Должностная инструкция Утверждаю
учителя-дефектолога____________________________
орган юридического лица
(учредители)
____________________________
«__»__________200__г. лицо, уполномоченное утверждать
№___________________ должностную инструкцию
____________ _______________
(подпись) (фамилия, инициалы)
«____»______________200____г.
I. Общие положения
1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование
__________________________________________________________________
(без предъявления требований к стажу работы;
__________________________________________________________________
стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
__________________________________________________________________
от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)
3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Учитель-дефектолог должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
— Конвенцию о правах ребенка;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
— программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
— новейшие достижения дефектологической науки;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно
__________________________________________________________________
(директору учреждения, иному должностному лицу)
6. На время отсутствия учителя-дефектолога его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
7. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
18. _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Права
Учитель-дефектолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся вего компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
6. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
4. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С инструкцией ознакомлен: _______________________________
(подпись, ФИО)
«_____»____________200____г.
Примечание автора.В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, указаны основные обязанности учителя-логопеда и его права. Также в должностной инструкции расписана ответственность логопеда, которую он несет за ненадлежащее исполнение или неисполнение предусмотренных настоящим документом обязанностей.
Должностная инструкция утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и обязательно дается на подпись специалисту при приеме на работу.
Часть 2. Планирование работы
Эффективность работы логопункта обеспечивается следующими документами:
— годовым планом работы логопеда на логопункте;
— перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»;
— перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»;
— индивидуальным планом коррекционной работы;
— примерным графиком работы логопеда;
— графиком проведения индивидуальных занятий;
— планом подгруппового занятия;
— отчетом о работе, проделанной за учебный год;
— протоколами по приему и выпуску детей.
Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.
1. Годовой план работы логопеда на логопункте
В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.
Годовой план работы логопеда на логопункте
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения мероприятия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп | Сентябрь | Апрель | |
Проведение МППК по зачислению детей на логопункт | Сентябрь | ||
Заполнение индивидуальных речевых карт | Сентябрь | ||
Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт | Сентябрь | ||
Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему детского сада | Сентябрь | ||
Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий | Сентябрь | Май | |
Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах | Сентябрь | ||
Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий | Сентябрь | Январь | |
Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих листов)[5] | Октябрь | Февраль | |
Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп | Октябрь — январь | Февраль — май | |
Проведение занятий и тренингов с целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп | Октябрь — январь | Февраль — май | |
Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп | Октябрь— январь | Февраль— май |
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения мероприятия | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
Проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп | Октябрь — январь | Февраль — май | |
Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп | Январь | Май | |
Экспресс-обследование детей младшего возраста | Апрель — май | ||
Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада | Январь | Май | |
Оформление стенда «Доска почета» фотографиями выпускников логопункта | Май | ||
Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи» и награждение почетной грамотой «Помощник логопеда» наиболее активных воспитателей | Май | ||
Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчета о проделанной работе заведующей детского сада | Июнь | ||
Сдача отчета о работе за учебный год в комитет образования | Июнь | ||
Подготовка материалов для проведения логопедического обследования | Август | ||
Составление рабочих листов для проведения фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятий для детей с диагнозом: дислалия | Август | ||
Составление рабочих листов с домашними заданиями для детей с диагнозом: ФФН | Август |
План работы с воспитателями и родителями
Название мероприятия | Время проведения мероприятия |
Работа с родителями | |
Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» | По плану детского сада |
Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» | По плану детского сада |
Проведение родительского собрания в подготовительных группах на тему «Речевая готовность ребенка к школе» | По плану детского сада |
Проведение родительского собрания в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста» | По плану детского сада |
Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп | В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня |
Работа с воспитателями | |
Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «До школы один год» | По плану детского сада |
Организация занятий в группах раннего возраста «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» (с использованием массажеров, элементов логоритмики, упражнения для дыхания, пальчиковых игр) | Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года воспитателем под контролем логопеда |
Проведение семинара по проблемам предупреждения и коррекции недостатков речи детей для воспитателей, поступивших на работу в течение года | По плану детского сада |
Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи и мышления дошкольников» | По плану детского сада |
Проведение смотра речевых уголков в средних и старших группах | Январь, май |