикуляции. - student2.ru Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы...    
  Ночью смотрим на звезду - Сверху вниз слетает: У-У-У...     ¯  
  Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И...   ______

Условные обозначения:

_________ — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.

­ — произнесение звука с повышением интонации.

¯ — произнесение звука с понижением интонации.

Беседа об органах артикуляции. - student2.ru — произнесение звука с повышением и понижением интонации.

Наши рекомендации