На льдине (Приставки и предлоги)
Море замерзло. Рыбаки поехали на санях по льду. Поехал и Андрей с сынишкой Володей. Рыбаки наделали во льду дырок и стали запускать сети. Володя помогал выпутывать и выбирать рыбу из сетей. Решили ночевать в санях.
Ночью рыбаков оторвало и унесло на льдине в море. Все волновались. Вдруг между туч Володя увидел блестящую точку. Это был самолет. С самолета упал мешок с едой и запиской.
Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. (79 слов)
Отважный поступок (Приставки и предлоги)
Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Высоко в небе пели жаворонки. Петя шел из школы домой. Дорога проходила берегом реки. Вдруг Петя услышал громкий крик. Он взглянул в сторону реки и увидел, что тонет маленький мальчик. Мальчик катался на плоту и упал в воду.
Петя быстро разделся и бросился в воду. Он умел хорошо плавать. Он спас мальчика.
На другой день в школе узнали о смелом поступке Пети. Мальчику объявили благодарность. (74 слова)
Дятел (Приставки и предлоги)
Летит дятел, несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него жесткие, крепкие. Сунул свежую шишку в расщелинку осины, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел задругой. (61 слово)
КОНСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗВУКИ И БУКВЫ
ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД. 2-Й КЛАСС
Цель:закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуковой структуры, дифференцировать термины «звук» и «буква», расширять словарный запас школьников, развивать кратковременную и долговременную память, воспитывать чувство товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
♦ Оргмомент
Дети распределяются на две команды.
♦ Вступление
Ведущий.Отгадайте загадку:
Они, как я заметила.
Везде и всюду есть:
В руке их только четверо.
Зато в кармане — шесть.
Я шесть их вижу в радуге
И, если сосчитать,
То сразу сами скажете.
Что их в арбузе — пять!
(Буквы, звуки)
Как вы думаете, какая тема нашей игры?
♦ Разминка
Игра «Перекличка». По очереди команды называют слова, обозначающие съедобные предметы (1 команда — начинающиеся на звук М, 2 команда — на звук К).
♦ Анаграммы
Предъявляются на слух, а наборы букв даны на доске. За два правильно отгаданных слова дается два очка, за одно — одно очко. Если одна команда не дает ответа, другая имеет возможность решить анаграмму соперника.
1) П, Л, И , АЛегко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои —
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа — пила)
2) Н, С, А, С, О Я— дерево. Вродной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.
(Сосна — насос)
3)И, К, ТЗнают все, что я такое:
Яживотное морское.
Акогда с конца прочтешь,
Мной матрацы обобьешь.
(Кит — тик)
4) О, Н, СЗадачу ты решишь свободно:
Янебольшая часть лица.
Но, если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидишь что угодно.
(Нос — сон)
5) Т, А, Р, К, ЕКто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе — превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер — Артек)
6) П, А, Л, Ш,.АЛежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь—
В кастрюлю я полезу.
(Шпала — лапша)
7) А, О, М, К, РМеня найдешь на корабле
Я— слово, издавна знакомое.
Но буквы переставь во мне,
И ты получишь насекомое.
(Корма — комар)
8) Л, А, Т, А, СГеографию со мной
Изучают дети.
Дай порядок букв иной —
И найдешь меня в буфете.
(Атлас — салат)
9) Р, А, Н, ОВзгляни на карту — ты узнаёшь,
Что я французская река.
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Арно — нора)
10) И, Б, Г, РЗа мною в лес идешь ты летнею порою.
Там много нас пред осенью встречается.
Но буквы переставь, и сразу пред тобою
Судно под парусами закачается.
(Гриб — бриг)
♦ Работа в командах
Каждая команда получает по 3 карточки с написанными словами. За определенное время нужно подобрать к данным словам парные, добавив одну букву в любое место в слове.
Карточка для команды № 1 | ||
1)овцы | 2)село | 3)банк |
роза | остов | сор |
лень | здание | вол |
игры | кошка | зуб |
точка | катер | пол |
ром | овал | рыба |
Карточка для команды №2 | ||
1) кол | 2) ком | 3) зал |
ров | сон | пар |
тес | сук | бра |
лещ | кот | спор |
мех | щеки | стол |
лен | блок | верста |
♦ Конкурс капитанов
Викторина
1) Сколько в русском алфавите гласных букв? (10)
2) Сколько в русском языке ударных гласных звуков? (6)
3) Что общего у звуков ж, ш, ц? (Непарные твердые)
4) Что общего у звуков ч, щ, й? (Непарные мягкие)
5) Назовите все свистящие звуки, (с—с', з—з', ц)
6) Какие звуки всегда звонкие? (л—л',м—я', н—н', Р—Р' ,й)
7) Чем отличаются буквы Ь и Ъ от остальных? (Не обозначают звуков.)
8) Есть мягкие звуки в словах (даны на доске): машина, шелк, рожь? (Нет)
♦ Картинный диктант
Ведущий предъявляет картинки. Первая команда записывает названия картинок, у которых букв больше, чем звуков; вторая команда — названия, у которых букв меньше, чем звуков. Не объявляется, что есть лишние картинки.
Картинки: ёрш, юла, заяц, гусь, журавль, юбка, платье, портфель, холодильник, обезьяна, ели, пальто, конь, яблоко. (Лишние картинки: обезьяна, платье)
ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»