Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»

Логопед читает стихотворение:

Дятел дерево долбит,

Эхо точно повторит.

Затем логопед отстукивает любой ритмический рисунок (не более 5 ударов), а дети повторяют его.

9. Подведение итогов занятия. Прощание.[17]

Логопед читает вместе с детьми Выполняют дети
  Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку. Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Логопед читает вместе с детьми Выполняют дети
  Красиво, четко, правильно Я говорить хочу. Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»

Цели: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты».

Оборудование: грецкие орехи, резиновые ежики для массажа, речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов, мяч, игрушечная кастрюля.

Ход занятия

1. Приветствие(см. занятие 1).

2. Объявление темы и цели занятия.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Компот» (по теме «Фрукты»).

Логопед: Сядет тот, кто скажет, из чего можно сварить компот. Как назвать одним словом все эти предметы? (Фрукты.) Где растут фрукты? (На деревьях в саду.) А сейчас мы сыграем в игру «Компот».

Дети на базар ходили,

Много фруктов там купили.

Папа их потом спросил:

«Кто какой компот сварил?»

Дети вынимают из кастрюльки картинку и отвечают полным ответом. (Я сварил абрикосовый компот.) Затем можно усложнить задание, предложив детям вынимать по две картинки и называть компот. (Я сварил яблочно-грушевый компот.)

Пальчиковая гимнастика.

• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1).

• Упражнение «Фрукты».

Читает логопед Выполняют дети
На базар ходили мы, Много груш там и хурмы. Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, На каждую строчку массировать пальчики, начиная с мизинца, от основания к кончику.
Но купили с мамой груши, Их скорей, дружок, ты скушай! Сжимать и разжимать пальчики.

5. Артикуляционная гимнастика.

Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее).

Логопед: Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. (Знакомство с домиком Язычка.) Этот домик — ротик. В нем живут звуки. Скажите, сколько этажей в домике?

Первый этаж — это нижние зубы. Покажите их с помощью речевой палочки. На первом этаже живут гласные звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Назовите их.

Там же живет семейка свистящих звуков. (Логопед произносит звуки С, З, Сь, Зь, Ц и просит детей их повторить[18].)

Второй этаж — это верхние зубы. (Дети могут пальчиками «прошагать» на второй этаж.) Посмотрите, сколько звуков здесь живет! Некоторые из них любят шипеть. Их называют семейкой шипящих звуков. Давайте их назовем. (Ш, Ж, Ч, Щ.) Еще на втором этаже живут звуки, которые любят петь звонкие песни. Это братья — сонорные звуки Л, Ль и Р, Рь. Звуки Л, Р — с твердым характером, а звуки Ль, Рь — с мягким. Давайте их назовем.

На втором этаже живут еще и другие звуки, но с ними мы познакомимся позднее. Вот такой он, «Домик звуков». А это хозяин домика — Язычок. Сейчас он будет делать зарядку. Давайте поможем Язычку!

Логопед знакомит детей с артикуляционными упражнениями. «Кнопка звонка», «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Колечки», «Качели». Дети повторяют их по 5—6 раз.

Динамическая пауза.

• Игра на внимание «Слива, яблоко, банан». Логопед называет слова и показывает соответствующее движение: «слива» — большой палец соединяется с указательным в кольцо, «яблоко» — кулак, «банан» — ладонь руки раскрыта.

Затем логопед начинает путать детей (например, говорит «слива», а показывает «банан»). Детям надо быть внимательными и не ошибаться. Играть можно правой рукой, левой рукой, обеими руками.

• Игра «Любопытная Варвара» (см. занятие 1).

• Игра «Комарики» (на развитие ориентировки в пространстве).

Читает логопед Выполняют дети
  Дарики, дарики — Летали комарики. Дети изображают летающих комариков.
  Летали, кружились. Летали, кружились... Дети кружатся.
  Да в правое ухо вцепились: «Кусь!» Дети показывают названное логопедом место после команды «Кусь!»


Игру можно усложнить, называя не только место, которое укусил комарик, но и руку, которой нужно указать это место. Например: «Да левой рукой в правое ухо вцепились. Кусь!» И т.д.

7. Массаж пальцев рук (см. занятие 1).

8. Работа над просодикой (см. занятие 1).

Наши рекомендации