Особенности ориентирования при плавании в ледовых условиях
Плавание судов во льдах осуществляется при полном или частичном отсутствии плавучей навигационной обстановки; при береговой обстановке, которая не освещается или частично не действует (снимается для ремонта); в условиях видимости, наиболее неблагоприятных из-за длинных и темных ночей, туманов и снегопадов. Эти особенности предъявляют повышенные требования к судоводителям. Они должны хорошо знать специальную лоцию района плавания, уметь ориентироваться по естественным и искусственным приметам, а также с помощью судовых электрорадионавигационных приборов, особенно РЛС.
Наиболее сложно ориентирование в дрейфующих и неподвижных льдах при первой прокладке ледового судоходного канала. В этих случаях ориентирами служат знаки береговой обстановки, естественные и искусственные приметы, а также заранее расставленные зимние буи сигарообразной формы.
Методы ориентирования многообразны, поэтому возможно только перечисление некоторых из них.
Во время осеннего ледохода на реке создаются забереги, кромки которых покрыты валом из торосов. Они часто показывают судовой ход и являются хорошим ориентиром для судоводителей. Каналы, пробитые в сплошном неподвижном ледяном покрове, также служат хорошим ориентиром.
Судоводитель до входа в лед должен получить по возможности более обширную информацию о ледовых условиях.
В основном ледовая информация должна содержать такие сведения: данные о положении и состоянии кромки льда; общую характеристику ледовых условий на всем протяжении предстоящего пути и сведения о предполагаемом изменении этих условий на ближайшие несколько дней; рекомендуемые курсы для самостоятельного плавания.
Судоводитель должен в процессе плавания дополнять и уточнять имеющуюся информацию, а также информировать капитанов других судов о наблюдаемых изменениях в ледовой обстановке. Для этого на каждом судне необходимо вести систематическое наблюдение за гидрометеорологической обстановкой, использовать местные признаки и приметы, выработанные опытом ледового плавания.
При входе судна в зону вероятной встречи со льдом необходимо убавить ход и принять все меры для своевременного обнаружения его кромки. Это особенно важно при плавании в условиях ограниченной видимости (тумана, снегопада, темноты). Судам, не приспособленным для плавания во льдах, в случаях ограниченной видимости лучше остановиться до ее улучшения.
Наветренная кромКа льда обычно уплотненная, имеет четко очерченную границу с чистой водой. При подходе к такой кромке в условиях ограниченной видимости следует проявлять повышенную осторожность, так как встреча с кромкой льда может быть внезапной.
Подветренная кромка льда — очень расплывчатая и далеко растягивается по ветру. О такой кромке можно заблаговременно судить по мелким обломкам льда.
Признаками близости кромки льда со стороны чистой воды могут быть следующие явления. Прежде всего — белесоватое отсвечивание или более яркий отблеск льда на низких облаках в той части горизонта, где находится лед, так называемое «ледяное небо». Это явление особенно заметно в пасмурную погоду при низких облаках. В ясные дни с чистым небом горизонт, где находится лед, имеет особый оттенок окраски неба, который отличается от окраски других частей горизонта. Обычная сине-голубая окраска чистого неба приобретает белесоватый оттенок, т. е. эта часть горизонта теряет свою прозрачность и как бы мутнеет. Это можно объяснить большой относительной влажностью и, следовательно, малой прозрачностью воздуха, находящегося надо льдом.
При холодном ветре со стороны льда небо на горизонте обычно бывает чистым. Если теплый ветер при ясной погоде дует с воды, то в подветренном направлении на горизонте надо льдом может наблюдаться туман или низкие свинцового оттенка рваные тучи. Это объясняется тем, что относительно теплый влажный воздух, переносимый с воды на лед, повышает над ним свою относительную влажность из-за охлаждения и образует туман.
К другим признакам близости кромки льда следует отнести такие:
образование толчеи, появление обратных, отраженных волн с подветренной стороны; резкое понижение температуры воздуха при ветре со стороны крупного скопления льда; появление мелких льдин на больших пространствах чистой воды; специфический шум или шорох трущихся друг с другом на легком волнении льдин.
