Средства и приемы воспитания и обучения
Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
· Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
· Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
· Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
· Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
6. Формы организации образовательного процесса
Классификация форм обучения:
§ По длительности (времени) обучения различают:
§ 1) классический урок – 45 минут;
§ 2) спаренный урок – 90 минут;
§ 3) спаренное укороченное занятие – 70 минут;
§ 4) «уроки без звонков» произвольной длительности.
§ Организация формы обучения – виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.
§ Существует 2 вида форм обучения:
§ 1) коллективная работа;
§ 2) индивидуальная работа.
§ Коллективная работа включает в себя:
§ 1) урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;
§ 2) факультатив – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески-практические занятия;
§ 3) семинар – коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов и развивает психические процессы (готовятся в течении 2 недель – 1 месяца, получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы, занимает – 90 минут)4
§ 4) практикум – комплекс самостоятельных, лабораторных работ учащихся (биология, химия, физика, география). Учебный практикум – выработка практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов) – на протяжении 2-3 недель;
§ 5) экзамен – итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности;
§ 6) учебная экскурсия – учебное занятие проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д. (экскурсии вне класса, они не имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся);
§ Экскурсии бывают:
§ - по месту в учебной программе: - вводные;
§ - текущие;
§ - обобщающие.
§ - по содержанию: - предметные (1 объект);
§ - комплексные (несколько объектов).
§ - по мету проведения: - природоведческие;
§ - производственные;
§ - культурологические.
§ Они используются на любом этапе обучения:
§ 1) с целью введения в тему;
§ 2) как способ получения новой информации;
§ 3) для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.
7) дополнительные занятия – групповые и индивидуальные формы обучения с целью восполнения пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
§ 8) домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.
§ Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков; самостоятельное усвоение доступного материал и дополнительной информации; выполнение практических и творческих работ.
§ Необходимо принимать во внимание следующие требования:
§ - домашнее задание должно быть своевременным;
§ - домашнее задание должно быть связано с темой урока;
§ - организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;
§ - задание уроков на дом должно быть доступным;
§ - необходимо обращать внимание на то, владеют ли учащиеся необходимой техникой работы.
§ Для учителя важно не то, что все должны сделать одинаковое задание, а достижение поставленной учебной задач, формирование положительного отношения к выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Особое внимание уделяется контролю за выполнением домашнего задания.
§ Проверка домашнего здания происходит различными приемами:
§ 1) учитель проверяет домашнее задание всех учащихся;
§ 2) учитель проверяет только несколько работ;
§ 3) учащиеся взаимно проверяют свои работы;
§ 4) ученики сами проверяют свои работы.