Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна

ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Главный редактор Т.В. Цветкова

Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор И.С. Шиловских

Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах:

«Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.

Тираж 6000 экз. Заказ № 1541.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495)656-75-05,656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

Библиотека журнала «Логопед»

Введение

В данном учебно-методическом пособии представлен мате­риал, являющийся руководством к деятельности учителя-ло­гопеда при организации работы в условиях школьного логопункта.

Отличительная особенность издания — сочетание норматив­но-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобще­ния накопленного опыта работы в условиях школы.

Включенные в пособие инструктивно-методические пись­ма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регла­ментируют работу учителя-логопеда в части организации дея­тельности школьного логопункта, его должностных обязанно­стей и распределения рабочего времени, требований к квали­фикации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации.

Основные требования к оборудованию, содержанию и офор­млению логопедического кабинета с перечнем дидактичес­ких пособий, используемых в работе; документация, необхо­димая в организации деятельности учителя-логопеда общеоб­разовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мне­нию авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объек­тивными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых ус­ловиях.

Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-лого­педам общеобразовательных школ такие пошаговые методи­ческие рекомендации и разъяснения со ссылками на феде­ральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.

Школьный логопункт: организация и содержание работы

Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образова­тельную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде­ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и спо­собствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федераль­ного значения. Например, сначала перечисляются необходи­мые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министер­ства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), ме­тодические принципы его организации и средства для их ре­ализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на ос­нове требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях на­растают процессы интеграции, в результате которых учите­лю-логопеду приходится работать не только с учениками, име­ющими нарушения речи первичного характера, но и с други­ми категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, осо­бенности познавательной деятельности различной этиологии).

Диагностическая составляющая логопедической работыпредставлена в таблице с вариантами формулирования лого­педических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для роди­телей.

Содержательная составляющая логопедической работыпоказана через вариант тематического планирования лого-

Наши рекомендации