Признаки кромки чистой воды при движении во льдах следующие: отражение значительных пространств чистой воды на фоне низких облаков в виде темных пятен; при приближении к кромке льда небо над водой может приобретать синий оттенок, а в ясную погоду часть неба над водой сохраняет свою нормальную окраску или кажется более синим; возможное очень незаметное ощущение зыби ледяного покрова.
Умение судоводителя маневрировать при движении во льдах в сочетании с умением выбрать наилучшее направление движения, где наименьшее сопротивление льда, очень важны для успешности плавания.
На судне нужно выбирать по возможности более высокую точку наблюдения за льдом. Увеличение высоты глаз дает возможность увеличить дальность видимости горизонта и значительно повысить точность определения сплоченности льда, особенно удаленного от судна.
Правильно определить сплоченность льда с мостика судна при дальности видимого горизонта 7—8 км и при
сплоченности льда около 5 баллов можно лишь в пределах 1,5—2 км. Далее кажущаяся (видимая) сплоченность льда будет увеличиваться и на расстоянии 4—5 км от судна лед будет казаться сплошным, хотя он в действительности будет иметь большие разводья чистой воды. Представление о сплоченности льда особенно искажают торосы.
Разреженный лед, наблюдаемый на значительном расстоянии, кажется сплошным. Однако опытный судоводитель может отличить такую кажущуюся плотность от действительной. Некоторые, почти незаметные признаки, позволяют достаточно точно для практических целей определять общую сплоченность льда даже на больших расстояниях. Опытный судоводитель может заметить и почувствовать за отдельными выступающими характерными льдинами признаки пустот и просветов, несвойственных сплошному льду. Кроме того, цвет или оттенки кажущегося сплочения льда будут иными, чем у сплошного льда, который, как правило, имеет общую однородную окраску, приближающуюся на большом расстоянии к чисто белой.
Разреженный лед будет иметь более разнородную окраску, приближающуюся к серой. Это объясняется присутствием среди льда темных пятен чистой воды. При одинаковом освещении более сплоченный лед всегда будет выглядеть значительно белее, чем менее сплоченный лед. Тяжелые большие ледяные поля, как правило, имеют снежный яркий белый цвет. Но лед, выделяющийся своей белизной и однородностью, является наиболее тяжелым и труднопроходимым.
-В пасмурную погоду о сплоченности льда на горизонте можно судить по виду «водяного» и «ледяного» неба. Так, слабо выраженное ледяное небо свидетельствует о наличии на горизонте более слабого и менее сплоченного льда. Если водяное небо выражено резко, то это показывает на близость чистой воды. О значительных пространствах чистой воды можно судить по туманным образованиям надо льдом.
При определении сплоченности льда около судна обычно даже опытные судоводители несколько преувеличивают ее. Это можно в основном объяснить тем, что светлые пятна льда на фоне темной воды всегда кажутся больше, чем промежутки темной воды между льдинами. Особенно часто погрешности в оценке сплоченности льда происходят в осеннее и зимнее время, так как лед, покрытый свежевыпавшим снегом, выглядит более белым.
На погрешности в определении сплоченности льда также сказывается тенденция судоводителей несколько преувеличивать сплоченность льда, особенно когда она выше 6—8 баллов. Для учета зрительного обмана можно рекомендовать уменьшать кажущуюся сплоченность льда вблизи судна на l—2 балла.
Наиболее благоприятными для наблюдения и ориентировки при плавании во льдах являются пасмурные дни с ясным горизонтом и небом, покрытым низкими облаками. Рассеянный свет, освещая лед равномерно во всех направлениях, дает возможность более точно определять и сравнивать характер и сплоченность льда; при этом отраженные льдом лучи солнца не режут глаза, облачный экран дает возможность использовать явления водяного и ледяного неба.
Ориентировка при ясной солнечной пого-д е значительно труднее. Это обусловливается следующим: отраженные поверхностью льда яркие лучи солнца утомляют глаза (особенно весной, когда начавший таять снег имеет очень резкую белизну, а солнечная радиация очень интенсивна), в разреженных льдах создается неравномерное освещение, затрудняющее наблюдение; солнечные блики на воде чередуются с малоосвещенными участками поверхности льда и воды, образуя беспорядочное сочетание теней, блеска и света; Солнце находится низко над горизонтом по носу судна и образует «Солнечную дорожку», ослепляющую судоводителя.
