Тема: Однокоренные слова 4-й класс

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова от данных; находить однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне, с глухим или звонким согласным звуком на конце слова, с твердым или мягким согласным звуком на конце и в середине сло­ва; отличать однокоренные слова от сходных по буквен­ному составу слов с омонимичными корнями, от слов-па­ронимов и от слов-омонимов; развивать языковое чутье, внимание, мышление; воспитывать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Ход игры

♦ Оргмомент

Объявление темы, целей игры. Инструктаж участни­ков игры (объяснение правил, распределение ролей).

♦ Выбор участников первого агона

Назовите три слова, однокоренных слову «гриб». Назовите три слова, однокоренных слову «сад». Назовите три слова, однокоренных слову «дом».

♦ Первый агон

Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

        У Р О Ч К А
        И Р Ь    
        О В И К  

Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

            Н И К
П Е Р Е           О К  
            А Я
                       

Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

  У Ш Е К
        Н И Ц А
  Н Ы Й  
               

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»?

Желтый, железный, желток.

Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?

Рисунок, нарисовал, рисовая каша.

Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?

Носорог, носильщик, переносить.

Задание 3

Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, за­писанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «водить» обозначьте красными фишками.

Водяной, водитель, завод, паводок, поводок, водоросли.

Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «гореть» обозначьте красными фишками.

Горочка, горючий, сгорел, гористая, прогорел, при­горок.

Красная дорожка. Узнайте слово по его значению.

Однокоренное слово к слову «земля», обозначающее: «Житель той же местности».

♦ Выбор участников второго агона

- Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «пою».

- Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «танцую».

- Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «смотрю».

♦ Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Спиши на урок.

Спеши слова.

Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к справленным словам.

Хитрая леса.

Зеленые лиса.

Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложениях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Острые мячи.

Детские мечи.

Задание 2

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухой — по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод — молот)

Желтая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить. (Луг — лук)

Красная дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

С буквой Т по реке плывет,

А со звонкой — на ветке растет. (Плот — плод)

Задание 3

Зеленая дорожка. Как превратить стеклянную посу­ду в помещение для мытья? (Ваза — ванна)

Желтая дорожка. Что надо сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест — шесть)

Красная дорожка. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «В чем ошибка мальчика?

«В диктанте было предложение про дедушку, который отдохнул на скамейке и пошел дальше. Когда учительница возвращала тетради, она сказала Коле: «А ведь дедушка и до этого был седым». Какую ошибку допустил Коля? Как нуж­но было Коле проверить это слово?» (Сидел — седел)

♦ Финальный агон Задание 1

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова'?

 

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке.

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

(Ключ)

Желтая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка)

Красная дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

У позвоночных я бываю

И горный кряж обозначаю.

(Хребет)

Задание 2

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Желтая дорожка. Какой кистью не выкрасишь стену?

Красная дорожка. Какой лук не растет на грядке?

Задание 3

Зеленая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «коса» со значением «прическа» из данных слов: острая, песчаная, рыжая.

Желтая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «ключ» в значении «родник», издан­ных слов: стальной, скрипичный, холодный.

Красная дорожка. О скольких норках говорится в стихотворении:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла. (О двух)

♦ Подведение итогов игры. Награждение победителей.

ИГРОВОЕ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «СУФФИКСАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Й КЛАСС

Цель:обобщение знаний и умений по теме, обогаще­ние словарного запаса, развитие слуховой памяти.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Учитель.Ребята, сегодняшнее последнее занятие по теме «Суффиксальное словообразование» мы проведем в виде игры-соревнования двух команд. К вам в гости пришел Волшебник Суффикс (показывает плакат с изображением), который будет играть с вами.

♦ Знакомство

Учитель.Вначале нам нужно познакомиться с Суффик­сом. Каждый из вас сегодня представляет тот или иной суффикс (карточка с написанным суффиксом прикре­плена у игроков на шапочках). Вы должны назвать слово с вашим суффиксом.

♦ Редактирование

Учитель.Видите, ребята, как много в русском языке суф­фиксов. Они делают нашу речь богаче и выразительней. Попробуйте обойтись без суффиксов — и вы увидите, как бедна и некрасива станет наша речь. Представим себе, что суффиксы вдруг исчезли из слов. Попробуйте исполнить песню «В лесу родилась елочка», убрав из слов все суффиксы. Первая команда исполняет первые три куплета, вторая команда — остальные три куплета. Первоначальный текст песни вы получите. На подго­товку дается пять минут, участвует в этом конкурсе по три игрока от каждой команды.

♦ Эстафета

Учитель.Пока участники конкурса певцов готовятся, поиграем в эстафету. На доске написаны столбики однокоренных слов с пропущенными суффиксами, по одному столбику для каждой команды. Играющие вы­ходят по очереди и вставляют нужные суффиксы в ме­сто пропуска.

♦ Игра «Кто это?» (По суффиксам профессий).

Каждой команде задается по одному вопросу по оче­реди, отвечать может любой, но если допущена ошибка, исправить ее можно только один раз. Кроме слова назы­вается еще и суффикс.

Карточка для первой команды

1.Поднимает грузы на подъемном кране. (Кра­новщик)

2. Скрепляет панели скобами и сваривает их. (Сварщик )

3. Красит окна и двери. (Маляр)

4. Делает электропроводку. (Электромонтер)

5. Кладет стены дома из кирпича. (Каменщик)

Карточка для второй команды

1. Ведет монтаж дома из панелей. (Монтажник)

2. Кладет на стены облицовочные плитки. (Плиточница)

3. Вставляет в рамы стекла. (Стекольщик)

4. Роет котлован для дома. (Экскаваторщик)

5. Выстругивает из дерева рамы. (Столяр)

♦ Игра «Найди пару» (Суффиксы прилагательных)

На доске два столбика слов: в первом столбике — су­ществительные, во втором — прилагательные. Нужно по­добрать по смыслу к существительным прилагательные, соблюдая лексическую сочетаемость слов. Нужно соеди­нить линиями и обозначить суффиксы прилагательных.

Команда 1 Команда2
волк ледовитый котенок цветастый
врач зубастый воздух домашний
старик ледяной адрес цветной
нож зубной хозяин дымчатый
океан костяной телевизор дымный
дом костистый халат домовитый
♦ Игра «Кто больше»  
Ведущий читает стихотворные тексты, каждой коман­де свой отрывок. Нужно назвать слова с суффиксами.
Команда 1 Команда2
Из-за леса, из-за гор Вышла кисонька на мост,
Едет дедушка Егор. Четыре лапы, пятый хвост,
Сам на лошадке. Бархатная спинка,
Жена на коровке. В лапке хворостинка.
Дети на телятках,    
Внуки на козлятках.    
       

♦ Подведение итогов занятия. Награждение победи­телей.

Наши рекомендации