При обнаружении в пределах видимости разводий судно может двигаться по ним. Задача ориентирования заключается в том, чтобы выбрать разводья, которые простираются до предела видимости. Судоводитель должен принимать во внимание при этом такие соображения:
общее направление цепи разводий должно быть по возможности ближе к основному курсу судна; составляющие цепь разводья должны сообщаться между собой свободной водой или небольшим льдом, который легко может быть преодолен судном; по мере продвижения нужно уточнять направление дальнейшего следования.
Поэтому в ледовом плавании по разводьям судоводитель должен систематически наблюдать, изучать и сравнивать обстановку в пределах всей видимости. Плавание в разводьях считается наиболее сложным и требует от судоводителя хорошего умения ориентироваться во льдах.
В густом тумане, когда ледовые условия становятся неизвестными из-за невозможности ориентирования, рекомендуется прекратить движение.
Плавание в темное время суток может происходить при полном или почти полном отсутствии видимости (в темную ночь) и при пониженной видимости (в ясную лунную ночь). Ориентирование в ночное время имеет определенные особенности. Одна из них — создание искусственного освещения при помощи прожекторов и светильников. Лучи прожектора дают возможность заблаговременно предупредить судоводителя о ледовой обстановке, а ближнее освещение от светильников облегчает общую ориентировку.
Однако применение прожекторов для дальнего наблюдения за ледовой обстановкой малоэффективно из-за небольшой дальности действия, узкого сектора освещения, резкого перехода от яркого света к темноте, неравномерной освещенности льда и больших световых теней. При освещении прожектором проходимость льда на различных участках кажется почти одинаковой, очень трудно проследить, куда уходит узкое извилистое разводье, замаскированное редким льдом. Исключением являются места, в которых четко видны границы льда, отличающегося своей сплоченностью. Поэтому плавание во льдах в темное время суток, даже при прожекторах, требует повышенной внимательности.
В светлые лунные ночи ориентирование имеет определенные сложности. Слабый пепельный свет луны придает поверхности льдов и воды однообразный вид, поэтому на некотором расстоянии от судна трудно различить лед от воды, а также заметить разницу в проходимости льда на двух соседних участках. Трудности в ориентировании создаются также из-за неравномерности освещения различных участков. Тени, создаваемые ропаками и торосами, а иногда низкими облаками, часто принимаются за полосы воды, которые в действительности являются сплошным льдом. Еще более обманчиво состояние льда вблизи горизонта, когда очень темная полоса неосвещенного края действительного горизонта видится как большое пространство чистой воды.
При плавании в береговой полынье чистой воды о глубинах можно судить по стамухам. Соотношение подводной и надводной частей стамухи бывает 2:1 или даже 1:1. Следует обращать внимание на высоту надводной части стамухи. Чем меньше ее высота, тем меньшую глубину можно ожидать вблизи нее. Сидящие на мели стамухи могут обозначать подъем дна в данном месте.
Если у побережья имеется течение, идущее вдоль берега, то у выступающих мысов происходят завихрения течения (по аналогии с созданием речной суводи), скорость его становится неравномерной и в результате здесь происходит разрежение битого льда.
В береговой полынье иногда можно видеть среди отдельных участков сплоченного льда окна чистой воды или участки редкого льда (рис. 86), которые являются признаками нахождения отмели. Окна чистой воды образуются из-за течения, которое, проходя над отмелью, становится неравномерным, а также из-за значительного подъема дна, когда слой воды над отмелью становится меньше осадки льда.
При дрейфующем льде резкий подъем дна может быть опознан по неподвижным льдинам, расположенным среди окон чистой воды. По размерам льдин можно судить о глубине в данном месте. Значительные подъемы могут быть также обнаружены по характерным языкам чистой воды или редкого мелкобитого льда, вдающимся в кромку основной массы льда, держащегося у берега. Языки льда, вытянутые от кромки льда в сторону берега, иногда указывают на некоторое увеличение глубины к берегу, но это не всегда и доверяться этой примете целиком нельзя.
У устьев рек обычно бывают отмели, из которых особенно опасны так называемые «ловушки». Речной поток обычно направлен под определенным углом к берегу или по некоторой кривой, которая идет сначала от берега, а затем загибается и вытягивается вдоль него. По направлению этого изогнутого течения формируется вал из речных наносов, создавая своеобразный мешок-ловушку.
Рис. 86. Разреженный лед над отмелями
В осенне-зимнем плавании во льдах ориентирование становится очень трудным. Обильный снег, покрывая поверхность льда, сглаживает его характерные неровности, придает ледяному покрову однообразный вид и в результате лишает судоводителя возможности надежно ориентироваться и различать структуру льда. Снег скрывает в молодом льду наиболее тяжелые участки. Значительно осложняется ориентировка по берегу, так как из-за снега он становится однообразным и трудно различимым в деталях.
Определение скорости судна во льду состоит в фиксации времени, затрачиваемого судном на прохождение известного расстояния. За расстояние обычно принимают длину самого судна. Скорость определяют следующим образом. В тот момент, когда форштевень судна поравняется с приметной льдиной или предметом, специально сброшенным с судна на лед, включают секундомер. Как только судно пройдет сброшенный предмет или льдину, секундомер останавливают. Зная длину судна и имея время, получают определяемую скорость судна.
Когда за мерное расстояние принимается длина судна, в определении скорости неизбежны ошибки, которые возникают из-за неточного фиксирования момента начала и конца отсчета времени, когда предмет и кромка соответствующего штевня окажутся на мысленной прямой, перпендикулярной диаметральной плоскости, т. е. на траверзе штевня.
Пределы возможной погрешности зависят от величины угла между зрительным лучом и траверзом, а также от расстояния между бортом судна и ориентиром. В практических условиях наблюдатель обычно определяет моменты выхода ориентира на траверз штевней без визира, становясь поперек судна лицом к ориентиру. В этом случае угловое отклонение зрительного луча наблюдателя от траверза может составлять несколько градусов (примерно до 10°). Расстояние до избираемых ориентиров или бросаемых предметов с борта судна может находиться в пределах 10—30 м. Если взять длину судна равной 100 м, то ошибка в определении скорости будет находиться в пределах 10%, что вполне приемлемо для практических условий плавания во льдах.
Источником больших погрешностей в определении скорости судна может явиться дрейф судна, при котором ориентир перестает быть неподвижным. Для устранения других возможных ошибок определения скорости следует определять ее в такое время, когда судно двигается равномерно и прямолинейно. Если плавание протекает в условиях, когда сплоченный лед чередуется с разводьями, следует определять скорость в моменты применительно к тем и другим условиям движения. Судоводитель должен определять скорость, которая соответствует той ледовой обстановке, в которой в основном проходит плавание.
Определение дрейфа судна — важный элемент ориентирования во льдах. Один из способов — с применением ручного лота на глубинах до 30 м. Определение ведется с судна, лежащего в дрейфе. Гирю лота опускают на грунт. Замечают отсчет лотлиня на уровне руки, одновременно пускают секундомер. Постепенно по мере натяжения лотлиня втугую потравливают еще 20—30 м лотлиня. Затем подождав момента, когда выберется слабина, останавливают
секундомер, замечают угол между вытянутым лотлинем и диаметральной плоскостью судна, а также курс последнего. При этом очень важно следить за тем, чтобы при выбирании лотлиня втугую не сдвинуть гирю с места.
Величину дрейфа определяют по формуле прямоугольного треугольника, т. е.
Рис. 87. К определению величины дрейфа судна по лотлиню
где lл (рис. 87) —длина лотлиня;
игл (см рис- 87) — глубина места.
Для определения скорости дрейфа Од расчетную величину дрейфа Sд делят на время наблюдения tн
Данный способ имеет погрешности, связанные с излишней слабиной и провесом лотлиня, возможным сдвигом гири лота. Однако эти погрешности вполне допустимы в практических условиях плавания.